Задания по всеобщей истории с применением ТРКМ 6 класс
материал по истории (6 класс) на тему

Михеева Наталья Сергеевна

Тема урока: «В рыцарском замке»

Цель: формирование целостных представлений обучающихся о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; ознакомление с моральными ценностями, нормами и установками рыцарей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_trkm.docx135.43 КБ

Предварительный просмотр:

Михеева Н. ИО-14-2

Задания по всеобщей истории с применением ТРКМ

6 класс

Тема урока: «В рыцарском замке»

Цель: формирование целостных представлений обучающихся о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; ознакомление с моральными ценностями, нормами и установками рыцарей.

УУД:

Личностные действия – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор, мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности.

Регулятивные действия -  составление плана и последовательности действий, способность выделять нужную информацию, выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание и определение уровня усвоения знаний.

Познавательные действия - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля; установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные действия - определение цели сотрудничества с учителем: вопрос-ответ, распределение функций участников среди сверстников и выработка способов взаимодействия, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

6 класс – 24 человека

На предыдущих уроках мы изучили тему «Средневековая деревня и её обитатели», познакомились с жизнью крестьянина и феодала, узнали что такое натуральное хозяйство. Вашей домашней работой было составление схемы «Повинности средневековых крестьян». Все справились с заданием? В конце урока вы сдадите тетради на проверку.

Сегодня мы приступим к изучению не менее интересной темы: «В рыцарском замке». Работать вы будете в группах, вам необходимо выполнить 2 задания.

Учитель делит класс на 4 группы по 6 человек. Учитель делит класс так, чтобы в каждой группе были и успевающие и отстающие ученики (равносильные группы).  Такое деление будет способствовать вовлеченности каждого ребенка в процесс обучения, созданию единого учебного коллектива.

Задание 1. Составление кластера по теме «В рыцарском замке» (время выполнения 20-25 минут)

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Правила оформления

Кластер должен быть оформлен на ватмане. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину. Кластер должен быть понятен, отображать все вопросы по заявленной теме.

Правила составления кластера:

- Выделение крупной смысловой единицы – темы (помещается как правило в центр).

- Выделение блоков – «спутников».

- Выделение подблоков.

-Определение связей между блоками и подблоками.

Рекомендации

 При создании  кластера не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Нужно попытаться составить как можно больше связей между смысловыми понятиями, так как в процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Стадия «Вызов». Учитель представляет визуальный раздражитель классу (картинка), ученики рассматривают его (самостоятельная работа учащихся: высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации).

- Что я вижу? (рыцарь, конь, доспехи, идет на войну)

-Где могли жить рыцари? (в замках, за высокими стенами)

Стадия: осмысление.

Итак, мы разделились с вами на 4 группы. Ключевое словосочетание  у нас одно: «Средневековый рыцарь» (на листе написана фраза, прикреплен на доску). Каждой группе необходимо будет выполнить свое задание, прочитав материал учебника, сделать свой «блок». В конце урока мы соберем ваши «блоки» в один кластер.

1 группа –  читает учебник на стр 94-96 «рыцарский замок». Ключевое слово для вас – замок, от него идут гроздья, раскрывающие данный пункт (из чего строили, где располагались, как защищались, устройство главной башни). Схематично изобразить устройство рыцарского замка.

2 группа – читает учебник на стр. 96, 98–  «снаряжение рыцаря».  Ключевой слово для вас – снаряжение, от него идут гроздья, раскрывающие данный пункт (чем вооружались, во что были одеты, дать определение понятиям: палица, кольчуга, латы, брало, оруженосец; на чем сражались). Изобразить как выглядел вооруженный рыцарь.

3 группа – читает учебник на стр 96-97, 99-100 – «воспитание рыцаря». Ключевой слово для вас – идеальный рыцарь, от него идут гроздья, раскрывающие данный пункт (чему обучались, что означает стать пажом, в чем заключалась служба в замке, как происходило посвящение в рыцари. Герб и девиз рыцаря, моральные качества, кодекс рыцарской чести).

4 группа – читает учебник на стр 97 – 98 «развлечения рыцаря», а также пункт «рыцарский турнир».  Ключевой слово для вас – развлечения, от него идут гроздья, раскрывающие данный пункт (охота, турниры, пир). Описать как проходил рыцарский турнир.

Стадия рефлексии. После выполнения задания в группах начинается обсуждение работы в классе. Каждая группа прикрепляет свой составленный блок к основному понятию на доске, рассказывая информацию, которую они получили после прочтения и осмысления текста учебника. Затем выходят другие группы. Учитель вместе с учениками раскрывают основные положения кластера, разбирают взаимосвязи блоков. В конце урока делается общий вывод по изучению данной темы.

*Примерный вариант кластера (например в разделе снаряжение –оружие – расписываются все виды в форме грозди)

 

Критерии оценивая и шкала перевода баллов.

По результатам деятельности ставится 2 оценки (групповая работа и индивидуальная).

За выступление всей  группы:

Оценка «5»- 35-45 б.

Оценка «4»- 25-30 б.
Оценка «3»- 15-20 б.

Критерии

Баллы

15

10

5

1.Групповая работа

Ученики распределили работу между собой в равных объемах (высокий уровень коммуникации)

Работу выполняют несколько учащихся, остальные не участвуют (средний уровень коммуникации)

Отсутствует групповая работа, каждый работает сам по себе (низкий уровень коммуникации)

2.Раскрытие темы

Тема раскрыта полностью, все определения названы,  вопросы раскрыты полностью. Материал понятен и систематизирован. Свободное владение информацией. Правильно отвечают  на вопросы.

