Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История государства Российского", А.К. Толстой "Князь Серебряный", Д. Кедрин "Зодчие", привлечение репродукций картин В.М.Васнецова, И.Е.Репина, видов Красной пощади и собора Василия Блаженного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_v_7_klasse.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Образ Ивана Грозного в литературе и живописи

        

Цели и задачи урока:

  1. расширить представления и знания учащихся об исторических произведениях и эпохе Ивана Грозного;
  2. показать связь между различными видами искусства, историей и литературой;
  3. способствовать формированию навыков анализа литературного произведения, монологической и диалогической речи;
  4. развивать интерес к истории России и родного края

Оформление кабинета:

    репродукции или мультимедийная презентация картин В.М.Васнецова, И.Е.Репина, виды Красной пощади и собора Василия Блаженного.

            ТСО:

        мультимедийный проектор, компьютер;

        аудиозапись стихотворения Д.Кедрина «Зодчие».

        При подготовке к уроку учащимся были даны индивидуальные задания: выразительное чтение подобранных отрывков из повести А.К.Толстого «Князь Серебряный», пересказ эпизода убийства Иваном Грозным своего сына по книге Н.М.Карамзина «Предания веков», подготовка биографических справок о А.К.Толстом и Н.М.Карамзине.

   Ход урока:

        

Искусство всегда интересовалось историей, находя в ней сюжеты для своих произведений, героев, чья слава не увядает с веками. Княгиня Ольга, Князь Владимир, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Степан Разин – это не только исторические личности, но и герои книг, картин, спектаклей, кинофильмов.

Знание истории своей Родины во все времена считалось делом необходимым. Оно давало человеку право гордиться своей принадлежностью народу, имеющему славное прошлое, оно учило любить Родину, служить ей и защищать ее.

В истории есть герои и антигерои, есть личности настолько противоречивые, что единого мнения, однозначной оценки их жизни и деятельности нет и не может быть. Такой сложной, но удивительно интересной личностью был Иван IV.

 

Что связано в вашем представлении с личностью Ивана IV и его эпохой?

 Да, недаром его так прозвали Грозным: как только речь заходит о нем, в воображении каждого из нас встают опричники, кровавые забавы, жестокие казни, беспощадное покорение Новгорода Великого, взятие Казани… И главное – всюду смерть, кровь, жестокость.

Такова особенность народной памяти: в легендах, преданиях сохраняется или самое хорошее, или самое плохое. Согласно народным представлениям изображен Иван Грозный Лермонтовым в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». И это вполне естественно: ведь поэма создавалась в традициях народного творчества.

Каким же предстает перед нами на страницах поэмы царь Иван Васильевич?

Опираясь на ваши ответы, подвожу итог: Иван Васильевич изображен как человек крайне подозрительный и жестокий, способный по малейшему поводу прийти в гнев. Но прежде всего для Лермонтова он олицетворение неограниченной власти. По одному его слову казнят молодого купца Калашникова, «виноватого» лишь только в том, что он защищает честь своего доброго имени и честь любимой жены.

Но Иван Грозный был не только тираном. Если мы обратимся к историческим документам, то узнаем много интересного и, может быть, неожиданного для себя.

Он имел разум превосходный, не чуждый образования, соединенный с необыкновенным даром слова. Обладал редкой памятью, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего Отечества. Был монарх, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственных делах. Расширил границы государства, завоевав Казань, Астрахань, начав освоение Сибири. Любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно. Казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и стыдом.

Знаменит в истории как законодавец и государственный образователь. Издал «Государственное уложение», устроил различные учреждения для лучшего действия самодержавной власти: Казенный двор, различные приказы, суды.

Оставил после себя Руси войско, какого она не имела прежде: лучше устроенное и многочисленное.

Строил новые города для безопасности границ и развития торговли: Лаишево, Чебоксары, Козмодемьянск, Орел, Кокшанск, Тетюши, Алатырь, Арзамас…

Не знать этого или забывать об этом нельзя. Время правления Ивана Грозного – это не только время опричнины, но и важный этап в становлении сильного и обширного Российского государства, а Иван Васильевич не только жестокий и подозрительный человек, но и правитель державы, очень много сделавший для нее.

Вглядитесь в картину Виктора Михайловича Васнецова (1897 г.). Каким предстает Иван IV перед нами?

Перед нами прежде всего человек, уверенный в себе, сознающий свою власть и силу. Умный, проницательный взгляд. Величественная статная фигура, полная достоинства. Художник изобразил сурового самодержавца, создавшего огромное многонациональное государство.

А вот еще один «парадный» портрет Ивана Грозного, на этот раз литературный.

Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из повести А.К.Толстого «Князь Серебряный»:

«Наконец, загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола и, медленным шагом, вошел сам царь Иван Васильевич.

