Урок "реформы Ивана Грозного
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Приходченко Галина Николаевна

Технологическая карта урока "Реформы Ивана Грозного". 10 класс, профиль. "История России" с древнейших времен до к. XIX века. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prihodchenko1.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                 

муниципальное казенное образовательное учреждение

«Кривомузгинская средняя общеобразовательная школа имени М.З. Петрова»

История России

«Реформы Ивана Грозного»

10 класс

учитель истории и обществознания

Приходченко Галина Николаевна

2016 год

Технологическая карта урока

Класс 10                      

Предмет История России          

Учебник «История России» с древнейших времен до к. XIX А.Н. Сахаров, В.И. Буганов  М., Просвещение. (профильный уровень)

           

 Урок по теме «Реформы Ивана Грозного»

Тема урока

 «Реформы Ивана Грозного»

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

 1) Углубить знания по истории  России 16 века, сформировать представление об эпохе Ивана Грозного, осознать ее противоречивость;
2) Сформировать оценочные суждения о личности и политике Ивана IV через работу с различными видами исторической информации, определить собственную аргументированную позицию по данной теме, а также значение изучаемой темы для современников;
3) Способствовать развитию информационной культуры обучающихся.

         

 Научиться

1.навыкам  поиска и анализа информации в разных источниках (как печатных, так и Интернет);

 2навыкам анализа, сравнения, синтеза, обобщения, исследования;

 3)решению проблемных задач; 4) пониманию друг друга (эмпатия) и позитивного общения;

 5)характеристике и объективной оценке исторической личности.

1) Воспитание толерантного отношения к собственной истории; 
2) Формирование чувства ответственности и  гражданской позиции; 
3) Воспитание негативного отношения к деспотизму, террору как способу решения политических проблем.

Основные термины и понятия

Реформы Избранной рады, сословная монархия, стоглавый собор

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Что делать? (сделать?)

Погружение в тему урока

Объявляет тему урока, просит представить исторические портреты современников Ивана Грозного

Представляют портреты современников Ивана Грозного  по группам

Митрополит Макарий, Сильвестр (1 группа)

Алексей Адашев, Малюта Скуратов(2 группа),

князь Андрей Курбский, Иван Грозный (3 группа)

Дают собственную оценку исторических деятелей эпохи Ивана Грозного. (Р, К, Л)

Осуществляют расширенный поиск информации (П)

Создание проблемной ситуации

Давайте познакомимся, с двумя точками зрения:

«Иван Грозный – тиран и диктатор»      Толстой А.Н.

А теперь познакомимся еще с одной точкой зрения:

«Иван Грозный – прогрессивный исторический деятель, мудрый правитель, выражающий интересы народных масс»         Сталин И.В.

Сравните эти два факта. Что вас удивляет?

Какой у вас возникает вопрос?

Дети подтверждают эту точку зрения, т.к. больше помнят яркие примеры истории (картина С. Иванов «Земский собор при Иване IV», В.Васнецов «Иван Грозный») и примеры жестокости Ивана Грозного (картина. И Репин «Иван Грозный убивает сына Ивана»

Скорее всего, обучающиеся не могут припомнить ни одной реформы

Приложение 1

Изучают картину С.Иванова «Земский собор», В.Васнецова «Иван Грозный», И Репина «Иван Грозный убивает сына Ивана» и осуществляют сравнение. (П, К)

Формулировка проблемы

«Иван Грозный: тиран или реформатор»

Выдвижение версий

Почему стали возможны такие высказывания?        

1.Иван Грозный в своей политике прибегал к жестоким методам

2.Жестоко расправлялся с единомышленниками и своей семьей

3.Иван Грозный сделал преобразования, которые изменили весь следующий ход истории.

4.Реформы были необходимы для укрепления сословно – представительской монархии.

Выдвигают версии (Р, К)

Актуализация

Что мы уже знаем по этой проблеме?

-Иван IV был венчан на царство

-В детстве остался без родителей

-ввел опричнину

- был жестоким правителем

-провел ряд реформ, укрепивших сословно – представительную монархию

Актуализируют свои знания (Р,К,П)

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность (П, К)

Составление плана

Что мы с вами должны  выявить, что бы решить эту проблему?

План

1.Рассмотрим личность Ивана IV.

2.Выясним, какие реформы были проведены Иваном Грозным.

3. Изучим документы эпохи Ивана Грозного

Составляют план работы над проблемой (П)

Планируют пути достижения цели(Р)

Устанавливать причинно – следственные связи (П)

Поиск решения

1Работа в парах (понятия)

1.Работа над понятиями

(Реформы Избранной рады, сословная монархия, Стоглавый собор)

1.Давать определения понятиям, умение пользоваться справочной литературой, ресурсами интернета. (П)

1. Работа в группах с  документами  о личности И. Грозного.

1.Чтение документов.

(Приложение 2)

2.Делают выводы о личности И. Грозного (Предприимчивый, образованный, собранный, жестокий, жадный)

1.Учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения (П)

2.Уметь доказывать свою точку зрения, корректировать свое мнение, выслушивая аргументы партнера.(К)

1.Работа в группах со схемами по реформам Ивана Грозного

-205 -206 по тексту учебника составьте таблицу  «Органы власти (сословно – представительная монархия)

- с.206  по тексту учебника составьте таблицу «Церковная реформа»

- с.207 по тексту учебника составьте таблицу «Реформа местного управления»

1. Работа в группах по своим страницам учебника и схемам.