Тема частично раскрыта, не все понятия освещены. Материал понятен и систематизирован. Владение информацией свободное, с некоторыми подглядываниями в текст. Отвечают на вопросы с небольшими затруднениями.

Тема не раскрыта.  Рассказ производится по листку, не могут ответить на вопросы.

3.Оформление и защита

Работа полностью оформлена в соответствии с требованиями учителя. Высокий уровень творчества, оригинальность раскрытия темы. Культура и грамотность речи. Импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

Работа оформлена в соответствии с требованиями учителя

Средний уровень творчества. Речь четкая и правильная.

Оформление работы не соответствует требованиям  учителя. Отсутствует оригинальность, не проявлена творческая работа. Низкий уровень грамотности речи.


Индивидуальная оценка:

Оценка «5»- 25-30 б.

Оценка «4»- 15-20 б.
Оценка «3»- 5-10 б.

Критерии

Баллы

10

5

0

Активность

Активное участие учащегося в групповой работе: доброжелательность и коммуникабельность. Может выслушать, помочь с проблемами.

Учащийся не активен, выполняет только свою часть работы.

Учащийся не работает в группе. Проявляет неуважение к окружающим.

Защита (своя часть)

Речь правильно поставлена, понятна окружающим. Ученик отлично разбирается в теме, свободно владеет информацией. Способен ответить на вопросы.

Речь понятна окружающим. Ученик разбирается в теме. Способен ответить на вопросы с помощью других членов группы.

Ученик не разбирается в теме своего доклада. Информация не убедительная, высказывания подвергаются сомнению. Речь с ошибками и словами-паразитами. Не способен ответить на вопросы.

Применение кластера:

  • позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение;
  • учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения;
  • развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

В ходе выполнения кластера формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом ТРКМ повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства.

Задание 2. Составление синквейна - «Рыцарь» (в средние века). Задание выполняется в тех же группах на отдельном листе, в конце урока сдают учителю (указывают всех участников группы). Оценки учитель выставляет и оговаривает на следующем уроке.

* Синквейн применяется на занятии для закрепления изученной темы. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правила.

Придумать синквейн на тему «рыцарь». Учитель объясняет детям, что такое «синквейн» – это короткое стихотворение из пяти строк:

1-ая строка:

2-ая строка:

3-я строка:

 

4-ая строка:

5-ая строка:

 

*правила выводит на интерактивную доску

Примерный вариант синквейна:

Рыцарь

сильный, храбрый

воевал, принимал присягу, участвовал в турнире

житель рыцарского замка

воин

Критерии оценки задания:

-Командная работа, при выполнении заданий выслушано мнение каждого, деятельность и обязанности учащихся распределены равномерно – 7 баллов;

-При составлении синквейна, учтена тема урока, отражена содержательная часть – 5 баллов;

-Использование новых терминов и понятий– 5 балла;

-Синквейн понятен, оригинальность составления – 3 балла;

Шкала перевода баллов в оценку:

-оценка отлично (5): 15-20 баллов;

-оценка хорошо (4): 10-15 баллов;

-оценка удовлетворительно (3): 5-10 баллов;

-оценка неудовлетворительно (2): 0-5 баллов.

*Критерии оценки задания и шкала перевода оговариваются учителем заранее.

В конце урока подводятся итоги. Ученики сдают тетради с д.з. и листы с синквейном (указываются все члены группы). Учитель задает домашнее задание, объясняет его выполнение.

Оборудование: учебник Всеобщая история. История Средник веков. 6 класс: учеб. для общ. учр. / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – М:«Просвещение», 2012,  интерактивная доска, тетради, листы ватмана, ручки, карандаши, фломастеры, иллюстративный материал.

Используемая литература: учебник Всеобщая история. История Средник веков. 6 класс: учеб. для общ. учр. / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – М:«Просвещение», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по всеобщей истории 9 класс.

Предлагаемые тесты позволяют не только регулярно  контролировать знания и умения учащихся по истории, но и системно гтовить их к сдаче ГИА и ЕГЭ по истории....

Тестовые задания по всеобщей истории. Вторая половина ХХ в. Часть 1.

Предлагаемый материал содержит тестовые задания разного уровня сложности и может быть использован на уроках истории и при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ...

Тестовые задания по всеобщей истории. Вторая половина ХХ в. Часть 2.

Предлагаемый материал содержит тестовые задания разного уровня сложности и может быть использован на уроках истории и при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Тестовые задания по всеобщей истории. Первая половина ХХ в. Часть 3.

Материал содержит тестовые задания  разного уровня сложности и может быть использован как на уроках истории, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Тестовые задания по всеобщей истории. Первая половина ХХ в. Часть 4.

Предлагаемый материал содержит тестовые задания разного уровня сложности  и может быть использован на уроках истории и при подготовке к ЕГЭ и ГИА...

Задания по всеобщей истории с применением ТРКМ

Тема урока: «Повседневная жизнь» (Глава 1. Мир в начале Нового времени)...

Рабочая программа по истории ("История России. Всеобщая история") для 5-9 классов

Данная рабочая программа разработа на основе современных рекомендаций и историко-культурного стандарта для УМК под редакцией А.Н. Торкунов ("История России") и УМК издательства "Просвещ...