Он был высок, строен и широкоплеч. Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителя, богоматери, апостолов и пророков. Большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. Высокие каблуки красных сафьяновых сапогов были окованы серебряными скобами.

Страшную перемену увидел в Иоанне Никита Романович. Правильное лицо все еще было прерасно; но черты обозначились резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем, и на челе явились морщины, которых раньше не было».

Этот отрывок взят из прекрасной исторической повести Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный», которая переносит нас в эпоху Ивана Грозного.

Имя Алексея Толстого вам знакомо по его стихам. И вот еще одна встреча, которая откроет для вас новую страницу его творчества.

Биографическая справка (сообщение ученика):

Алексей Константинович Толстой, русский поэт и писатель, родился 24 августа 1817 года.

Шести лет он начал писать стихи, рано проявил интерес к отечественной истории. Он любил былинную Русь, Русь мудрых киевских князей, свободолюбивых воинов-богатырей. Именно поэтому многие его поэтические произведения написаны на исторические темы: это баллады «Курган», «Богатырь», «Змей Тугарин», «Илья Муромец», «Садко», «Алеша Попович». Их герои воплощают доброту, храбрость, стойкость и то высокое чувство чести, которое, по мнению Толстого, со временем постоянно утрачивалось.

В шестидесятые годы писатель работал над драматической трилогией «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», которая стала важным событием в истории русской драматургии. Через всю трилогию проходит тема зла, торжествующего и разрушающего.

Но, пожалуй, самой широкой известностью из всего написанного Толстым пользовалась историческая повесть «Князь Серебряный». Она выдержала множество изданий, была переведена на основные европейские языки.

Читателей привлекал историзм Толстого, умело построенный сюжет, живые образы героев, столкновение долга, верности и чести с изменой, насилием и жестокостью. Писатель прекрасно передал дух страшной и кровавой эпохи Ивана Грозного, создал запоминающиеся образы русских людей того времени.

Как видно из названия повести – «Князь Серебряный», – Иван Грозный не является ее главным героем. Мы встречаемся с ним лишь в ряде эпизодов, но судьбы основных персонажей так или иначе связаны с ним, зависят от его власти и воли, от того жизненного уклада, порядков, источником которых был Грозный.

Убедитесь в этом, познакомившись с одним из эпизодов книги.

Выразительное чтение заранее подготовленным учеником отрывка из повести (гл. 8 «Пир», сцена отравления на пиру старого боярина).

И вновь мы сталкиваемся с жестокостью Ивана Грозного, вновь поражаемся непредсказуемости его поступков, их бесчеловечность…

Мы убедились, что интерес к эпохе Ивана Грозного и самой личности царя давний. Знаем мы и то, что написанию любого исторического произведения предшествует большая подготовительная работа: автор должен хорошо знать жизненный уклад того времени, о котором пишет, события, людей, чувствовать атмосферу эпохи.

Откуда же берутся все эти сведения и знания?  (Ответы учащихся.)

На протяжении долгого времени одним из важнейших исторических источников была «История  государства Российского» Н.М.Карамзина, которая считается первой историей России. Обращались к ней в свое время и А.С.Пушкин, и М.Ю.Лермонтов, и А.К.Толстой, и многие другие писатели и поэты, находя в ней сюжеты для своих произведений, необходимые сведения об интересующей их эпохе.

Биографическая справка:

Николай Михайлович Карамзин, годы жизни 1766-1826, русский писатель и историк.

Уже в юности обращал на себя внимание своей начитанностью. Литературную деятельность начал с переводов иностранных авторов. Первое крупное произведение «Письма русского путешественника», написанное на основе впечатлений от заграничного путешествия, привлекло внимание к молодому литератору.

В 1803 году Карамзин меняет род деятельности. До этого времени он был беллетрист, поэт, журналист. Но он уже давно мечтал о создании большого труда по истории России. Он получает доступ в исторические архивы, с увлечением начинает изучать старинные документы и писать свою «Историю государства Российского».

В 1816 г. выходят первые восемь томов «Истории». О том впечатлении, которое они произвели, можно судить по заметке А.С.Пушкина: «Появление сей книги наделало много шуму и произвело сильное впечатление. Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них откровением».

Три тысячи экземпляров первых восьми томов, несмотря на высокую цену, были распроданы в течение 25 дней.

В последующие годы Карамзин успел написать еще три тома. Напряженная кабинетная работа подорвала здоровье писателя и 22 мая 1826 г. он скончался.

«История» его обрывается на событиях 1611 года, т.е. на событиях Смутного времени, последовавшего за царствованием Бориса Годунова. Эпоха Ивана Грозного, по-видимому, представлялась Карамзину достойной пристального внимания: их 11 томов «Истории» два посвящены ей.

Вот что рассказывает Карамзин, пожалуй, о самом драматическом и трагическом событии в жизни Ивана Грозного.

