Главные вкладки

    Сценарий музейного урока по проекту «Эпохи разные, а Родина одна» "Российская Жанна д`Арк" (для учащихся 3-4 классов).
    классный час на тему

    Долгих Анна Борисовна
     О чем думают люди, говоря «Родина»? Родина – это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детства звучит вокруг. Это и культура народа, его обычаи, традиции, которые нужно чтить. Все то, что когда-то происходило на нашей земле, горести, беды, победы, достижения – все это тоже наша Родина. Думать о Родине – это размышлять о ее прошлом, о наших сегодняшних делах, мечтать о будущем.  Родина у человека одна. Каждому из нас дорог тот уголок на земле, где рос, где стал человеком. Каждый, из нас помнит о своей малой родине. Наверное, именно с нее начинается Родина. С нее начинается любовь к большой Родине, которую мы называем патриотизмом.В каждую эпоху были свои герои. Мы должны знать и помнить о них. А как сделать так, чтобы их судьба и подвиг стали примером для современных школьников?
     
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий  музейного урока по проекту «Эпохи разные, а Родина одна».  "Российская Жанна д`Арк"                                                (для учащихся 3-4 классов).

    Ведущие – члены историко-краеведческого клуба «Рубеж».

    Оборудование: стенды с фотовыставкой, кивер, гусарский  мундир, кресло, композиция с пистолетами и шпагами, барабан.

    Звучит запись военного марша времен

    Отечественной войны 1812 года. Звук трубы.

    Чу! Труба продребезжала!
    Русь! Тебе надменный зов!
    Вспомяни ж, как ты встречала
    Все нашествия врагов!
    Созови из стран далеких
    Ты своих богатырей,
    Со степей, с равнин широких,
    С рек великих, с гор высоких,
    От осьми твоих морей!

    Войне 1812 года было посвящено множество литературы, очерков, писем, записок очевидцев событий тех лет. Писали полководцы и государственные деятели, войны и поэты, простые люди. Из этих писем мы узнаем, что, и женщины всех сословий не могли оставаться глухими к военным событиям 1812 года. В русской истории есть много примеров, когда женщины на равне с мужчинами, с оружием в руках защищали Россию от орд неприятеля. Сегодня речь пойдет о двух русских женщинах – Надежде Андреевне Дуровой и Василисе Кожиной, которые посвятили свою жизнь службе Родине. 

            Еще при жизни удивительная судьба Надежды  Андреевны Дуровой  стала легендой. В своих многочисленных походах она вела записки, нечто вроде дневника, по которым и были написаны впоследствии многие ее произведения.  Надежда Андреевна Дурова родилась 17 сентября 1783  от брака гусарского ротмистра Дурова с дочерью малороссийского помещика Александровича, вышедшей за него против воли родителей.  Дуровы с первых дней должны были вести скитальческую полковую жизнь. Мать, страстно желавшая иметь сына, возненавидела свою дочь, и ее воспитание было почти всецело поручено гусару Астахову. «Седло, - говорит Дурова, — было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками и забавами». В такой обстановке ребенок рос до 5 лет и усвоил себе привычки и наклонности резвого мальчика.

              В 1789 отец поступил в город Сарапул Вятской губернии на место городничего. Мать стала приучать её к рукоделию, хозяйству, но дочери не нравилось ни то, ни другое, и она втихомолку продолжала проделывать «военные штуки». Когда она подросла, отец подарил ей черкесского коня Алкида, езда на котором скоро стала её любимым занятием. Восемнадцати лет Надежда Дурова была выдана замуж, и через год у неё родился сын. Таким образом, ко времени своей службы в армии она была уже и женой, и матерью. Когда все чаще стали возникать семейные неприятности, Надежда Дурова решилась осуществить свою давнишнюю мечту - поступить на военную службу. 17 сентября 1806 года, в день своего рождения, Надежда обрезала косы, облачилась в казакин и шапку с красным верхом и, запутывая следы, оставила на берегу Камы женское платье.

    Надежда Дурова в казацком платье и на своём Алкиде догнала казачий отряд, назвалась Александром Соколовым, сыном помещика, получила позволение следовать за казаками и в Гродно поступила в Конно-польский уланский полк. Она участвовала во многих военных сражениях всюду обнаруживала храбрость. За спасение раненого офицера в разгар сражения была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в офицеры с переводом в Мариупольский гусарский полк. По просьбе отца, которому Дурова писала о своей судьбе, было произведено расследование, в связи с которым «Соколова» пожелал видеть Александр I. Император, пораженный самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии в чине корнета гусарского полка под именем Александрова Александра Андреевича, производным от его собственного, а также обращаться к нему с просьбами.

    В Отечественную войну 1812 года  она участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырем, при Бородине, где была контужена ядром в ногу, и уехала для лечения в Сарапул. Позднее была произведена в чин поручика, служила ординарцем у Кутузова.

    Задание. Посмотрите на эту художественную композицию, сотавленную из изображений хоолодного оружия и элементов формы Отечественной войны 1812 года. С ними ходила в бой и Надежда Дурова. А вы много про них знаете? Попробуйте ответить на наши вопросы.

