Реформы Ивана Грозного.
план-конспект урока по истории на тему

Рунова Мария Александровна

Тема урока: Реформы Ивана Грозного.

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с реформами Ивана Грозного, их значимость для России XVIвека;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление о личности Ивана Грозного.
  2. Определить содержание основных реформ ИванаIV.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_reformy_ivana_groznogo.docx53.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Реформы Ивана Грозного.

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с реформами Ивана Грозного, их значимость для России XVIвека;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление о личности Ивана Грозного.
  2. Определить содержание основных реформ ИванаIV.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Основные вопросы урока:

1.  Начало правленияИванаIV.

2.  Реформы Избранной рады.

Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, приказы, Уложение о службе.

Избранная рада – термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560.

         Земский собор – это высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Приказы – органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.

Уложение о службе – законодательный акт, определивший порядок службы в России XVI века.

Основные даты: 1533 – 1584 гг. – правление Ивана IV; 1547 г.  – венчание Ивана Грозного на царствование; 1549 г. – первый Земский собор; 50 – е гг. XVI в. – реформы Избранной рады; 1550 г. – судебник Ивана Грозного.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс. Сахаров А.Н. (2003, 320с.)
  2. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Ч.1. Сахаров А.Н. (2012, 336с.) 
  3. История. Тесты за курс 10 класса в формате ЕГЭ. Пазин Р.В. (2013, 176с.)  

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, карта.

Ход урока:

  1. Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  1. Сообщение новой темы, целей урока, мотивация учебной деятельности:

Тема урока «Реформы Ивана Грозного». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, какИзбранная рада, Земский собор, приказы, Уложение о службе.Узнаемсодержание реформ Ивана IV.

  1. Изучение нового материала
  1. Начало правления Ивана IV.

Подходило к концу правление Василия III. Он умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше-матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды: "Бывало мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит".

Одни из бояр (Глинские, Бельские) проводили политику ограничения власти наместников и волостей - представителей центра в уездах и волостях; еще при Елене Глинской была введена единая общерусская монета - серебряная копейка, заменившая многочисленные деньги удельных земель. Другие (Шуйские), наоборот, выступали за усиление позиций феодальной аристократии (раздача земель, привилегий, налоговых и судебных, боярам, монастырям). К власти приходила то одна, то другая группировка. Менялся и духовный владыка - митрополит, глава русской православной церкви: на место Даниила на митрополичий престол сел (1539 г.) Иоасаф, троицкий игумен, близкий Бельским; затем новгородский архиепископ Макарий, поддержанный Шуйскими. Придворные пертурбации сопровождались интригами и казнями. "Боярское правление" (1538-1547 гг.) надолго запомнилось русским людям беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей "своим людям", расправами, разбоями.

В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус - отдает, например, своим псарям приказ затравить неугодного ему князя Андрея Шуйского.царь боярин налог реформа

Борьба бояр и княжат за власть продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их - Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства. С надеждой многие смотрели на Ивана IV. Когда он вошел в "возраст", его венчали на царство. В январе 1547 г., когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. По "чину венчания", составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться "царем и великим князем всея Руси". Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет и титул "царь".

В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева. Новые родственники царя, появившиеся при дворе и получившие высокие чины и должности, митрополит Макарий, их сторонники из бояр и князей вскоре объединились против Глинских, возглавивших правительство. Представился и подходящий случай.

Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. 21 июня огромный пожар почти дотла спалил деревянную столицу - сгорело 25 тысяч дворов, остались без крова 80 тысяч москвичей, почти все ее население, 1700 человек погибли.

Царь Иван, уехавший из-за пожара из Москвы, отсиживался в подмосковном селе Воробьеве (на Воробьевых горах). Сюда 29 июня явились восставшие, вооруженные чем попало, и потребовали у царя отдать им на расправу Анну и Михаила Глинских. Иван уговаривал прекратить восстание, уверял, что Глинских у него нет. Восстание привело к падению правительства Глинских и приходу к власти Захарьиных.

  1. Реформы Избранной рады.

«Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия.

Создание

Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после московских событий лета 1547 года: пожара, а затем Московского восстания. Согласно версии Курбского, во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, <…> чтобы <…> пресечь его буйства и умерить неистовый нрав».

Состав

Состав «Избранной Рады» является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода А. Ф. Адашев.

