Конспект урока истории в 7 классе по теме "Власть и церковь. Церковный раскол"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Павлов Иван Сергеевич

Конспект урока по истории России в 7 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vlast_i_tserkov._tserkovnyy_raskol.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе по теме «Власть и церковь. Церковный раскол»

Паспорт урока

Учитель

Павлов Иван Сергеевич

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Пестравка

Класс

7

Тема урока

Власть и церковь. Церковный раскол

Цели урока

1)сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.;

2)рассмотреть проблемы в отношениях между государством и церковью в XVII в.;

3)выяснить причины, ход и последствия церковного раскола;

Планируемые образовательные результаты

• локализовать во времени хронологические рамки и основные этапы отечественной истории Нового времени;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории Нового времени;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории Нового времени

Программные требования

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за историю России, понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата

Регулятивные: управление учебной деятельностью посредством контроля своих действий и оценки успешности в усвоении материала, освоение способов решения проблем поискового характера, выполнение своей деятельности по заданному алгоритму

Познавательные: оценка деятельности исторических личностей на примере патриарха Никона и протопопа Аввакума

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, составление текста в письменной форме

Программное содержание

Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

Ведущая мировоззренческая идея урока

Раскол – трагическая страница в истории России

Основные понятия

Патриарх, протопоп, Собор, старообрядцы, раскольники.

План изучения нового материала

1.Церковь после Смуты

2.Реформа патриарха Никона

3.Разногласие между царем и патриархом

4.Церковный собор 1666-1667 года

5.Жизнь и быт старообрядцев

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Урок - исследование

Технология обучения

Технология развивающего обучения

Оснащение урока

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник

Мизансцена урока

Традиционная

Домашнее задание

Параграф № 7, вопросы после параграфа

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Определение порядка действий на уроке  в соответствии с поставленной целью

Приветствие учащихся, создание позитивного настроя учебной деятельности на уроке; обеспечение учебной  мотивации.

Ученик получает адекватную мотивацию учебной деятельности

Постановка учебной темы

Извлекает и анализирует информацию из наглядного материала под руководством учителя или самостоятельно

Работа с иллюстрацией

Демонстрация картины С.В. Иванова «Во времена раскола». Слайд № 1

- что вы видите на картине?

- люди какого сословия на ней изображены?

- чем заняты персонажи картины?

- какие эмоции переживают персонажи?

Итак, как вы думаете,  с каким направлением истории связана тема нашего сегодняшнего урока?

Слайд № 2. Тема урока: Власть и церковь. Церковный раскол

Основная мысль: Раскол – трагическая страница в истории России

Анализируют иллюстративный материал, фронтально отвечают на вопросы

Фронтально отвечают на вопрос учителя

Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь

Изучение нового материала

Проявляет цен-ностное отношение к исто-рическому прошлому

Характеризует место, обстоятельства, участников,результаты важнейших исторических событий

Находит и описывает исторические объекты с помощью географических ориентиров

Осуществляет поиск необходимой информации в документе

Проявляет цен-ностное отно-шение к исто-рическому прошлому

Пересказывает содержание документа, использует его содержание для доказательства, суждения

Извлекает и анализирует информацию из наглядного материала под руководством учителя или самостоятельно

Проявляет ценностное отношение к историческому прошлому

Характеризует условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи

Извлекает и анализирует информацию из наглядного материала под руководством учителя или самостоятельно

1)Церковь после Смуты.

Рассказ учителя

 Как мы с вами уже знаем, в начале XVII века Россия пережила страшное событие – Смутное время. Глубокий кризис в русском обществе чуть было не погубил нашу страну. Но Россия смогла выстоять. Одним из стержней русского народа оказалась православная вера и церковь. Пример мужественной  защиты Троице-Сергиевой лавры и личный подвиг патриарха Гермогена вдохновил народы нашей страны на борьбу с врагом. Жизнь церкви всегда неразрывна шла с жизнью государства. Давайте посмотрим, как развивалась жизнь церкви после Смуты.

Работа с текстом учебника

- какие выводы из прочитанного материала мы можем сделать?

