План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."
методическая разработка по краеведению (7 класс)

Беляева Светлана Юрьевна

Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_spb_7_klass.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по «Истории и культуре Санкт-Петербурга»

для учащихся 7  класса

Тема: «Вырос город на болоте…»

Цель урока: знакомство с основными объектами культурного наследия эпохи Петра I.

Планируемые результаты освоения урока:

        Предметные:

  1. Способствовать пониманию уникальности первых объектов города.
  2. Расширять  и систематизировать знания детей  о  Петербурге 20-х годов 18 века.
  3. Обобщить и дополнить знания о таких достопримечательностях,   как «Домик Петра I», «Троицкая площадь», «Адмиралтейство».
  4. Правильно показывать следующие объекты: «Домик Петра I», «Троицкая площадь», «Адмиралтейство» на картах.

Метапредметные на уровне УУД:

Регулятивные:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу.
  2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  1. Осуществлять поиск необходимой информации, используя туристические карты, тексты, слайды презентаций.
  2. Сравнивать, обобщать и делать выводы на основе полученной информации.

Коммуникативные:

  1. Формулировать собственное мнение, позицию.
  2. Приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

  1. Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
  2. Формирование основ гражданской идентичности.

Вид урока: урок открытия нового знания.

Форма проведения урока: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование:

  1. Учебник «История и культура Санкт-Петербурга (с древнейших времён до конца XVIII века). Л.К. Ермолаева,  Захваткина И.З., Лебедева И.М., Шейко Н.Г.
  2. Петербургская тетрадь  «Страницы жизни края. Санкт-Петербург и губерния… Век 18-ый.Часть 2» Л.К. Ермолаева, И.З. Захваткина, И.М. Лебедева.
  3. Мультимедийное пособие «Город, открываемый заново», раздел «Рост города».
  4. Презентации «Домик Петра I», «Первая газета», «Адмиралтейство».
  5. Туристические карты города.
  6. Микрофон.

Этапы урока:

1). Проверка домашнего задания:

  1. Опрос: С какого сооружения началось строительство нашего города? Из каких частей состоит Петропавловская крепость? Почему Петровские ворота считаются триумфальными?
  2.  Подписать части колокольни Петропавловского собора. (Схема на отдельном листе).
  3. Ответить на вопрос на отдельном листе: «Что объединяет  следующие постройки: Петровские ворота, Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, Здание двенадцати коллегий»:

- год создания

- архитектор

-местонахождение

( Ответ: архитектор Доминико Трезини).

Задания предлагаются учащимся на  выбор.

        2). Основная часть урока:

               1. Прошло 22 года  - вырос  город на болоте. Название Санкт-Петербург взято у крепости, название крепости взято у Петропавловского собора. Работа с картой № 1.  Задание: Обвести границы города в 20-х годах 18 века. Сравнить с современной картой Петербурга (один из детей). Просмотр слайда «Рост города».

2.  Формулирование цели урока. (Совместно). Cегодня мы поговорим о Петербурге эпохи Петра I. И в конце урока попробуем в  виде интервью рассказать о характере императора, его увлечениях.

3. Любой город можно поделить на части – районы. Раньше они назывались слободы. Первые слободы появились на Берёзовом (Городском) острове. Задание: найдите слободы на карте и сделайте вывод о первых жителях Петербурга, опираясь на топонимы. (Пушкарская, Дворянская, Посадская, Ружейная, Монетная слободы). Названия отражают характер деятельности, первые жители – ремесленники.  Первых жителей нового города называли переведенцами - людьми, насильно, по приказу царя, переехавшими в Петербург. На две семьи давали по одной избе с огородом.

4. Продолжая разговор о гражданском строительстве в Петербурге, нельзя не упомянуть здание, построенное всего лишь за 3 дня с 24 по 26 мая 1703 года. Конечно, речь идёт о Домике Петра I. Задание: Выбрать предложения, описывающие домик Петра I. Для этого вначале ознакомиться с текстом 4.1 на стр.9, иллюстрацией в учебнике Дмитриевой  и слайдами презентации. Какие слова в тексте Вам незнакомы?  (Предложения: двухэтажное здание; 3 комнаты; высокий фундамент; одноэтажное здание; печей нет; построено без фундамента; большие окна с огромными стёклами; широкие окна с мелкими стёклами; на крыше – изображение герба России; стены обтянуты выбеленным холстом; крышу украшает пушечка с ядрами; на стенах – обои; здание с высокими потолками; потолки в избе низкие -  2м 5 см; множество комнат; паровое отопление, скромная обстановка) Почему здание сохранилось до наших дней? (Футляры: 1731г.-Д.Трезини, 1844г. – Р.И. Кузьмин). Задание: показать Домик Петра I на карте. Что сейчас в этом здании? (Музей с личными вещами Петра I).

5.  Покинув Домик Петра I,разделимся  на подгруппы.

Подгруппа №1 отправится на первую площадь города, расположенную недалеко от Домика Петра I. Задание: используя слова-подсказки и иллюстрацию, исправьте деформированный текст на стр. 10. (Слова: Троицкая, Дворянская, Торговый, Гостиный, порт, типография, библиотека, «Ведомости», контора, Кунсткамера). Показ слайда «Первая газета города». Прочитайте получившийся текст, сделайте вывод о роли Троицкой площади.

 Подгруппа № 2 вместе с  англичанином, знающим корабелом Ричардом Рамзом. Отправится в Адмиралтейство. Работа с картой: определение маршрута до Адмиралтейского острова.  Задание: составить рассказ об Адмиралтействе, используя слайд, иллюстрацию и вопросы на стр. 12. (Построено в 1704 году, располагается на адмиралтейском острове, здание имеет форму буквы П, посередине – многоярусная постройка со шпилем, внутри – помосты (эллинги) для строительства и ремонта судов, помещения архитекторов и чертёжников, вокруг – крепостная стена с бастионами и рвом). Адмиралтейство было построено по плану Петра I; в апреле 1706 года был спущен первый 18-ти пушечный корабль.

6. Ричарда Рамза впечатлило всё, что  он увидел. Но ему хотелось бы получить информацию о самом Петре I. Задание: ответьте на вопросы о характере и увлечениях Петра в виде интервью. Ответы обоснуйте. (Вопросы: Верно ли утверждение, что царь Пётр любит роскошь и комфорт? Использует ли для достижения целей жёсткие методы? Пётр бывает поверхностным в своих интересах? Вы уверены, что задумка Петра о строительстве нового европейского города, новой столицы осуществится в полной мере?

3).Рефлексия:

1. Обобщение.

2. Оценивание (дифференцированное).

3. Домашнее задание: стр. 11, 5.3., стр. 12, 6.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга  для 7 класса по теме «Новые русские крепости на островах»Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвящён фортиф...

Обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса

Презентация к обобщающему уроку по теме "Наследие Древнего Востока и Наследие Петербурга", основная часть урока проходит в формате "Своей игры"....

Обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса

Презентация к обобщающему уроку по теме "Наследие Античности и наследие Петербурга", урок проходит в форме "Своей игры"....

План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"

Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...