С другой стороны, некоторые историки отрицают существование Избранной Рады как учреждения, руководимого исключительно тремя вышеуказанными лицами.

Н. М. Карамзин включает в состав «священного союза» митрополита Макария, а также «мужей добродетельных, опытных, в маститой старости ещё усердных к отечеству». Участие князей Курбского и Курлятеватакже несомненно. Кроме этих двух, Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметевых.

Деятельность

Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

Реформы Избранной рады:

  1. 1549 г. Первый Земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.
  2. Судебник 1550 г. — развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.
  3. Формирование приказной системы (реформы центрального управления): Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.
  4. Стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.
  5. Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.
  6. В 1556 году была проведена реформа местного управления — отмена кормлений. Место кормленщиков заняли органы земского самоуправления — головы и целовальники. Наделение правами провинциального дворянства.

Реформы Ивана IV

Реформа

Основное содержание реформы

Результаты реформы

Центрального и местного управления

Расширение состава Боярской думы

Кроме бояр и окольничих, в состав Боярской думы вошли думные дворяне и думные дьяки

Введение Земских соборов

Формирование сословно-представительной монархии

Создание приказной системы

Формирование новой системы центральных органов власти; укрепление центральной власти

Продолжение осуществления губной реформы

Завершение формирования системы территориально-административного деления

Упразднение института кормленчества

Вместо бояр-кормленщиков избирались земские старосты из местного дворянства, верхушки купечества и зажиточного крестьянства

Военная

Создание «Избранной тысячи»

Формирование корпуса военачальников и администраторов не увенчалось успехом из-за нехватки земель в центральных уездах

Принятие «Уложения о службе»

Установление нового оклада денежного жалования дворянам и нового порядка несения ратной службы (со 100 четвертей земли дворянин должен был выставить вооруженного воина с конем; за выставленных сверх этой нормы устанавливалось дополнительное вознаграждение)

Формирование стрелецких полков

Создание регулярного войска

Финансовая

Замена подворного обложения поземельным

Введение новой единицы налогообложения большой сохи

Таможенная реформа

Введение единой рублевой пошлины и унификация системы мер и весов

Судебная

Издание нового свода законов, закрепляющего и регулирующего основные правовые отношения

Ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено превращать в холопов детей боярских (дворян). Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого.
Усилен контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях; наиболее важные судебные дела решали в Москве царь и Боярская дума.
На местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники

Церковная

Издание «Стоглава»

Расширение пантеона русских святых.
Компромисс между светской и церковной властью, направленный на унификацию идеологической и духовной жизни русского общества

  1. Подведение итога урока.

Вопрос классу: какие ассоциации связаны у вас с понятием «реформы»?

Составление кластера.

  1. Домашнее задание:

§25, составить синквейн «Избранная рада»

1 строка – одно слово – центральное понятие темы,

2 строка – три слова, прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие,

3 строка – два слова, объясняющие суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.

Итоги урока: в ходе проведенного мной урока были достигнуты все поставленные цели. Учащиеся проявили большой интерес к данной теме, были внимательны и максимально сконцентрированы. Проявляли активность в ходе всего урока. Материал учащимися усвоен хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реформы Ивана Грозного.

Презентация о реформах Ивана Грозного....

Разработка урока "Правление Ивана Грозного. Реформы 50-хгг. Опричнина."

эта разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме Иван Грозный...

Реформы Ивана Грозного

Конспект урока к учебнику "История России" 10 класс; авторы: И.Л. Андреев, И.Н. Данилевский, В.В.Кириллов; издательство "Мнемозина", М., 2011...

Россия в царствование Ивана Грозного. Избранная Рада и её реформы

Занятие по данной теме можно проводить как в компьютерном классе, где каждый обучающийся имеет возможность работать с презентацией самостоятельно, так и в кабинете с мультимедиа-проектором.  Реал...

Конспект к уроку истории в 6 классе "Реформы Ивана Грозного"

Работа равскрывает содержание и значение  преобразований Ивана Грозного( церковная реформа, судебная реформа, военная реформа, опричнина). Материал подобран на основе учебного материала для...

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Урок "реформы Ивана Грозного

Технологическая карта урока "Реформы Ивана Грозного". 10 класс, профиль. "История России" с древнейших времен до к. XIX века. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов...


 

Комментарии

Исаева Анастасия Романовна

Большое спасибо автору за такую замечательную разработку, обязательно возьму на вооружение!:)