2)Реформа патриарха Никона

Демонстрация схемы на слайде № 3. В 40-х годах XVII века в Москве возникает кружок «ревнителей древнего благочестия». Цель кружка – провести реформирование церкви. В него входят: архимандрит Никон, духовник царя Стефан Ванифатьев, протопоп Аввакум

Словарная работа

Демонстрация терминов на слайде № 4

Архимандрит – старший священник среди черного духовенства;

духовник – священник, постоянно принимающий исповедь у человека;

протопоп – старший священник среди белого духовенства

Рассказ учителя

как у каждого исторического события у религиозной реформы XVII века были свои причины. Давайте обозначим их.

Работа с картой

Демонстрация карты на слайде № 5

- какие новые территории присоединились к России в XVI веке? Какую веру населявшие ее народы исповедали?

Вывод: 1 причина – колонизация завоеванных территорий

Работа с документом

Приложение № 1

Вывод: 2 причина – исправление ошибок в богослужебных книгах и обрядах; 3 причина – унификация обрядов русской и вселенской православной церкви

Рассказ учителя

После смерти патриарха Иосифа, в 1652 году, новым главой русской церкви был избран новгородский митрополит Никон. И Никон проводит в жизнь задуманную реформу. Чтобы понять, почему Никон отважился на такое грандиозное предприятие обратимся к характеристике, которую ему дал арабский путешественник, дьякон Павел Аллепский. Приложение № 2

Чтение вслух отрывка из документа

Демонстрация иллюстраций на слайде № 6

-какими качествами обладал новый патриарх?

Вывод: только такая сильная личность, как патриарх Никон способна начать кардинальные перемены.

Что же изменил патриарх Никон в церковных обрядах? Заполните таблицу.

Приложение № 3

Работа с таблицей

До реформы

После реформы

Чтобы понять, что изменил Никон в ходе своих реформ, обратимся непосредственно к его противникам, старообрядцам.

Словарная работа

Старообрядцы – противники реформы Никона. Лидер старообрядцев протопоп Аввакум.

Сюжетное повествование актера

Приложение № 4

Работа с материальными источниками

3) разногласие между царем и патриархом.

За спасение царской семья во время чумы Алексей Михайлович даровал патриарху титул «Великого Государя». И Великий Государь Никон вскоре выступил с идеей, смысл которой был в первенстве власти духовной над властью светской. идея первенства власти патриарха не понравилась самодержцу. Между царем и патриархом назревал разрыв. Чтобы узнать, какое событие послужило окончательным разрывом между Алексеем Михайловичем и Никоном предлагаю посмотреть отрывок из сериала «Раскол»  

Просмотр видеоролика

- Какой повод послужил официальному разрыву между царем и патриархом.

4) церковный собор 1666-1667 года.

Рассказ учителя

Слайд № 8

В 1666 году был созван новый церковный Собор, который осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Так начался раскол русской православной церкви. Многие старообрядцы уходили в леса, сжигали себя лишь бы не  принимать  новую веру.

5) жизнь и быт старообрядцев

Слайд № 9

Работа с материальными источниками

Слушают информацию учителя, сравнивая с ранее полученными знаниями

Фронтально отвечают на вопрос учителя

Записывают в тетради термины

Читают историческую карту, извлекают необходимую информацию

Фронтально отвечают на вопросы учителя

Выявляют причины религиозной реформы, записывают в тетрадь

Работают с историческим документом, извлекают необходимую информацию

Выявляют причины религиозной реформы, записывают в тетрадь

Слушают информацию учителя

Слушают выступление учителя, анализируют полученную информацию, фронтально отвечают на вопросы учителя

Слайд № 7

Запись термина в тетрадь

Слушают выступление, заполняют таблицу

Слушают информацию учителя

Просматривают видеоролик, отвечают на вопрос учителя

Слушают учебную информацию учителя

Первичное повторение и закрепление

Принятие учебной задачи. Понимание плана действий по подготовке домашнего задания.

Рассказ учителя

Сегодня на уроке мы изучили тему «Власть и церковь. Церковный раскол». Закрепим изученный материал

Повторительно-обобщающая беседа

Демонстрация вопросов на слайде № 10

1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:

а) Игнатий

б) Филарет

в) Никон

2. Причиной церковной реформы не было:

а) искажение церковных книг

б) искажение церковных обрядов

в) конфликт между царем и патриархом

3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:

а) Филарет

б) Никон

в) Аввакум

4. Церковная реформа привела:

а) к сплочению верующих

б) расколу между верующим

в) конфликту между царем и патриархом.