1.Уметь объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования (П)

2.Уметь учитывать разные мнения и интересы, уметь обосновывать собственную позицию. (К)

1.Просмотр фрагмента видео

-Что вы можете сказать о реформаторской деятельности И.Грозного?

-Действительно ли они были нужны государству?

-Реформы вводились по согласию всего населения России?

-Проводимые реформы принесли пользу всему населению страны? (крестьянству, духовенству, дворянству)

Отвечают на вопросы учителя

1.Уметь объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования (П)

2.Уметь учитывать разные мнения и интересы, уметь обосновывать собственную позицию. (К)

Выражение решения проблемы

1.Свой вывод по проблеме

(Иван Грозный был великим реформатором. Он сумел жесткими методами изменить сложившуюся ситуацию в стране, укрепить государство).

1.Иван Грозный  был реформатором, который укрепил своими реформами  государство.

Делать выводы на основе аргументов (П)

Готовность принять личность Ивана Грозного как реформатора XVIв., выражать личное отношения к его деятельности. (Л)

Рефлексия

Учитель: В процессе работы на уроке мы с вами пришли к определенным выводам.

«Иван Грозный тиран или реформатор»?

В процессе работы на уроке, мы

1.Рассмотрели личность Ивана IV.

2.Выяснили, какие реформы были проведены Иваном Грозным.

3. Изучили документы эпохи Ивана Грозного

и пришли к выводу, что Иван Грозный был реформатором.

Делать выводы на основе аргументов (П)

Владеть основами коммуникативной рефлексии. (К)

Задания для этапа «Применение нового знания

п. 26, составить таблицу «Внешняя политика Ивана Грозного»

        

Приложение1

С. Иванов «Земский собор при Иване IV»

 В. Васнецов «Иван Грозный»

И.Репин «Иван Грозный убивает сына Ивана»

Приложение 2

О боярском правлении. Из переписки Ивана Грозного с князем Курбским.

Когда же… родительница наша…. Переселилась  из земного царства в небесное, остались мы с покойным братом Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и нападали при этом друг на друга.

И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворцы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну нашей матери перенесли в Большую казну. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, выпустили из заточения и привлекли на свою сторону… Нас же с покойным братом Георгием,  начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавочке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит… Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом, - говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе и наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Какое отношение к боярской верхушке и почему сформировалось у царя в детстве?

Михалон Литвин об управлении Ивана Грозного.

Он в такой трезвости держит своих людей, что ни в чем не уступает татарам, рабом которых некогда был; и он оберегает свободу не мягким сукном, не сверкающим золотом, но железом; и он держит своих людей во всеоружии, укрепляет крепости постоянной охраной; он не выпрашивает мира, а отвечает на силу силой.

Даже и в повседневных делах блещет хитроумие этого варвара. Ведь он настолько ничем не брезгует, что продает мякину, сено и солому. На пирах же его используются большие золотые и серебряные чаши, называемые соломенными, то есть отлитые на выручку от сена и мякины. Осмотрительное распределение должностей приносит еще и ту выгоду, что те, кого он посылает защищать границы земель, исполнять общественные дела, а также отправлять зарубежные посольства, выполняют  все эти поручения не на полученные от князя средства, а на собственный счет. И если только все будет выполнено по приказу и повелению его, то в качестве вознаграждения они получают от него не наличные деньги, но отдельные из уже упомянутых префектур.

Какие личные качества Ивана Грозного упоминаются в данном отрывке?

Н.М. Карамзин об Иване IV. «Предания веков».

Так, Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям. Имея редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства; хвалиться твердостию и властию над собою, умея громко смеяться в часы страха и беспокойства внутреннего; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты; хвалился, наконец, глубокою мудростью истребляя знаменитые роды, будто бы опасные для царской власти, - возводя на их степень роды новые, подлые и губительною рукою касаясь самых будущих времен; ибо туча доносителей, клеветников, кромешников, им образованных, как туча гладоносных насекомых, исчезнув, оставила злое семя в народе; и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново…

       В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и       старые предания затмились новейшими: но имя Иоанново блистало на судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских.

Заполните схему

- с.205 -206 по тексту учебника составьте таблицу  «Органы власти (сословно – представительная монархия)        

- с.206  по тексту учебника составьте таблицу «Церковная реформа»

с.207 по тексту учебника составьте таблицу «Реформа местного управления»

- с.206  по тексту учебника составьте таблицу «Церковная реформа»

                                                         

                                             

        

                                                         

с.207 по тексту учебника составьте таблицу «Реформа местного управления»

        

        

        

- с.205 -206 по тексту учебника составьте таблицу  «Органы власти (сословно – представительная монархия)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внешняя политика Ивана Грозного"

Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного

Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....

Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)

Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...

Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе

Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...

Россия в эпоху Ивана Грозного.

Презентация к уроку....

Урок истории России в 6 классе по теме "Правление Ивана Грозного"

Урок-обобщение по теме "Правление Ивана Грозного " позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить их к восприятию дальнейшего материала....

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....