Урок-дискуссия "Суд над Жанной д'Арк", 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

Саблина Анна Николаевна

Урок-суд - это дискуссия, во время которой ученикам предстоит найти аргументы в обвинение или в защиту Жанны д'Арк, исходя из предполагаемых взглядов современников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-diskussiya_v_6_klasse_-_sud_nad_zhannoy_dark.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Саблина А. Н.

Нижний Новгород

Урок-дискуссия «Суд над Жанной д'Арк».

Всеобщая история, 6 класс.

Тема урока: «Суд над Жанной д'Арк».

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цель урока: сформировать эмоционально-ценностное отношение к событиям и деятелям Столетней войны.

Планируемые результаты  урока:

Личностные: – эмоциональное восприятие событий европейской истории;

– формирование собственной оценки деятельности Жанны д'Арк,

– формирование толерантного мировоззрения, уважения к различным точкам зрения;

Предметные: – повторение и закрепление фактического материала;

– формирование основ исторического мышления.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД):

• Регулятивные УУД: – развитие умения ставить задачи, необходимые для достижения цели,  выстраивать деятельность в соответствии с заданной структурой;

– развитие навыков конспектирования на слух;

– тренировка ощущения времени (регламент выступления);

– формирование умения представлять результаты своей работы; оценивать успешность своей работы.

• Познавательные УУД: – умение анализировать текст, структурировать информацию, формулировать уточняющие вопросы, делать выводы;

• Коммуникативные УУД: –  развитие навыков ведения дискуссии, речевой культуры, умения полно и аргументировано выражать свои мысли.

– отработка взаимодействия в группе.

Дискуссия – метод, позволяющий сформировать собственное отношение к событиям и деятелям истории, что способствует развитию рефлексивного мышления, повышению мотивации, личной заинтересованности в изучении предмета.

С целью «погружения» в материал я предлагаю ученикам принять роли участников событий и выступать от их имени.

В данном случае используются следующие роли:

«французский солдат»,

«английский солдат»,

«французский крестьянин»,

«католический священник»,

«король Франции Карл VII»,

«судьи» (эксперты).

Каждая роль достается команде из 4 человек. После краткого обсуждения (хорошо, если есть домашние заготовки), каждая команда получает право высказаться, а потом отвечает на уточняющие вопросы «судей».

Задача урока – ответить на вопрос «Виновна (казнить) или невиновна (помиловать)?». На основе опроса «свидетелей» «судьи» выносят решение.

Таким образом, выстраивается следующая структура урока:

  1. Оргмомент – 1 мин.
  2. Работа по командам –  5 мин.
  3. Выступление представителей каждой команды –  по 2 мин.
  4. Ответ каждой команды на уточняющие вопросы судей – по 3 мин.
  5. Выступление каждой команды (уточняющее позицию) – по 2  мин.
  6. Выступление команды судей – 3 мин.
  7. Заключительное слово учителя – 1 мин.

Оборудование: доска, на которой будут фиксироваться аргументы соответствующей группы.

Ход урока

Этап

Деятельность учеников

Деятельность учителя

1

Занимают места в зависимости от того, какую позицию будут отстаивать

Напоминает тему и регламент

2

Каждая команда на основе домашних заготовок формулирует линию защиты, составляет тезисы выступления лидера

В течение всего урока следит за соблюдением регламента

3

Выступление представителей каждой команды. Например:

«французский солдат»: «Жанна – героиня, она помогла победить»,

«английский солдат»: «Жанна – враг Англии»,

«французский крестьянин»: «Жанна  - из народа, сможет защитить свой народ»,

«католический священник»: «Жанна – ведьма»,

«король Франции Карл VII».

Записывает на доске основные тезисы, определяющие позицию команд.

4

Участники команды «судей» задают вопросы с целью уточнения позиций сторон.

На 4 – 5 этапах регулирует порядок выступлений, следит, чтобы все желающие имели равную возможность высказаться, «подправляет» дискуссию, если она уходит в сторону

5

Любой желающий из команды добавляет факты и размышления в поддержку своей позиции и, если необходимо, в опровержение позиции оппонентов.

6

Участники команды «судей» выносят свое решение: «Виновна или невиновна». Они подводят итоги дискуссии, по возможности, обозначая, насколько убедительными были «показания свидетелей». Выступление «судей» готовится в течение игры.

7

Если «судьям» не удалось удовлетворительно проанализировать позиции команд, то это делает учитель. Подчеркивает достоинства или указывает на недостатки (ошибки)  в аргументации команд. Определяет лучших игроков.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Особенностью обратной связи на уроке – дискуссии является то, что учитель имеет много возможностей для наблюдения за поведением учеников без вмешательства в их деятельность.

Наблюдение возможно в ходе группового обсуждения:

  • кто является лидером, кто – аутсайдером,
  • насколько дружная работа,

в ходе коллективных выступлений:

  • насколько ученики активны
  • много ли участников дискуссии
  • к кому обращаются при ответе – к учителю или к оппонентам
  • характер выступлений: глубина, аргументированность, разнообразие подходов, знание фактов
  • эмоциональный накал игры

Результаты наблюдений позволяют определить:

  • степень усвоения учебного материала
  • степень заинтересованности учеников, насколько им интересен материал и формулировка темы
  • степень овладения культурой ведения дискуссии.

Выставление оценок на таком уроке  не должно стать помехой для свободного высказывания идей. Желательно оценивать не точку зрения, а качество ее подачи, можно поощрить лучших ораторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Средних веков 6 класс по теме: "Столетняя война.Жанна Д"Арк"

Данная разработка  включает в себя  видеофрагмент, после его просмотра , учитель  совместно с учениками озвучивает тему урока, которую они записывают в карты самоконтроля. А т...

Урок истории Средних веков в 6 классе. "Подвиг Жанны д,Арк"

Повторительно-обощающий урок по теме "Столетняя война". На примере подвига Жанны д, Арк сформировать у учащихся представление о героизме. Урок разработан на основе применения технологий сотрудничества...

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"

1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Борьба французского народа против захватчиков. Жизнь и смерть Жанны д.Арк"

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме: "борьба французского народа против захватчиков".Цель урока: 1. На основе  самостоятельного анализа исторических документов продо...

Сценарий музейного урока по проекту «Эпохи разные, а Родина одна» "Российская Жанна д`Арк" (для учащихся 3-4 классов).

О чем думают люди, говоря «Родина»? Родина – это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детств...

Презентация к уроку литературы для 5 класса по теме "Раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»"

Цели:- знакомство с Эзопом и Жаном де Лафонтеном, выявление значения морали басни;- формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в пр...

Творческий проект "Подушка" ученицы 8 класса Бондаренко Жанны

Творческий проект "Подушка" ученицы 8 класса Бондаренко Жанны...