«Восточные славяне». Урок истории в 6 классе.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл is_6.docx983.64 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет

история

Класс

6

Тема урока

Урок №2 «Восточные славяне»  

УМК

Данилов А.А. и др.  История России: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2015

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Составлять описание занятий восточных славян.
  2. Распознавать характерные, существенные черты систем земледелия (подсечно-огневого и переложного).
  3. Описывать систему религиозных воззрений восточных славян.        

Метапредметные регулятивные:

  • формулировать цель учебного занятия
  •    оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности.

Метапредметные познавательные:

  •    находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  •    выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.

Метапредметные коммуникативные:

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Мотивация

6 мин

Тема  нашего урока «Восточные славяне»

Основной источник сведений о восточных славянах- летописи.

«В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле, о Древнерусской,

Быль записывал монах»….

Что мог написать в своей летописи монах о восточных славянах?

Что из этого списка Вы уже знаете о восточных славянах?

Что необходимо сделать на уроке для получения всей информации о славянах?

Называют:

- на какой территории жили,

- какие племена,

- какие занятия,

- какие обычаи.

- на какой территории жили: Восточно- Европейская равнина, вдоль течения реки Днепр, от Новгорода на севере до Киева на юге..

- какие племена: поляне, древляне, кривичи, дреговичи….

-составить описание занятий и обычаев  восточных славян (их образа жизни).

Формулировать цель учебного занятия

6 мин.

Задание 1. Современные художники изобразили повседневную жизнь славян. Рассмотрите иллюстрации  и назовите  занятия восточных славян.

           

Отвечают на вопрос

- на первой иллюстрации изображены мужские занятия: молодой мужчина пашет землю, двое других, по видимому, возвратились с охоты, на реке виднеются лодки рыбаков, мальчик пасет мелкий скот.

- на второй иллюстрации изображен повседневный труд женщин…………………..

Фиксируют результат в листе достижений

Составлять описание занятий восточных славян

10 мин.

 Какое занятие было самым важным в жизни славян?

Восточно-Европейская равнина очень большая – есть и леса и степи.  Как вы думаете, одинаковый ли был способ обработки земли?

Задание 2. Прочитайте пункт N параграфа N и заполните пропуски в схеме «Системы земледелия у восточных славян»

Земледелие

Нет

Читают пункт параграфа, заполняют схему, проверяют по предложенному образцу.

Фиксируют результат в листе достижений

Распознавать характерные, существенные черты систем земледелия (подсечно-огневого и переложного)

Физминутка

2 мин

  1. Встать-сесть (встать, если называется восточнославянское племя, а сесть, если другое).

  2. Поднять руки-опустить руки (поднимать руки, если географическое название относится в Восточно - Европейской равнине – родине славян).

  3. Шаг вперед – шаг назад (утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.).

10 мин.

Задание 3. Прочитайте пункт N параграфа N и выпишете особенности религиозных верований восточных славян.

Читают пункт параграфа, оформляют запись в тетради, проверяют по предложенному образцу.

Фиксируют результат в листе достижений

Описывать систему религиозных воззрений восточных славян

Рефлексия

10 мин

Выполните задания на индивидуальных карточках

Задание 1. Подчеркните в предложенном списке характерные черты образа жизни восточных славян:

Главное занятие –земледелие, главное занятие- скотоводство, занимались ремеслами, строили каменные жилища, разводили мелкий скот, занимались морской торговлей.

Задание 2. Рассмотрите рисунки. Подпишите название систем земледелия, изображенных  художником, и расставьте номера этапов для каждой системы  земледелия.

Задание 3 Установите соответствие между именами славянских богов

Имя божества

Занятия или силы природы, олицетворяемые божеством

1) Велес

А) бог солнца

2) Перун

Б) бог грозы и войны

3) Ярило

В) бог скота и богатства

Г)  злой дух дома

Выполняют задания и проверяют самостоятельно по предложенному образцу. Выставляют отметки за урок.

Домашнее задание

1 мин.

Рабочая тетрадь, задание № 1,2,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по теме «Государства Южной и Юго-Восточной Европы» Новая история. 8 класс (к учебнику Н.В.Загладина)

Выполнение кроссворда по теме "Государства Южной и Юго-Восточной Европы" может  выступать как средство проверки знаний по изученной теме, либо как средство изучения темы, когда учащиеся работают ...

"Быт и нравы древних славян". Урок истории в 6 классе

Основные задачи урока:Цель урока: познакомить учащихся с бытом и нравами древней Руси.Задачи:Образовательные:·         познакомить с повседневной жизнью зе...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

"Восточные славяне в древности", презентация к уроку истории, 10 класс

В презентации дана характеристика восточнославянских племен - их расселение, занятия, верования, общественное устройство....

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...

разработка урока истории 5 класс "Восточное Средиземноморье"

разработка урока истории в 5 классе по теме "Восточное Средиземноморье" Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный;работа с учебником, в парах, группах, работа п...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...