Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: "Древний Восток")
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

«Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций  в развитии мировой цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevniy_vostok.docx769.06 КБ

Предварительный просмотр:

                           Тема урока: Древний Восток
Дата: 13.12.2018
Класс: 5 «Б»                                 

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: командно-групповая  развивающая игра.

Форма организации ученой деятельности: групповая  командная, групповая

Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.
Задачи:
  1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
  2. Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока  в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
  3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

– устанавливать причинно-следственные связи  на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,

схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

 - оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать  собственные мировоззренческие позиции;

Роль и место урока в курсе:

Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций  в развитии мировой цивилизации.

План урока:

1. Оргмомент  /мотивация на урок/. 

2. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.

    Работа в группах.

 А) Терминологическая разминка

 Б) Заполнение таблицы(ответы у доски)

 В) О ком идёт речь?

 Г)  конкурс переводчиков

  3.  Рефлексия

Ход урока:

Учитель: Ребята!

Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж, багаж знаний о странах Древнего Востока. А что будет в этом багаже знаний.

  Знание местоположения, знание карты, достижений народов.

 Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу. А теперь представьте, что к нам пришло письмо от неё самой.. Давайте прочтем письмо.

1.Конкурс Терминологическая разминка

  1. Устройство для подъёма воды (шадуф).
  2. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
  3. Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
  4. Обязательные правила поведения (законы).
  5. Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).
  6. Жрец в Индии (брахман).
  7. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты).
  8. Большое сильное государство (держава).
  9. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
  10. Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)
  11. Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
  12. Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы).
  13. Гробница египетских фараонов(пирамиды)
  14. Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)
  15. Денежный сбор в пользу государства(налог)                                                       

Конкурс №2

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!

3.Конкурс переводчиков.

А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.

 Командам даются листы с заданием.

  1. Н  КРСТ____________________ (не красть)
  2. Н  ЛГТ_____________________ (не лгать)
  3. Н  БВТ  ЧЛВК_______________ (не убивать человека)
  4. ПЧТТ  ТЦ   МТ____________________ (почитать отца и мать)
  5. Н  ХВСТТЬС _____________________

Какие заповеди здесь написаны?

4. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)

Задание: Назовите имя.

О ком идёт речь?

  1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
  2. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).
  3. Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).
  4. Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).
  5. Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания     (Ашшурбанапал).
  6. Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).
  7. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).
  8. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/
  9.  Китайский мудрец/Конфуций/

  III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать мифы о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре.

Рефлексия.

Фамилия____________Имя____________                                                Баллы

  1. Как я усвоил ранее изученный материал?

- получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

-усвоил новый материал частично – 7-8 баллов

-мало что понял, необходимо ещё поработать – 4 -6 баллов

2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.

- работал весь урок активно, 9-10 баллов

- работал с помощью товарищей – 7-8 баллов

- не работал – 4-6 баллов

3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?

а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов

б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов

в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов

Задание 2

4 группа 

№ п/п

Вопросы

Египет

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение

http://uvelirka-bc.com.ua/images/svitok.png

Задание 3 Какие заповеди здесь написаны?

  1. Н  КРСТ____________________
  2. Н  ЛГТ_____________________
  3. Н  БВТ  ЧЛВК_______________
  4. ПЧТТ  ТЦ   МТ____________________
  5. Н  ХВСТТЬС _____________________

Задание 4

1.Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона

2. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить

3.Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на столбе из чёрного камня

4. Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и  водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной

5.Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания

6.Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу

7.При нём Китай стал единым государством, и он стал его первым властелином

8. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий

9. Китайский мудрец

Задание 2

    3 группа

№ п/п

Вопросы

Индия

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение

Задание 2

     2 группа

№ п/п

Вопросы

Финикия

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6

Культурные достижения и их значение

Задание 2

     1 группа

№ п/п

Вопросы

Междуречье

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Древнейший Рим"

Презентация к технологической карте урока в 5 классе по теме "Древнейший Рим". Это урок путешествие, исследование, по типу урока - урок открытия новых знаний, комбинированный...

Материал-презентация к урокам в 5 классе по теме "Древняя Индия"

Наглядный материал к урокам в 5 классе 1. "природа, основные занятия жителей" 2. "Касты в Индии. Буддизм. Открытия и достижения индийцев"...

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Древняя Греция"

Данная методическая разработка позволяет в форме игры провести повторительно-обобщающий урок с пятиклассниками...

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта с паспортом  урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве"...

Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....

Разработка урока для 5 класса на тему "Древний Рим"

Разработка урока для учащихся 5 класса по теме "Древний Рим"...