    1.Как называется это холодное оружие? (тесак)

    2.А это – сабля. Из каких элементов состоит эфес сабли? (рукоять и гарда)

    3. Чтобы в бою холодное оружие не потерять, на руку одевали именно это. Что? (темляк)

    4. Как называется этот головной убор ? (кивер)

    5. Чего не хватает в изображении пистолета? (шомпола)

    6. У тех, кто играл на поле боя на этом инструменте, были самые яркие костюмы. Почему? (перекричать всех было сложно, барабанщики давали сигналы к атаке. ….)

    В мае 1813 она снова появилась в действующей армии и приняла участие в войне за освобождение Германии, отличившись при блокаде крепости Модлина и городов Гамбурга и Гарбурга. Только в 1816, уступив просьбам отца, она вышла в отставку с чином штаб-ротмистра и пенсионом и жила то в Сарапуле, то в Елабуге. Ходила она постоянно в мужском костюме, все письма подписывала фамилией Александров, сердилась, когда обращались к ней, как к женщине, и вообще отличалась большими странностями, среди которых, между прочим - и необыкновенная любовь к животным.

    Умерла Надежда Дурова 2 апреля 1866 года. Хоронили Дурову с воинскими почестями. Перед гробом офицер местного гарнизона нес на бархатной подушке ее Георгиевский крест - первый и единственный раз со времени учреждения этого главного воинского ордена России им была награждена женщина. Сейчас в Елабуге находится дом-музей Надежды Андреевны Дуровой. В музее пять залов, но мемориальных вещей в музее-усадьбе, к сожалению, нет: их не удалось найти. Особый интерес представляет экспозиция, связанная с литературной деятельностью Н.А. Дуровой. Здесь можно увидеть уникальную переписку Дуровой с Пушкиным, журнал «Современник» за 1836 год, где помещён отрывок из «Записок кавалерист–девицы» с предисловием А.С. Пушкина и отдельное издание этой книги за 1839 год.

     Имя Надежды Дуровой нашло отражение и в искусстве. В фильме «Гусарская баллада», поставленном по пьесе Гладкова «Давным-давно», есть героиня Шура Азарова, которая с началом Отечественной Войны 1812 года, отправилась воевать с французами. Образ Шуры был списан с Надежды Дуровой. Давайте посмотрим отрывок из этого произведения, в котором происходит разговор между фельдмаршалом  Михаилом Илларионовичем Кутузовым и Шурочкой (актеры надевают элементы костюмов).

    Шура         Вы звали, ваша светлость?

    Кутузов    Да, корнет... Скажи, который год тебе?

     Шура        Семнадцать...

    Кутузов     А на войне тебе не страшно драться? Скажи без лжи.

    Шура        О, ваша светлость, нет!

    Кутузов     Мне врать негоже!

     Шура       Я не смею врать...

     Кутузов    Ну, коли врать не смеешь, так скажи мне...

         Нет, подожди... Твоe как, кстати, имя?

     Шура       По дяде Александром меня звать...

     Кутузов    Так-с, Александром! В детстве Сашкой звали?

     Шура        Нет, Шуркой, ваша светлость.

    Кутузов     Ну, а ты не трус?  От тягости во фрунте не заплачешь?

    Шура         Нет, ваша светлость.

     Кутузов      Задам тебе ещe один вопрос,

                         Не удивляйся, коли... Ну, короче...

                         Корнет, вы - женщина?

     Шура          Врать не имею мочи

                         Вам, ваша светлость... Женщина я...

     Кутузов      (встаeт)  Что-с?! Как смели вы комедию устроить

                         Из чести воинской?..

     Шура        Хотела стать героем..Коль родина в беде - нет силы дома     быть.

    Кутузов     Нет-с, матушка, меня не обкрутить... (Гневно зашагал.)

                       В герои захотелось! Слава богу,

                       Ещe мужчин в державе русской много...

                      До этого стыда ещe не добрели,

                      Чтоб баб в солдаты!.. На такой мели

                      Нам не сидеть вовек... Без эдакой подмоги

                      Мы перешибли Бонапарту ноги!

                      И выгоним его с Руси без баб!

                      Домой!..

                      К мадамам, нянькам, тряпкам, куклам, танцам!..

                     Да-с! В сей же час извольте убираться!..

       Шура

         Позвольте, ваша светлость, мне сказать...

      Кутузов     Нет, не позволю! Если б император узнал...  Нет! Не  желаю слушать девичий лепет...

    Шура

         А если сердце бьeтся так в груди,

         Что выскочить готово, если крови

         Так тесно в жилах, если бередит

         Покой души защиты долг суровый,

         Долг чести и отваги, долг бойца

         И командира, если храбреца

         Единственная слава жадно манит

         К лишениям, опасности и брани?\

         А если очи зорки, руки верны

         В прицеле и не слабы стремена?

         А если всe: ум, сердце, силы, нервы --

         Приказа просят?.. За тебя, страна,

         Мать-родина, отдать всe без остатка,

         А если...

    Кутузов  Попрошу вас, говорите кратко.

