Конспект урока по истории 10 класс "Европейская культура"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Жданова Светлана Владимировна

Конспект урока по истории для учащихся 10 класса "Европейская культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evropeyskaya_kultura.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Европейская культура, наука и техника в Средние века».

Цель: сформировать знания особенностей культуры Средневековья, добиться понимания значения христианской веры в средние века.

Задачи: раскрыть понятие культуры средневековья, добиться усвоения знаний особенностей основных периодов Средневековья, подвести к выводу о мировоззренческом значении и характере христианской веры в эпоху Средних веков, выделить место и образ человека в средневековье; воспитывать у студентов интерес к особенностям культуры Средних веков, способствовать повышению общего культурного уровня студентов; развивать аналитическое мышление: формировать умение выделять существенные признаки при характеристике периодов средневековья, развивать умение сравнивать и делать выводы при сопоставлении романского и готического стилей в художественной культуре Средних веков.

Основные понятия: схоластика, романтический и готический стили, секуляризация.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: сообщение нового материала.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.

1) Работа по карточкам (термины: домен, абсолютизм, выход, ярлык).

2) Фронтальный опрос.

- Перечислите предпосылки усиления королевской власти в 13-14 вв.?

- Как изменилось управление в европейских государствах в 13-14 вв.?

- Охарактеризуйте сословно-представительские органы европейских государств.

- Расскажите о столетней войне в Европе.

  1. Актуализация изученного.
  2. Изучение нового материала.

План

  1. Религиозная культура европейского Средневековья.
  2. Еретические учения и политика.
  3. Развитие светской культуры в Европе.
  4. Ремесло эпохи Средневековья.

Эпиграф

Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире,

Поя целебно мутный мрак веков.

Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов,

Пусть меч звенел в бою и на турнире, -

Искал алхимик камень мудрецов,

Ум утончался в преньях о вампире,

Познать творца пытался богослов, -

И мысль качала мировые гири.

                                        В. Брюсов. Средние века.

Беседа с классом.

- Вспомните, что свидетельствовало о формировании светской культуры в Западной Европе на исходе Средневековья.

Рассказ учителя.

     Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Преподаватель: Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

–        Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X – XI веков);

–        Высокое (Классическое) Средневековье. От X – XI веков до примерно XIV века;

–        Позднее Средневековье, XIV и XV века (запись в тетради!!!).

     Раннее средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это – вторжения так называемых варваров.

- Кто такие варвары? (от латинского barba – борода), которые уже со 2 века нашей эры постоянно нападали на римскую империю и селились на землях ее провинции. Эти вторжения закончилось падением Рима.

- Какая религия была государственной в Римской империи к этому времени? (христианство).

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

    Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создавшихся теми же “варварами”. Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т.д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.

     Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

     В период классического или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться с Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление.

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст учебника п. 1 стр. 163-165.

 - Охарактеризуйте религиозную культуру европейского Средневековья.

- Перечислите особенности духовного, культурного развития стран Западной Европы в Средние века?

- Каким было соотношение религиозных и светских начал?

(комментарии учителя стр. 10-12).

Рассказ учителя о еретических учениях.

(Слайд 13-17)

Письменная работа.

Познакомьтесь с текстом учебника п. 3 стр. 166-167.

- Выпишите в тетрадь представителей светской культуры средневековой Европы, охарактеризуйте их деятельность.

- Устно сделайте вывод о значении этих трудов для современной культуры.

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст учебника стр. 1698-169.

- Расскажите о развитии ремесла в эпоху Средневековья.

(комментарии учителя слайд 24-25).

  1. Закрепление изученного.

Вопросы на стр. 169-170

  1. Подведение итогов, выставление оценок.
  2. Задание на дом.

Пар. 23, ответить на вопросы на стр. 169-170 устно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

конспект урока по истории и культуре родного края

Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....

конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга

Цели урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию. ЗадачиРазвивать языковые и речевые уменияФормировать навыки...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."

На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии...

План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...