Развитие общих компетенций на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Развитие общих компетенций на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие общих компетенций на уроках истории и обществознания»

Автор: Смирнова Н.П.

Каждый преподаватель, на мой взгляд, самым главным в программе обучения считает именно свой предмет. И действительно, разве можно прожить в современном мире без знания  математики, физики или родного языка? И разве можно сегодня  считаться образованным человеком без знания истории или литературы? Но  вот обществознание, по- моему, является основой всех основ. Ведь это не просто  школьный предмет, это наука, которая учит студента жить в обществе, учит основам  человеческого общения во всех сферах жизни, даёт молодому человеку то, что сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования называет совокупностью общих компетенций.    

  Ещё Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». Научить творить- это и есть задача преподавателя. Современные студенты – это граждане нового информационного общества. Новая “Стратегия модернизации образования” сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, оканчивающих образовательные и профессиональные учреждения, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Вот здесь главные роли и будет играть компетентностной подход в стандартах образования.        

Стандарты, в принципе, должны быть во всех областях жизни, в том числе и в образовании. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС) - это совокупность требований к организации системы образования в целом, к реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования  образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт должен обеспечить многое. в том числе:

воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

ФГОС устанавливает требования к личностным, метапредметным, и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. А во ФГОС среднего профессионального образования в разделе 5 указано что, специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций, включающих в себя: -               

    OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. -            

       ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -                 

  ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. -                  

 ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. -              

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. -             

 ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. -        

 ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. -   

  ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. -                  

 ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. -                  

 ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Из названных общих компетенций видно, что само понятие «компетенция» относится скорее к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению, быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. 

Сравнение показывает, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их  метапредметный  ( универсальный )  характер, но определены и специфические ОК с учетом  предстоящего вида деятельности. Все ОК можно разделить по видам:

  1. Ценностно-смысловые компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес                                            

           ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.                                                                 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 

  1. Общекультурные компетенции

         ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.                                                                      

             ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

  1. Учебно-познавательные компетенции.

 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.                                                                                

             ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

4. Информационные компетенции.

           ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.                                                                        

            ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

  1. Коммуникативные компетенции

  ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

6. Социально-трудовые компетенции.

         ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

7.  Компетенции личностного самосовершенствования

 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации 

           ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образованиедолжно выстраиваться таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании во внеурочной деятельности при использовании различных технологий и методов обучения.

Одним из самых удачных методов на мой взгляд, является проектный метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта студент должен будет: определить цель и направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); иногда   работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция).

Кроме того, студенту придётся осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);  учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, (а это коммуникативная компетенция).

Выполняя работу над проектом, студент учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

Одним из примеров подобных проектов на уроках обществознания стал проект  «История моей  семьи» в разделе « Социальные отношения» или групповой проект « Выдающиеся личности» в разделе «_______».  Итогом индивидуальной или групповой работы студентов является защита проекта, представление его чаще всего в виде мультимедийной презентации.  

Не менее значимо для студентов участие в студенческих научно- практических конференциях, круглых столах и т.п., ведь участие в них- это по сути самостоятельная подготовка такого же  проекта.

Информационные технологии, которые студенты используют в своей работе формируют у них  более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. 

Использование ресурсов Интернет позволяет применять яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал, что делает уроки более интересным, запоминающимся, впечатляющим. А значит более эффективным.

Групповые методы работы важны и  на уроках, но особенно во внеурочной деятельности студентов. Например, совсем недавно я провела внеурочное мероприятие . Звучит очень сухо. Но формой его я выбрала квэст. Группу разделила на команды, каждая из которых получила свой  маршрут- задание. Пройти его можно было, только используя знания, смекалку, опыт каждого члена команды. Работать в команде, эффективно общаться друг с другом, с преподавателями, администрацией, а это тоже было в заданиях маршрута,- всё это помогло формированию ОК 6 (Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами).

Естественно может возникнуть  вопрос: а как  определить степень освоения компетенций студентами? Ответ очень простой: надо разработать КОС, КИМ, разработкой  которых я, например, занимаюсь уже около трёх лет.

Например, основные показатели оценки результата, формы и методы контроля и оценки по определению сформированности ОК 2, ОК 3, ОК 4 могут выглядеть следующим образом.

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

-владение навыками организации  учебно-познавательной деятельности; - своевременность и качество выполнения учебных заданий; рациональное распределение времени на все этапы работы;

-самостоятельность обнаружения допущенных ошибок ,своевременность   коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта  

оценка преподавателем выполнения заданий   самостоятельной работы (изучение, конспектирование, реферирование)- оценка  выполнения практического задания ;

-анализ и оценка преподавателем рефлексии, самооценки деятельности студентов;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Обоснованность выбора и оптимальность поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

оценка преподавателем выполнения заданий   контрольной работы, самостоятельной работы, реферата, проекта

ОК3. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Презентация   полученной информации в соответствии с поставленными задачами используя ИКТ

оценка преподавателем конспекта, реферата, эссе, презентации, выступления на н/п конференции

И в завершении мне хотелось бы сказать, что преподаватели, мастера, проводя работу по формированию ключевых компетенций на своих уроках, должны, прежде всего, начинать с себя. Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающимся, которые могли бы применить полученные знания в жизни в комплексе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...

Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

На современном этапе образования  «метапредметные результаты» входят в основную составляющую Федеральных государственных образовательных стандартов  и представляют особый интерес...

Статья Развитие общих компетенций на уроках учебной практики по профессии «Художник по костюму»

Учебная практика является обязательной частью основной профессиональной подготовки.Целью практики обучающихся является развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающи...