Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."
план-конспект урока (8 класс) на тему

Аниканова Наталья Геннадьевна

На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_peterburzhtsev_vo_s_1861_po_1917_gg.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативные технологии

Игровые технологии

Тема урока: «Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг.» (8 класс)

Задача: способствовать пониманию сходства и различий жизни петербуржцев 2 половины 19 века и современных петербуржцев, прошлого и настоящего

Основные вопросы содержания:

  1. Кто жил в городе?
  2. Где учились петербуржцы?
  3. Как жили в доходных домах?
  4. Как жили в рабочих кварталах?

Оборудование: мультимедиа оборудование, презентация, карточки с текстом для театрализованного представления, рабочая тетрадь (с. 39-48)

Ход урока

Основной вопрос содержания

Что делает учитель

Что делает ученик

Мотивационный модуль. Постановка вопроса на урок

Задает вопрос: На прошлом уроке мы познакомились с тем, какие изменения произошли в облике нашего города во 2 половине 19 века. Давайте перечислим (проверка домашнего задания, выводящего на новую тему урока). Сегодня мы должны выяснить, как изменилась жизнь горожан в этот период времени, провести параллель с современностью.

Отвечают на вопросы:

1. Что нового появилось в центре города. 2. Почему столицу называли «многоликой».

Модуль освоения нового материала. 

1. Кто жил в городе?

Излагает материал на основе презентации.

Приводит данные переписи населения в виде таблицы, графика (слайд 2-3).

Ребята сравнивают численность населения середины 19 века и современного Петербурга, прослеживают динамику изменения численности населения.

Историческая реконструкция. Петербуржцы были разными: богатые и бедные, образованные и необразованные, коренные и переселившиеся из других мест… Рассмотри рисунки. Кто изображен? (слайд 4-10)

Задает вопрос: «Что изменилось с того времени?»

Рассматривают слайды, комментируют. (На слайдах императоры, состоятельные и небогатые горожане, представители различных профессий)

Отвечают, дискуссируют

В Петербурге было много храмов. Рассмотри изображения, сделай вывод о составе населения того периода и современного города.

(Слайд 11-15)

Рассматривают слайды на которых изображены православная церковь, буддийский храм, католический костел, синагога, мусульманская мечеть.  Дискуссируют, сравнивают

2. Где учились петербуржцы?

Задает вопрос: «Где учились петербуржцы?»  Работа со схемой.

Где учатся петербуржцы сегодня?

Рассматривают схему на с. 40. Определяют, какое образование мог получить мальчик из состоятельной семьи (среднего или высшего слоя), какое – из рабочей семьи.

Отвечают на вопрос, делают вывод о современных возможностях доступного образования

Модуль закрепления изученного материала.  

3. Как жили в доходных домах?

Демонстрирует слайд (16) доходного дома. Раздает ученикам карточки  с текстом для театрализованного представления «Жители доходного дома» (в ролях – инженер, домовладелец, портной).

Театрализованное представление

По окончании театрализованного представления ученики «расселяют» по жителей по этажам, объясняя свой выбор. Дискуссируют о том, чем отличались условия жизни петербуржцев с разными доходами.

4.  Как жили в рабочих кварталах?

Демонстрирует слайды (17-18) на которых изображены профессиональные и непрофессиональные рабочие. Все они работают по 12 часов. Но выполняют разные работы, получают разные зарплаты, живут по-разному. Составь рассказ по рисункам о жизни рабочих.

Составляют рассказ.

Модуль завершения урока.

Просит сформулировать главный вывод

Постановка домашнего задания

Рабочая тетрадь с. 39-43

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга

Цели урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию. ЗадачиРазвивать языковые и речевые уменияФормировать навыки...

План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"

Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....

План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."

Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I....