урок Памяти
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Ухина Елена Александровна

Тема урока: «Всег- ДА, ПОМНИТЬ!» (посвящается детям войны)

7 класс

Цель: воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pamyati_7_klass.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Всег- ДА, ПОМНИТЬ!» (посвящается детям войны)

7 класс

Цель: воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту своей Родины.

Задачи:

  • обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
  • вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
  • показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом;
  • вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;
  • воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
  • развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакаты.

Атрибуты войны: черный платок,

Форма проведения: урок памяти.  

 

«Мы и не знали, что такое счастье..

Мы просто хотели жить....»

Анатолий Приставкин

«Ночевала тучка золотая» 

Ход урока:

ВИДЕО ряд «Белые панамки» (2.30) (источник сайт YouTube)

Учитель: «Детство - это самая лучшая пора в жизни человека.

От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь".

Фонограмма «Дети войны» (минус)

Словосочетание «дети войны» это что- то неестественное, несовместимое, печальное, грустное, тяжелое, потому что с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью враг уничтожал все… и детей!

Вдумайтесь в эти цифры:

Каждый день теряли 9168 детей,

Каждый час – 382 ребенка,

Каждую минуту – 6 детей,

Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет. А они просто хотели…жить!

 (фонограмма останавливается)

Память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний урок  памяти, напоминание, воспоминание.. 

Фонограмма Левитан «Объявление войны»

Учитель: Вот так неожиданно, война расколола детские жизни на до и после.

Из воспоминаний Фаины Люцко – 15 лет.

«… Не буду рассказывать… Не могу… Я не думала после всего жить... Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…

Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…

Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял и разделили: детей – отдельно, родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.

– Это не моя дочь!

– Мамочка!

– Это не моя дочь! Это не моя дочь…

Вот это я запомнила. Глаза у нее не слез были полны, а крови. Полные глаза крови:

– Это не моя дочь!

Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Расстреляли двух моих сестер и двух моих братьев. Когда убили детей, стали убивать родителей. Стояла женщина, держала на руках грудного ребеночка, он сосал водичку из бутылочки. Они выстрелили сначала в бутылочку, потом в ребенка, а потом только мать убили.

Я думала, что сойду с ума… Что я жить не останусь… Зачем меня мама спасла?…»

Учитель:

- Спасла ради чего? (ради жизни, будущего, продолжение рода)

- Спасти, сохранить, беречь, чтобы помнить!!!

Работа в группах с иллюстрациями. Прием «Собери фотографию» (работа в группах, учащимся выдаются заранее разрезанные на части черно- белые фото с сюжетом дети войны, их необходимо собрать и склеить)

(начинаем оформлять листок памяти, приклеивая на ватман, собранные фото) 1 ученик ответственный!! ДОСКА?

- Как сложилась детская жизнь ваших родственников? Расскажите…ИНТЕРВЬЮ???

(учащиеся подготовили рассказы о своих прабабушках и прадедушках и принесли фотографии родственников).

Учитель:

- Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…

Видео «Дети войны - дети без детства» (2.18)

Учитель: Детская память – вещь загадочная. Она избирательна!

Первое воспоминание трехлетнего Володи Шаповалова, как вели на  расстрел их семью и ему казалось, что мать кричала громче всех. Их воспитала война!

Работа с историческими источниками. (перед уроком выдаем тексты воспоминания о различных вариантах судеб во время войны)

Ученики подходят к столу и берут реквизит (пилотка, галстук, берет, платок)

Фонограмма Моцарт «Реквием»

  1. Комбат Виктор Веприк отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда  приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии под Шауляем был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод. 

  1. Мы выносили человеческий пепел из крематория и зашивали его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат, первая резус положительный, вот что нужно им. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, их  поили отравленным кофе; больных корью детей купали, от чего они умирали, голых детей в зимнее время гоняли в баню по снегу на расстоянии 500-800 метров и держали в бараках голыми по 4 дня; детей калек и получивших увечья вывозили на расстрел.

  1. Я, Александр Фадеев, горжусь тем, что мы отстояли Ленинград. Мы потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, потушили не один пожар в городе, с ребятами дежурили морозными ночами на вышках, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И мы были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".

Фонограмма стихотворения «Дети войны»

Минута Памяти (фонограмма метроном)

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она - как сила нам нужна…

фонограмма  «Не отнимайте солнце у детей».

Работаем над светлой стороной боевого листка. «Мы изменить должны!» (рисуем цветными карандашами на листках, обводим руку и в ней изображаем мирную жизнь)

Ладошки склеиваем «держась за руки»!

- Я хочу, чтобы не было больше войны….(тезис, объяснение, вывод)

Учитель: «Детство - это самая лучшая пора в жизни человека.

От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь".

А они так хотели .. жить!

Отснять видео- стихотворение «А ленинградцы тихо плачут»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"...

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...

Урок памяти «Мы память пронесем через года», посвященный памяти погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда.

Методическая разработка, появященная памяти погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда"ССЫЛКА НА ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ https://disk.yandex.ru/d/14RM8ZhgTDbHZw...