Подробный пересказ эпизода убийства Иваном Грозным своего сына.

Еще одна кровавая страница жизни царя Ивана Васильевича. Страшное событие, противное человеческой природе…

Вот каким предстает перед нами происшедшее на картине И.Е.Репина. Рассматривание картины, комментирование.

Внимание зрителей приковано к двум человеческим фигурам, расположенным в центре картины, написанной в мрачных тонах, передающих трагичность изображенного.

Перед нами не монарх, сознающий свою силу и власть, а обезумевший от ужаса и горя человек. Остановившимися от отчаяния взором глядит он на зрителей, судорожно сжимая слабеющее с каждой минутой тело любимого сына.

Опрокинутый трон, посох, брошенный на кроваво-красный ковер, таинственный полумрак – вот обстановка, в которой художник изобразил эту потрясающую сцену. Ужас и трепет вселяет в зрителей это трагическое полотно, ужас – и восхищение поразительным мастерством художника.

Еще один взгляд на эпоху Ивана Грозного, взгляд поэта Дмитрия Борисовича Кедрина, представителя уже 20 века, неоднократно создававшего произведения на исторические сюжеты. В 1938 году им написано стихотворение «Зодчие».

Знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает? Широко ли используется в современном языке?

В основе стихотворения легенда, связанная с историей строительства на Красной площади в Москве Покровского собора. Иван Грозный, отправляясь на покорение Казани, дал обет после победы над Золотой Ордой построить церковь. В 1554 г. была построена деревянная церковь, а в следующем году была перестроена в каменную. Работой руководили русские мастера Постник и Барма.

Выглядел храм так: «главная церковь окружена восьмью башнями, расположенными крестообразно в два ряда; башни второго ряда помещены между башнями первого; крыша главной церкви конусообразная и увенчивается маленькой главкой, вокруг основания ее было еще восемь главок; отдельно стояла деревянная звонница». С тех пор в облике постройки многое переменилось, но и тогда да и теперь храм поражал и поражает своей красотой, нарядностью, праздничностью.

Кедрин знал, что Иван Грозный щедро наградил первых строителей храма, а Постнику впоследствии поручил строительство стен Кремля в Казани. Но народное предание утверждает совсем другое, и именно ее использует автор как сюжетную основу своего стихотворения.

Прослушивание аудиозаписи. Беседа:

Для чего заказывает Иван Грозный храм? Какой он хочет видеть церковь?

В память о своей победе. Хочет, чтобы она была «иноземных пригожей, чтоб была благолепней заморских церквей» для того, чтобы своей красотой служила свидетельством его могущества.

А ради чего трудятся зодчие? Что вдохновляет их?

Они не думают ни о своей славе, ни о славе царя. Они создают красоту, прекрасное на радость себе и людям.

Какой получилась церковь? Чему она противостоит? Что происходит вокруг нее?

Красивой, нарядной.

Вокруг – купля-продажа, казни, жестокость, нищета. И среди этого, вернее, над этим – церковь, «как невеста», «как сказка», как напоминание людям о возможности другой жизни.

И эту красоту создали простые русские мастера, для которых труд – радость, творчество. И как у настоящих художников у них уже есть новые замыслы.

Радует ли Ивана Грозного то, что они готовы построить церковь краше этой?

Нет.

Почему царь так жестоко поступает с мастерами?

Он не хочет, чтобы была построена другая церковь краше этой, его церкви. Ему не нужна красота. Он и к прекрасному относится как собственник.

Что же происходит в дальнейшем? Память о ком и о чем хранит церковь? О ком поют песни гусляры?

Церковь, такая, «что словно приснилась», как живая отпевает своих создателей. Помнит о них и народ: «пели в тайных местах по широкой Руси» про страшную царскую милость.

В народном сознании церковь, построенная мастерами, связана не с победой царя, она не стала свидетельством его могущества, а является напоминанием о вдохновенном труде русских зодчих, их таланте, хранит память о суровой и страшной царской милости.

Мы обратились к нескольким произведениям литературы и живописи, воссоздающим личность Ивана Грозного и его эпоху.

Можно ли говорить о единодушии в их оценке? Какие черты его личности особенно ярко нарисованы?

Несмотря на все хорошее, полезное, нужное государству, что было сделано Иваном Васильевичем, он вошел в историю, литературу и живопись как Грозный, царь жестокий и беспощадный.

Домашнее задание: сочинение-эссе на основе читательских и зрительских впечатлений

 «Каким я представляю Ивана Грозного?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок по теме: Образ Ивана Грозного в литературе, истории.

Разработка бинарного урока по истории и литературе....

Урок внеклассного чтения. 6 класс. Литература

Тема урока: «В сердце всё человеческое богатство». По рассказу А. Платонова «Любовь  к  родине, или Путешествие воробья »...