проект "Колизей вчера и сегодня"
проект по истории (5 класс) на тему

МаринаВладимировнаИванова

проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolizey_vchera_i_segodnya.doc653 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

г. ДУБНЫ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Городская научно-исследовательская конференция школьников

 «Юный исследователь»

СЕКЦИЯ ИСТОРИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

ТЕМА ПРОЕКТА:  «КОЛИЗЕЙ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»  

                   

Работу выполнил:

ученик 5 класса ВОЛКОВ ЯРОСЛАВ

Руководитель проекта:

                                                                         учитель истории ИВАНОВА М.В.

 

                                              2015-2016 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ  -
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ -

- Строительство Колизея

- Посещение Колизея

- Представления в Колизее

- Превратности Колизея в течение веков

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  -

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ -

5. ПРИЛОЖЕНИЕ –

ВВЕДЕНИЕ

В будущем я хочу стать путешественником. Это так интересно узнавать что-то новое о жизни людей в других странах, ее истории, знаменитых людях и достопримечательностях! Я уже был в Египте в прошлом году. Кроме отдыха на море, мы побывали на экскурсии по историческим местам, в том числе в одном из семи чудес света пирамидах. Я смог поделиться этими знаниями с ребятами на уроке истории. А сейчас моей мечтой стало посещение Рима. Когда мне было шесть лет первой исторической книгой, прочитанной мне папой, был рассказ о гладиаторах и гладиаторских боях. Захотелось больше узнать о крупнейшем амфитеатре Рима – Колизее. Тем более что он является одним из символов Рима и внесен в список семи новых чудес света. Это и стало темой моего реферата.

Гипотеза: Колизей – это уникальное сооружение и по праву входит в список новых чудес света.

Цель моего исследования – изучить историю Колизея

Задачи:

-  узнать историю строительства Колизея;

-  узнать о том,  какие представления проходили на арене Колизея в древности;

- узнать, что привело к разрушению этого памятника культуры;

- понять в чем уникальность этого сооружения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Строительство Колизея.

Большой амфитеатр был задуман императором Веспасианом, чтобы увековечить имя Флавиев. Он был открыт Титом в 80 г., а его детальная обработка закончена впоследствии императором Домицианом. Строительство продолжалось восемь лет. Внешняя конструкция представляет собой три этажа арок (80 на каждом ярусе) с каменным аттиком наверху, богато украшенным резьбой. В пространстве между арками стояли полуколонны дорического ордера на первом этаже, ионического – на втором и коринфского – на третьем. Для постройки были доставлены тысячи блоков травертина, добытые в каменоломнях Тиволи. Для того  чтобы соединить их на стыках, была использована выдающаяся по тем временам техника сейсмостойких конструкций. Внутрь блоков  вводились огромные металлические стержни, общий вес которых исчислялся 300 тоннами. Его современное название (Colosseum на английском) является производным от слова colossus, означающий огромную статую (рядом с Колизеем стояла огромная статуя Нерона, бесследно исчезнувшая в Средние века).

Посещение Колизея

 

Амфитеатр достигал 50 метров в высоту, эллипсовидный в плане, он состоял из трибун, поднимающихся от овальной арены к балконам, и вмещал около 50 000 зрителей.

Такое большое количество зрителей могло войти внутрь в короткие сроки благодаря 76 последовательно пронумерованным входам. Амфитеатр был разделен на пять секторов. Места распределялись в соответствии с социальной иерархией: школьные учителя, римские всадники, официальные гости и т.д. Единственным исключением из этого правила была трибуна, сделанная целиком из мрамора и отведенная специально для императора и сенаторов. Многие из них позднее были разобраны и использованы под строительный материал.

У зрителей были входные билеты, на которых указывался номер входа.   Из-за огромного наплыва толпы появилась необходимость снабдить здание питьевыми фонтанами. Они были встроены в различные места амфитеатра, что позволяло в летнюю жару зрителям утолить жажду и освежиться. Ученые предполагают, что существовало около 50 подобных фонтанов.

По мере необходимости над амфитеатром натягивали огромный тент, служивший для защиты зрителей от палящего солнца. Он состоял из кусочков ткани покрашенного льна не связанных между собой и присоединенных  к кольцам, что давало возможность соединить их вместе или, наоборот, ослабить, все или только часть из них, - в зависимости от часа дня или погодных условий. Тент был привязан к мачтам кораблей, установленных по кругу верхней части здания. Канаты прикреплялись к травертиновым столбам, стоявшим вокруг амфитеатра, с помощью моряков Миссенского флота. Пять из 160 столбов до сих пор существуют на прежнем месте.

Арена Колизея представляла собой овальное пространство, полностью покрытое деревянными досками. От оригинального покрытия ничего не осталось, но в наши дни оно было реконструировано в целях воссоздания первоначального вида. В галереях, находившихся под ареной, были необходимые для проведения игр служебные помещения,  в которых размещались лифты для подъема животных, действующие с помощью противовеса, клетки для животных и сценические машины.

 

Представления в Колизее

В Колизее происходили разные виды представлений, важнейшими из которых были: сражения гладиаторов, охота на животных, морские сражения и публичные казни.

Гладиаторские бои

Начало гладиаторских боев связывают с этрусками. Существовала традиция, по которой для того чтобы умилостивить великих на их могилах убивали военнопленных, чья пролитая кровь могла успокоить гнев, зависть и возмущение духов умершего. Постепенно этот обычай перерос в развлекающие представления гладиаторов.

Гладиаторами обычно становились военнопленные, не имевших по римскому праву каких либо прав, жизнь которых не представляла для государства никакой ценности, рабы и осужденные к смертной казни преступники. Военнопленных обучали в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях, и после трех лет прекращали свои выступления на арене. Этим рабы отличались от осужденных насмерть преступников, которые дрались в Колизее без всякой надежды на выживание, подобно осужденным на ad bestias (растерзание дикими зверьми) или ad gladium ludi damnati (осужденные на смерть от меча). В последнем случае один вооруженный гладиатор убивал обезоруженного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого вооруженного гладиатора и так далее, пока не оставался последний осужденный уголовник.

 Начиная с первого века н.э., свободные граждане Рима (auctorati) добровольно становились гладиаторами и дрались на арене Колизея как профессионалы. Эти свободные граждане начинали карьеру гладиатора, полностью подчинившись требованиям Ланисты. Ланиста в римском мире считался наиболее отвратительной профессией (даже ниже палачей), имел право жизни и смерти над гладиаторами, от которых требовалось принятие присяги о полном повиновении как обязательном условии приема в школу. Гладиатор клялся "терпеть наказание кнутом, клеймом или принять смерть от меча". Такие страшные наказания имели целью пресечь любой намек на неповиновение и прививали убеждение, что преодоление любых испытаний является единственным средством их выживания. Публика требовала профессиональных зрелищ, поэтому до выхода на арену обучение занимало несколько лет. На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные граждане Рима. Существовало не менее шестнадцати различных типов гладиаторов. Наиболее важные из них: Murmillones, Secutores,  предназначенные для боев в тяжелых доспехах; и Thraeces – в легкой броне, а также Retiarii с сетями и трезубцами. Неизменным успехом пользовалась категория Eques, - гладиаторы, сражающиеся на конях. Незабываемым было появление женщин-борцов. Иронично настроенный по отношению к ним, Ювенал рисует следующий портрет: «придавленная весом шлема, застывши в стременах, она оружие бросает и мчится, чтоб усесться на горшке!»  

Начало спектаклей начиналось Помпой (Pompa) т.е. протяженной процессией в которой проходили устроитель игр, идущий вслед за ликторами, музыканты, гладиаторы, разделенные по парам и обреченные на казнь. Перед началом сражения устраивалась проверка оружия.  если меч оказывался недостаточно заточен, его владелец строго наказывался.

Сражения разделялись на два вида. Первый sine missione неизбежно заканчивался смертью одного из участников. Второй тип сражения позволял missio, т.е. если один из двух борцов был ранен и, положив щит, поднимал указательный палец левой руки, обращаясь к устроителю с просьбой о помиловании, он мог его получить.

Дуэли начинались под музыку и привлекали большое внимание публики. Инструктор находился все время рядом со сражающимися, отделенный воинами с бичами. Он напутствовал их словами: «Жить умеют все, но умирать – это искусство. Если сражение было недостаточно накаленным, тренер приказывал бичующим хлестать борцов, вызывая в них ненависть  друг к другу.

Охота на животных

Сцены охоты пользовались огромной популярностью в Колизее и других амфитеатрах империи. Это был единственный шанс для римлян увидеть незнакомых им диких зверей в те времена. В самом начале охоту на диких животных демонстрировали утром, как прелюдию к гладиаторским сражениям. В последний период республики охоту на арене организовывали средь бела дня, иногда она продолжалась несколько дней. Все виды диких животных - слоны, медведи, быки, львы, тигры - отлавливались по всей территории империи, транспортировали и содержали ко дню игр.