И по завершении нашей темы прошу вас ответить, почему же церковный раскол это трагическая страница в истории России?

Фронтально отвечают на вопросы учителя

Выдвигают предположения, отстаивают свою точку зрения

Подведение итогов урока

Содержательная оценка  деятельности и достижений учащихся. Инструктаж домашнего задания. Слайд № 11

Ученик даёт себе  самооценку, определяет собственные знания и «незнания». Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Приложение № 1

Документ № 1. С.Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»

«На дело исправления много влияли при Иосифе некоторые люди, ставшие потом во главе раскола; таковы протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров и дьякон Благовещенского собора Федор – из кружка Степана Бонифатьева, близкого к патриарху благовещенского протопопа и царского духовника. Может быть, их влянием и было внесено и распространено при Иосифе много ошибок и неправильных мнений в новых книгах, как, например, двоеперстие, которое стало с тех пор считаться единственным правым крестным знаменем.»

Документ № 2. С.А. Зеньковский «Патриарх Никон»

«Решение выступить в защиту православного населения Польши обратило глаза Никона и Алексея Михайловича дальше, на православный Восток, о котором им так много говорил Патриарх Паисий, и который, по ловам Паисия, был готов отделиться от турок в случае войны Турции с Россией…Бывший Константинопольский патриарх Афанасий прямо называл Царя Алексея Михайловича «столпом твердым и утверждением веры, прибежищем нашим и освобождением», а Никону говорил, что он предназначен войти в Царьград и сделаться Вселенским Патриархом, вернув православию храм святой Софии. А сделаться Вселенским Патриархом было нельзя, не сделав едиными обряды русской и греческой Церквей»

Приложение № 2

Павел Алеппский «Путешествие патриарха антиахийского Макария в Москву в XVII веке»

"Затем патриарх Никон стал перед царем и возвысил свой голос, призывая благословение Божие на царя в прекрасном вступлении, с примерами и изречениями, взятыми у древних: подобно тому, как Бог даровал победу Моисею над фараоном и прочее, и из новой истории, о победе Константина над Максимианом и Максентием, и прочее, и говорил многое, подобное этому в прекрасных выражениях, последовательно и неспешно, уподобляясь текущему источнику. Когда он запинался или ошибался, то долго обдумывал и молчал, некому было порицать его и досадовать, но все молча и внимательно слушали его слова, особливо царь, который стоял сложив крестом руки и опустив голову смиренно и безмолвно, как бедняк и раб пред своим господином. Какое это великое чудо мы видели! Царь стоит с непокрытой головой, а Патриарх в митре. О люди! Тот стоял, сложив руки крестом, а этот с жаром ораторствовал и жестикулировал перед ним; тот с опущенною головою в молчании, а этот, проповедуя, склонял к нему голову в митре... тот как будто невольник, а этот - словно господин. Какое зрелище для нас!.. Благодарим Всевышнего Бога... что мы видели эти чудные, изумительные дела!"

Приложение № 3

Основные положения реформы патриарха Никона

До реформы

                После реформы

Крестное знамение двумя перстами

Хождение в Церкви по солнцу

Земные поклоны

Верность старым книгам

Старорусское написание Символа Веры

Двоекратное пение «аллилуйя»

Написание имени Исус

Приложение № 4

Речь актера – старообрядца

«вера наша праведная от дедов и прадедов! И я, и дед мои и прадед исконной веры русской придерживались. А Никон что? Что натворил? Всю жисть крестились двумя перстами, а теперь тремя стали! Новины какие выдумал! Все от греков взял! Чем ему обряды наши не угодили? А поклоны? Чем поклоны плохи были? Все церковь русская молилась земными поклонами! Это же надо на молитву Ефрема Сирина вместо земных поклонов,  стали в пояс молится. Где такое видано? Попы в церквах по солнцу всю жисть вокруг аналою ходили, а патриарх ваш, Никон-то,  чаво учудил? Супротив сонцу ходить велит! Супротив сонцу! Божьи велением солнце создано! А он – против него! Да что там обряды! Он и Символ Веры не пощадил! Слово «истинного» выбросил! Да ну его, Никона вашего! Мы своей, старой, святой веры держимся, как деды и прадеды наши веровали!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель:  познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"

План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....