                    Я стар, мадемуазель, и от речей устал,

                   А кроме, не терплю от барышень нотаций.

                   Ступайте! Говорю вам... кончен бал...

                   Ступайте же!

       Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены многие города. Но общая беда, как известно, сближает людей. В пострадавших от нашествия губерниях женщины и дети помогали своим мужьям, отцам, уходили в партизаны. Так поступила старостиха села Сычевка Пореченского уезда из  Смоленской губернии Василиса Кожина, которая возглавила партизанский отряд из женщин и подростков. Они выслеживали и уничтожали отдельные небольшие группы наполеоновских солдат. За свои подвиги Кожина была награждена медалью и денежной премией в 5 рублей. Не сохранили источники имя дочери, сражавшейся рядом с нею.

    В селе быстро узнали, что французы заняли Смоленск, но староста Дмитрий Кожин полагал, что негоже оставлять созревшие хлеба в поле, да и значительная отдаленность от города вселяла надежду, что французы сюда не доберутся. И все же они не обошли Сычевку. Начали с уговоров, кончили повальным грабежом. Ни крики негодования, ни плач женщин и детей не остановили грабителей. За отказ выдать требуемое многие в тот жаркий августовский день поплатились жизнями. Удар сабли решил судьбу непокорного старосты. Так Василиса Кожина стала вдовой. Односельчане, справив скромные поминки, единодушна избрали ее старостихой, сопроводив избрание словами: «Будь ты на место мужа. Ты - баба с головой».

    «Плетью обуха не перешибешь», - гласит пословица, но коль так, то в ход были пущены изобретательность и хитрость. Пригодились лесть, чарующая улыбка, задорный смех. В этот визит в Сычевку французам казалось, что хлебосольству русской женщины не будет предела. На столе одна за другой появлялись наливки, закуски. Но, как говорится в народе, на пиру наступило похмелье, обломки избы, подожженной Василисой, навсегда похоронили под собой жаждущих легкой наживы. Сколько их полегло от кос и рогатин, не счесть, еще больше попало в плен. Летом это были наглецы и истязатели, а в начинавшуюся стужу пришедшие от голода в отчаяние люди по своему виду более напоминали бродяг. Позднее слова Василисы, обращенные к ним, нашли отражение в стихах.

    Добрых людей
    Да званых гостей
    С честью у нас встречают.
    А незваных нахалов,
    Грабителей басурманов
    С бесчестием прогоняют.
    Знать, в Москве-то не солоно хлебали,
    Что хуже прежнего и плоше стали,
    А кабы занесло вас в Питер,
    Он бы вам все бока вытер.

    В одном из источников говорится, что «сам светлейший Кутузов  пожелал видеть старостиху-героиню». Вот как описывается эта встреча. «К нему привели огромного роста женщину, в высоких валяных сапогах, в короткой юбке и полушубке, с вилами в руках. Но несмотря на воинственный вид, лицо ее было крайне добродушно». На многие годы образ легендарной женщины приковал к себе внимание художников. Но, к сожалению, нет ни одного художественного произведения, которое соответствовало бы оригиналу. На карикатуре И. И. Теребенева Василиса изображена старухой; несколько моложе она выглядит на рисунке А. Г. Венецианова. Только на портрете Александра Смирнова, хранящемся в музее-панораме Бородинской битвы, старостиха Василиса предстает перед нами такой, какой она была в действительности.

    Костям убийц и грабителей еще долго суждено было покрывать российские поля и дороги. А в памяти наших героинь еще многие годы жили славное время, славные дела... “Можно без преувеличения сказать, что многие тысячи врага истреблены крестьянами”- писал Кутузов. Герой, служащий Отечеству,
    никогда не умирает  и оживает в потомстве.
     

    Звучит запись военного марша времен

    Отечественной войны 1812 года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

    Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

    Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Организация и контроль домашнего задания" для учащихся 5-9 классов

    Данная презентация демонстрирует цель и задачи домашнего задания, формы самостоятельных занятий, самоконтроль....

    Исследовательская деятельность учащихся «Топонимы и микротопонимы с. Бородаевка» в рамках проекта «Моя милая малая Родина»

    Цель работы - исследовать топонимы и микротопонимы родного краяс. Бородаевка Марксовского района Саратовской области.Задачи: - изучить литературу по топонимике, в том числе Саратовского края,- р...

    Тестовые задания разного уровня сложности для учащихся 5 - 9 классов по разным грамматическим темам английского языка

    Контрольные на разные грамматические темы:5 класс - сравнение времен группы Simple и Continuous6 класс - Страдательный залог в разнообразных упражнениях8 класс - Тестовые задания на употребление Герун...

    Работа с учащимися 5 «Б» класса по созданию проекта «Поэтический голос моей малой родины» в рамках реализации национально-регионального компонента

      Материалы представлены учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Мироновой Валентиной Геннадиевной.       Сначала несколько слов о том...

    ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьного проекта «Моя Родина – Великая Россия!» для учащихся 1-10 классов

    Данное Положение позволило организовать и провести школьный проект "Моя Родина - Великая Россия!" в МБОУ СШ №4 в 2014-2015 учебном году для учащихся 1-11 классов....