Поимка зверей, транспортировка их в хорошем состоянии за тысячи километров обходилась чрезвычайно дорого. Зверей необходимо поймать живыми, а это представляло основную опасность. Зверей ловили в ловушки, сажали в клетки, кормили их всю дорогу до места назначения, чтобы доставить их в хорошем состоянии. Охота на крупных животных отражена в многочисленных мозаиках и картинах, запечатлевших поиск, поимку, транспортировку, и, наконец, убийство. Затраты были огромные, поэтому провинции Римской империи облагались специальными налогами, что бы Рим имел возможность организовывать охоту на аренах амфитеатров. Система подъема диких животных действовало в следующей последовательности: звери, выпущенные из клеток, запускались в примитивные лифты, действующие с помощью противовесов, и поднимались затем по деревянной рампе к открытому пространству, где их ждали бестиарии.

Для обеспечения безопасности зрителей в Колизее вокруг арены была натянута металлическая сеть, высота ограждения вокруг арены равнялась 5 метрам. Она была снабжена цилиндрическими срезанными клыками слонов, которые вращаясь по горизонтали, не позволяли львам и тиграм вырваться. Наготове был отряд лучников, всегда готовый вмешаться при любой попытке хищников перепрыгнуть на сторону зрителей.

Большинство пар были классическими: лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были явно неравные: собаки или львы выпускались на оленей, в этом случае исход был предсказуем. Чтобы нарушить монотонность римляне прибегали к странному сочетанию животных: медведь против питона, крокодил против льва, тюлень против медведя и так далее.  Иногда животных приковывали к арене Колизея, чтобы не позволить им маневрировать. Большинство единоборств составляли животные против вооруженных копьем обученных людей (venatores). Охота на животных приобрела чрезвычайную популярность среди богатых граждан. Вовлеченных в этот вид боев venatores стали настолько знамениты, что их имена все еще можно прочитать на некоторых мозаиках и граффити.

На арене Колизея погибло огромное количество диких животных (источники говорят об убийстве 9 000 животных только в первые дни открытия). Даже если эта цифра преувеличена, можно с уверенность сказать о большом количестве животных, погибших ради забавы на аренах римских амфитеатров. Медведей отлавливали в Каледонии (Шотландия) и Паннонии (ныне Венгрия и Австрия); львов и пантер - в провинции Нумидии в Африке (в настоящее время Алжир и Тунис), тигров в Персии, крокодилов и носорогов в Индии.

Навмахии

Морские сражения были возможны, так как опоры арены были деревянными и подвижными, что позволяло заполнить арену водой. Суда управлялись рабами, военнопленными и преступниками. Корабли брались на абордаж, сжигались, топились, а актеры сражались за свою жизнь.  Корабли ничем не отличались от боевых и маневрировали в бою как настоящие. Римляне называли такие зрелища navalia proelia (морские сражения), но известность получили греческого слова naumachia (навмахия) – термин, указывавший на то, что зрелище происходит в специально оборудованном месте. Навмахия часто пыталась воспроизвести известные исторические сражения, например, победу греков над персами в битве при Саламине. Во время шоу придерживалась последовательность происходивших исторических событий, и зрители получали огромное удовольствие от мастерства воинов и их снаряжения. Из-за высокой стоимости и технической сложности они устраивались лишь в исключительных случаях.

Смертная казнь. Христианские мученики

Римлянам принадлежит идея наказания damnati ad bestias. Это был эффективный способ приведение в исполнение смертного приговора особо опасным преступникам. На арене устраивались массовые казни. Тех, кого приговорили на казнь, привязывались к столбам и разрывались разъяренными зверями, которых подталкивали к нападению огонь и голод. Преступники иногда оставались лежать на арене изувеченными и еще живыми. Это был ужасный спектакль. Светоний, говоря о Калигуле, пишет: «Поскольку кормление животных, предназначенных для игр, было весьма дорогостоящим, он постановил, чтобы в качестве еды им скармливали осужденных». Амфитеатр Флавиев описывался как место казни христиан. По этой причине, строятся алтари и капеллы, в которых находят место грандиозные представления, вызывающие в памяти преследования христиан. В последствие место становится одной из остановок религиозного паломничества, где отдают дань памяти мученикам и их крови пролитой за веру во имя Христа.

Превратности Колизея в течение веков.

С распространением христианства в стенах амфитеатра прекратили убийство людей, а последняя охота на животных состоялась примерно в 523 году.

