Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс)

Кореневская Юлия Анатольевна

Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знакомство с простым и сложным процентом, понятием капиализации, проведении исторических параллелей с современностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korenevskaya_vykupnaya_operatsiya.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала: Ю.А Кореневская

Технологическая карта урока

Название предмета

История

Класс     9

                Тема урока   Отмена крепостного права в России. Выкупная операция

Класс

9 класс

Цели урока

Образовательные

сформировать знания о характере проведения реформы

сформировать навыки расчетов вкладов и кредитов

Развивающие

учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия

учить устанавливать межпредметные связи

формировать умение работать с историческими источниками

формировать умение вести дискуссию

Воспитательные

содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий

осуществлять нравственное воспитание

Планируемые результаты

Личностные

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Метапредметные

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности

умение систематизировать информацию, анализировать и обобщать фактический материал

Предметные

способность применять математические расчеты для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; 

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; 

способность делать выводы на основе полученной информации, выявлять причинно-следственные связи

Место урока в разделе

второй урок по теме "Отмена крепостного права в России"

Тип урока

Урок усвоения новых знаний  

Основные термины                    отрезки, прирезки, усадьба, полевой надел,

 и понятия

вклад, капитализация оброка, кредит, процент

Межпредметные связи

математика

Наглядность

 Презентация по теме с исторической картой, с задачами, видеофрагмент

ПК

Формы работы на уроке

групповая, фронтальная

Проектор

Оборудование

   ПК, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал

Этапы урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

Организационно-целевой

2 минуты

Просмотр отрывка из фильма "Александр II. Часть 1" (проект Л.Парфенова) про восстания крестьян

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Понимание причин отмены крепостного права

Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества, своего народа и своей страны – России.

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи

Мотивирует учащихся, предлагает определить тему урока

Смотрят видеофрагменты и определяют тему урока

Создает эмоциональный настрой

Высказывают своё мнение о том, почему могли происходить восстания после отмены крепостного права.

2

Ориентационный. Актуализация субъектного опыта учащихся

5 минут

Чтение и анализ фрагментов из "Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости"

Предлагает вспомнить, кто был собственником земли, подумать, что такое усадьба и полевой надел

Читают текст, отвечают на вопросы учителя

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, знакомство с основной терминологией, знание положений реформы

Осознавать долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной.

Умение определять и формулировать цель деятельности. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Умение владеть приёмами речи

Задает вопросы. Какие категории населения затронула реформа. Важно ли было, в какой части России проживают крестьяне.

Вспоминают сословия, типы повинностей, традиционное деление на черноземную, нечерноземную степную полосы. Делятся на группы

Создает проблемную ситуацию.

Отвечают на вопросы учителя.

3

Содержательно-операционный. Изучение новых знаний и способов деятельности

25 минут

Приводятся статистические факты.

Выдвигает проблему.

 

Способность применять математические расчеты для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, знание исторического контекста отмены крепостного права. Умение анализировать историческую статистику

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Умение осуществлять действия по реализации плана. Умение извлекать информацию, умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы. Умение работать индивидуально и в группе. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предлагается на основе решения задач рассчитать, как проходила выкупная операция для крестьян и дворян. Формулы расчета

Формулирует задание, выдает тексты задач (по группам)

Работают в группах, решают контекстные задачи

Процесс выкупа для крестьян - по сути своей - кредит, для дворян - аналог вклада. В обоих случаях агентом, связующим сословия, выступает государство.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

Решают задачи, делают выводы

Обманули ли крестьян? А дворян? Выкупные платежи не привязаны к ценам на землю. Государство взыскало с дворян недоимки.

Организует оценочные высказывания обучающихся

Формулируют выводы, выступают

 

Помогает выявить причинно-следственные связи

Определяют причины  

Анализ исторического контекста реализации реформы

Выдвигает проблему. Подумайте, кто на первый взгляд больше всего выиграл от реформы, кто проиграл. Почему?

Обсуждают в группах. Формулируют аргументы. Отвечают на вопрос.

Записывают

4

Контрольно-оценочный. Закрепление и применение изученного

8 минут

Краткая характеристика реалий прохождения реформы. Предлагается на основе полученных знаний определить причины волнений крестьян.

Рассказывает кратко о реакции крестьян и дворян, приводит исторические факты

Записывают

Понимание интересов различных социальных групп

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми.

Умение осуществлять действия по реализации плана. Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы. Умение понимать другие позиции

Формулирует задание

Отвечают на вопросы учителя.

Организует беседу по закреплению знаний

 

5

Рефлексия

2 минуты

Предлагает обучающимся выделить ключевые слова, характеризующие изученный период

Формулирует задание

Формулируют понятия

Закрепление материала темы

Воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества

Владение основами самоконтроля,  самооценки. Умение определять понятия,  устанавливать аналогии. Умение осознанно использовать речевые средства

6

Домашнее задание

1 минута

Д/з: подумать, где отмена права была более честной – в основной части России или  Прибалтике

Комментирует  домашнее задание.

Записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Разработка урока по теме "Отмена крепостного права в России" для 8 класса

В данной разработке урока рассматриваются причины, этапы и последствия отмены крепостного права в России. Также отмечены исторические личности, повлиявшие на процесс отмены крепостного права. Урок пос...

Методическая разработка урока "Отмена крепостного права в России".

Тема урока: Отмена крепостного права в России. (Урок в рамках темы «Россия при Александре II», Всего уроков по теме: 5; № урока: 2).УМК: УМК «История России. ХIХ век». 8 класс. Данилов А.А., Косулина ...

Презентация и разработка урока по истории отмена крепостного права в россии

Презентация предназначена для урока истории . Презентация помогает учащимся самим обозначить тему урока. Определить цели. А также с помощью документов определить основные положения Манифеста об отмене...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока истории по кейс-технологии в 5 классе «Индийские касты»

Цели: учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; «добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа  материалов кейса; вырабатывать коллективные реш...