Главные вкладки

    Урок и презентация "Власть и церковь. Церковный раскол"
    презентация к уроку по истории (7 класс) по теме

    Березкина Елена Евгеньевна

    Урок и презентация по истории России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vlast_i_tserkov.docx241.75 КБ
    Office presentation icon vlast_i_tserkov.ppt2.92 МБ

    Предварительный просмотр:

    Березкина Елена Евгеньевна

    учитель истории и обществознания

    МАОУ СОШ №56

    г. Калининград

    Тема урока «Власть и церковь Церковный раскол»

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: осветить проблемы в отношениях между государством и церковью; дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII века.

    Задачи урока: познакомить учащихся с церковными нововведениями; объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона; продолжить формировать умение давать характеристику деятельности исторической личности – патриарха Никона и протопопа Аввакума.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа.

    Предполагаемый результат: Знать: об основных событиях социальной и церковной истории XVII века, причинах их возникновения, о роли православной церкви в истории страны; основные причины и последовательность церковного раскола.

    Уметь: определять место и роль основных событий истории России в середине  XVII века; самостоятельно анализировать материал учебника через составление сравнительной таблицы; анализировать результаты и делать выводы.

    Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология сотрудничества.

    Оборудование: мультимедийное оборудование.

    Основные понятия: протопоп, старообрядчество, раскол, раскольники.

    Основные даты: 1653-1655  гг.– церковная реформа Никона.

               1658 год – разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем.

         1666-1667  гг.  – церковный Собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего

         сана, проклятие раскольников.

    Структура и ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1.

    Организация начала занятия

    Слайд 1.

    Приветствие учащихся.

    Начало урока.

    Подготовка учащихся к работе на занятии.

    2.

    Проверка выполнения домашнего задания, пройденного материала

     Слайд 2.

    Слайд 3.

    Выявление пробелов и их коррекция.

    Вопросы повторения:

    1. Первым русским царём новой династии стал…

    2. К началу правления Михаилу Фёдоровичу исполнилось…

    3. Вступая на престол, новый царь обещал не править без  …

    4. Большое влияние на царя оказывали…и….

    5. Новый царь любил….и тратил на них большие деньги.

    6. После смерти Михаила новым царем стал его сын…

    7. Новый царь получил в народе прозвище…

    8. От второго брака с Наталье Нарышкиной у царя родился сын…

    9. Постепенно свою роль утрачивают…, последний был созван в 1653 году.

    10. Из Боярской думы постепенно выделяется….дума.

    11. В Боярскую думу постепенно стали входить не только знатные, родовитые бояре, но и…

    12. В XVII веке главными административными единицами России оставались….

    13. Во главу уездов царь ставил…

    14. В 1649 году был создан новый свод законов…

    Ответы учащихся.

    3.

    Постановка цели и задач урока

    Слайд 4.

    Слайд 5.

    - Запишите тему в тетрадь.

    Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель урока.

    - Самостоятельно прочитайте пункт  учебника «Патриарх Филарет».

    Работа с классом:

    - В чём вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви?

    Делают записи в тетради.

    Работают по учебнику.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Анализируют.

    Выдвигают варианты формулировки цели.

     

    4.

    Актуализация знаний

    Слайд 6.

    Русская православная церковь существует с 988 года, когда князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие века существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения.

    Работа с классом.

    - Какие церковные обряды вы знаете?

    Главные церковные обряды – крещение, венчание, отпевание.

    - Почему искажали книги?

    - Почему искажались обряды?

    Никон решил, что если верующие читают в книгах разное, обряды совершают по-разному, то это ведёт к искажению веры, а это недопустимо. Для восстановления её влияния в обществе требовалось навести порядок, привести все к единому образцу.

    - Выделим причины реформы и запишем их в тетрадь.

    Причины церковной реформы:

    Желание привести богослужебные книги, иконы, обряды к единому образцу – греческому.

    Демонстрируют знания и умения по теме.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Делают записи в тетради.

    5.

    Первичное усвоение новых знаний

    Слайд 7.

    Слайд 8.

    Слайд 9.

    Слайд 10.

    Слайд 11.

    Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

    Самостоятельно прочтите текст учебника «Реформа патриарха Никона» (стр. 62-63)

    - Как предполагалось исправить искажения?

    - Запишите основные положения реформы Никона в тетрадь.

    Большинство верующих «приняли» реформу Никона.

    Самостоятельно прочтите текст учебника «Усиление разногласий между церковной и светской властью» (стр. 63-64)

    Вопрос:

    Что привело к разрыву отношений между царём и патриархом?

    Царь созвал Церковный собор 1666-1667 г. Его решения вы видите на слайде.

    Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

    Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал.  Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.

    Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

    Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения.

    6.

    Первичное закрепление

    Слайд 12.

    Слайд 13.

    Победа Никона привела к расколу Русской православной церкви. Те, кто не принял реформу, назывались старообрядцами, раскольниками.

    Называет ярких представителей старообрядчества: протопопа Аввакума, боярыню Морозову.

    Делают записи в тетради.

    Работают с текстом учебника «Протопоп Аввакум».

    7.

    Контроль усвоения, обсуждение ошибок, их коррекция

    Слайд 14.

    Предлагает ученикам схему для обсуждения и закрепления знаний.

    Выявляют границы применения новых знаний, работают по схеме.

    Делают выводы по уроку.

    8.

    Рефлексия

    Слайд 15.

    Слайд 16.

    Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

    Сегодня на уроке я…

    Самым полезным и интересным для меня было…

    Я встретился с трудностью при…

    У меня хорошо получилось…

    Скажи комплимент данной теме…

    Домашнее задание:

    Параграф 7 выучить, знать новые понятия.

    Анализируют деятельность по достижению цели.

    Рефлексия с помощью клише.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Власть и церковь. Церковный раскол. урок истории 7 класс Березкина Е.Е. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №56 г. Калининград

    Слайд 2

    Повторение домашнего задания: 1. Первым русским царём новой династии стал… 2. К началу правления Михаилу Фёдоровичу исполнилось… 3. Вступая на престол, новый царь обещал не править без … 4. Большое влияние на царя оказывали…и…. 5. Новый царь любил….и тратил на них большие деньги. 6. После смерти Михаила новым царём стал его сын… 7. Новый царь получил в народе прозвище…

    Слайд 3

    Повторение домашнего задания: 8. От второго брака с Наталье Нарышкиной у царя родился сын… 9. Постепенно свою роль утрачивают…, последний был созван в 1653 году. 10. Из Боярской думы постепенно выделяется….дума. 11. В Боярскую думу постепенно стали входить не только знатные, родовитые бояре, но и… 12. В XVII веке главными административными единицами России оставались…. 13. Во главу уездов царь ставил… 14. В 1649 году был создан новый свод законов…

    Слайд 4

    Проблемная ситуация Самостоятельно прочитайте пункт учебника «Патриарх Филарет» (стр. 61) Вопрос: В чём вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви?

    Слайд 5

    Власть и церковь. Церковный раскол. Цель урока: Осветить проблемы в отношениях между государством и церковью; Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII века.

    Слайд 6

    Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. Русская православная церковь существует с 988 года, когда князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие века существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения. Вопрос: Почему искажали книги? Почему искажались обряды? Выделим причины реформы и запишем их в тетрадь.

    Слайд 7

    Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. Патриарх Никон Самостоятельно прочтите текст учебника «Реформа патриарха Никона» (стр. 62-63) Вопрос: Как предполагалось исправить искажения?

    Слайд 8

    Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. Крещение тремя пальцами Поясные поклоны вместо земных Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги Патриарх Никон

    Слайд 9

    Патриарх Никон Самостоятельно прочтите текст учебника «Усиление разногласий между церковной и светской властью» (стр. 6 3 -6 4 ) Вопрос: Что привело к разрыву отношений между царём и патриархом? Усиление разногласий между церковной и светской властью

    Слайд 10

    Усиление разногласий между церковной и светской властью Кто победил? О чём это говорит?

    Слайд 11

    Церковный Собор 1666-1667 годов Осудил действия патриарха Никона Поддержал церковную реформу Противников церкви стали называть старообрядцами, раскольниками

    Слайд 12

    Протопоп Аввакум Протопоп – обиходное название старшего православного священника Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже был сожжён на костре. Протопоп Аввакум

    Слайд 13

    В. Суриков «Боярыня Морозова» Сподвижница Аввакума, была заключена в монастырскую тюрьму, где погибла от голода.

    Слайд 14

    Повторим: Причины ? Реформа патриарха Никона ? Официальная Православная церковь ? Верховный собор ? Раскольник ? Раскольник ? Раскол

    Слайд 15

    Рефлексия Сегодня на уроке я… Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при… У меня хорошо получилось… Скажи комплимент данной теме…

    Слайд 16

    Домашнее задание: Параграф 7 выучить, знать новые понятия. Спасибо за работу!

    Слайд 17

    Литература: А. А. Данилов, Л.Г. Косулина Учебник «История России. Конец XVI – XVIII век». М. Просвещение, 2013 г.

    Слайд 18

    источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново интернет – ресурсы , которые использовались для создания шаблона: http://static.diary.ru/userdir/1/1/7/7/1177269/41088193.jpg карта http://s54.radikal.ru/i143/1006/32/cddde7aaa729.jpg картинка в правом нижнем углу на 1 слайде


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Власть и церковь. Церковный раскол

    Конспект урока по ситории - 7 класс...

    Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.

    Урок разработан по сингапурской системе....

    Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

    Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким  образом, чтобы усвоение  материала было проще и интереснее.  Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...

    открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"

    План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....

    конспект урока по истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол"

    В данном уроке для мотивации учащихся к познавательной деятельности применяются стихотворения, произведения музыки и изобразительного искусства....