Но главной причиной, положившей конец играм, стал военный и финансовый кризис западной части империи, сопровождаемый многочисленными вторжениями варваров. Амфитеатр требовал колоссальных расходов на организацию игр, а в условиях их отсутствия потребность в существовании Колизея отпала.
С канувшей в историю славой императорского Рима изменилось предназначение Колизея. В X веке в нем сдают и продают жилье. Жилища были двухэтажными, выстроенными в одну линию одно за другим и снабжены небольшим садом с задней стороны. Обитатели этих квартир были из бедных слоев населения: ремесленники, сапожники, кузнецы и т.д. По длине коридоров и под лестницей первого этажа были построены многочисленные склады для хранения товаров. В XII веке там происходил обмен валюты. Потом Колизей стал крепостью семейства Франджипани. В 1231 году страшное землетрясение разрушило часть внешней стены на юго-западе здания. Папская резиденция из Латерана переносится в Ватикан и Колизей оказывается за чертой города. В это время часть Колизея использовалась под сенохранилище, под стойла, а земля вокруг становится пастбищем для овец. В 1349 году римская аристократия на арене устраивает бой быков. В 1349 году еще одно ужасное землетрясение поражает город, и южная часть здания обваливается, создав собой холм травертина. Уже с 1362 года начался вывоз травертина и мрамора для строительства дворцов и церквей. Известные Соборы святого Петра и Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, Палаццо Венеция построены с использованием кирпича и мрамора Колизея. От бывшей славы Колизея осталась лишь тень его прошлого облика, знаменитые руины.  В XVI веке некоторые части здания использовались для варки клея.  В XVIII веке Колизей использовался под хранилище навоза, из которого добывалась селитра для находящегося рядом завода. В 1749 году папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью. С этого момента окончательно прекратилось варварское удаление камней из стен амфитеатра. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжаются до сегодняшнего дня.  Сегодня Колизей является главной туристической достопримечательностью Рима, ежегодно принимая миллионы туристов. Благодаря проведенной в 2010 году реконструкции, впервые в современной истории амфитеатра открыты для посещения подземные туннели, в которых когда-то скованные кандалами гладиаторы ожидали выхода на арену. Также восстановлен и вновь открыт  третий ярус Колизея, откуда средний класс Рима наблюдал за отчаянными сражениями на арене. Время от времени Папа проводит здесь богослужение. В Колизее провели свои концерты известные исполнители: Пол Маккартни, Элтон Джон, Рэй Чарльз, Билли Джоэл. 7 июля 2007 года Колизей включили в список одного из новых семи чудес света.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Колизей уникален не только тем, что является крупнейшим в мире сооружением, построенным в период Римской империи. Он считается одним из величайших сооружений в мире инженерной техники и архитектуры, культовым символом Римской империи периода наибольшего могущества, самым известным и мгновенно узнаваемым памятником, сохранившийся со времен античности. Впервые амфитеатр был построен в центре города, была применена техника сейсмостойких конструкций. Многое было сделано для удобства зрителей: фонтаны с питьевой водой, тент, общественные туалеты, удобная система входов, позволявшая огромному числу зрителей быстро пройти к своим местам. Красивая мраморная облицовка и статуи несомненно украшали Колизей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История Древнего Рима
  2. Словарь античности. Перевод с немецкого. - М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993.-704 с
  3. Джузеппе Ганджи «Рим вчера и сегодня».- Рим, 2009.- 96 с
  4. Е. Манционе «Колизей». – Рим, 1999. – 55 с

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Колизей: строительство, история и интересные факты. Avesome World. ru.>sozdannoe. Rimsiy – Kolizey. htme

2. Wikipedia. Org. Колизей

ПРИЛОЖЕНИЕ

Императоры династии Флавиев

   

Веспасиан                             Тит                                   Домициан

         

Охота на животных

  Навмахия

 

Гладиаторы на арене Колизея

   

 

Опорные стены Колизея сегодня

 

Архитектура Колизея

Внутри Колизея

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование и воспитание: вчера и сегодня. Из опыта работы.

«Экология и мир» - эти два слова стали  своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. А общее между ними то, что в этих двух словах выражена тревога за наше буд...

Компьютерная графика вчера и сегодня. Виды компьютерной графики.

Презентация предназначена для изучения темы `Компьютерная графика` в 7-8 классах по учебнику Семакина. В презентации рассматривается применение и история развития компьютерной графики, виды компьютерн...

Внеклассное мероприятие "Реклама Маяковского: вчера и сегодня"

Внеклассное мероприятие по рекламному творчеству В. Маяковского предназначено для учащихся 11 класса. Работа может быть использована на уроках при изучении творчества В. Маяковского или во внеурочное ...

Экскурсия «Родной край вчера и сегодня»

У каждого города, как и у человека, своя судьба. Об истории Старого Оскола написано немало статей и очерков, издано неско...

Вводная презентация к проекту по ОРКСЭ"Русский богатырь:вчера и сегодня"

Данная презентация предназначена для учителей,работающих в 4 классе по курсу ОРКСЭ.Она является вводной презентацией учителя к проекту "Русский богатырь:вчера и сегодня".Проект может быть использован ...

Визитная карточка к проекту "Русский богатырь:вчера и сегодня"

Визитная карточка к проекту "Русский богатырь:вчера и сегодня"...

Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"

Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...