Экономические реформы
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Дегтярева Анна Сергеевна

Конспект урока "Экономические реформы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskie_reformy_p._a._stolypina.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Экономические реформы.

Цели урока: раскрыть сущность аграрной реформы, её особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрной политики.

Задачи урока:

Образовательные: охарактеризовать П. А. Столыпина как государственного деятеля Российской империи, сформировать знания о правительственной программе премьер-министра, сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги, сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции.

Развивающие: развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником, формировать умение работать с понятиями, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.

Воспитательная: создать условия для формирования собственного отношения к наиболее значимым событиям и личностям в истории, гражданской позиции, чувства уважения к историческому прошлому своей страны и своей малой Родины.

Место проведения занятия: кабинет.

Продолжительность: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  1. Учебник. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. ХХ — начало ХХI в.  9 класс.
  2. Моя Благовещенка. Люди и события. (первое столетие)

Тип занятия: урок изучения нового материала.


Наименование этапа занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова Петра Аркадьевича Столыпина «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию!».

Приветствие.

  1. Постановка целей и задач урока

 - Вечер 1 сентября 1911 года. Место действия – Киевский городской театр. Антракт. Зрители прогуливаются в фойе. Российский премьер Петр Аркадьевич Столыпин, облокотившись руками о барьер оркестровой ямы, стоит лицом к партеру. К нему направляется незнакомый молодой человек. Столыпин не видит, что он прикрывает театральной программкой оттопыривающийся карман, в котором лежит пистолет. Не доходя двух-трех шагов до премьера, молодой человек выхватывает свое смертоносное оружие и делает два выстрела. Через четыре дня после покушения, 5 сентября 1911 года, глава кабинета министров России скончался в частной клинике. Одна из двух выпущенных Богровым (так звали террориста) пуля задела печень, что и решило исход дела. Врачи не смогли спасти жизнь Столыпина…
Деятельность Столыпина вызывала споры у современников; по-разному она оценивается и сегодня. Ни один из политических деятелей России начала XX века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей как Столыпин, но, пожалуй, ни у кого не было стольких противников и ненавистников. «Столыпинская реакция», «столыпинские галстуки» - говорили одни, «борец за благо России», человек, «достойный сесть на царский трон», «надежда страны» - возражали другие.

Таковы противоречивые отзывы современников…

Сегодня я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: действительно ли реформы Столыпина могли изменить страну и принести ей покой, согласно его высказыванию?

Запись темы урока.

  1. Работа над темой урока.

3.1. Личность П. А. Столыпина.

- Для того, чтобы успешно справиться с заданием, нам нужно поближе познакомиться с личностью П. А. Столыпина.

Индивидуальное сообщение. (опережающее домашнее задание)

  1. Программа реформ.

- В начале 20 века особенно острым был аграрный вопрос. Поэтому наш урок будет посвящен именно аграрной реформе.

- На основании высказываний Столыпина, попробуйте определить цели аграрной реформы.

- Итак, какие же цели преследовала аграрная реформа Столыпина?

Работа с документами.

Определение целей реформы.

Ответы учащихся.

Запись целей в рабочую тетрадь.

Документ № 1
«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром никакой ответственности, всегда будет представлять горючие материалы, готовые вспыхнуть по каждому поводу».
(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).
Документ № 2
«Не крупной землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».
(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.)

  1. Разрушение общины.

- 9 ноября 1906 года был издан указ, разрешивший свободный выход крестьян из общины.

- Работая с документом «Из Указа 9 ноября 1906 года», определите, каким путем крестьяне могли выйти из нее?

- Легко ли было крестьянам выйти из общины?

- Крестьяне не спешили переходить на хутора и отруба. Из общины выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота.

- Как вы думаете почему?

Работа с источником.

Ответы учащихся.

Запись определений: хутор, отруб.

  1. Переселенческая политика.

- Еще одним направлением аграрной реформы была переселенческая политика. Таким образом правительство хотело ослабить земельный голод в Центральной России, отправить миллионы безземельных и недовольных крестьян подальше, в Сибирь, где было много пустующей земли. Для переселенцев устанавливали специальные льготы: они на 5 лет освобождались от налогов, получали землю в собственность, выдавали денежную ссуду, мужчин освобождали от воинской повинности.

- Заселение степной Сибирской зоны наиболее интенсивно проходило в первый период Столыпинской реформы. Алтайский край считался одним из лучших мест Сибири. Среди всех губерний пятое место по переселению занимала Воронежская, выходцы из которой основали село Благовещенка.

- Ребята, а кто знает фамилии первых жителей нашего села?

Индивидуальные сообщения учащихся «Воспоминания старожилов села Прудникова Прохора Яковлевича, Слюсаревой Анастасии Ивановны». (опережающее домашнее задание)

  1. Первые результаты реформ.

- Семь лет энергичных реформ дали заметные результаты. Выросли посевные площади, увеличился хлебный экспорт, удвоилось количество применяемых удобрений. Но вместе с тем, несмотря на результаты в экономическом плане, в политическом плане реформа провалилась.

- Как вы думаете, почему?

- Аграрная реформа не сняла напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха важна была готовность общества. Однако, его начинания не имели широкой социальной и политической поддержки. Столыпин остался реформатором-одиночкой.

Ответы учащихся.

Запись «Итоги аграрной реформы».

  1. Подведение итогов.

- Столыпин понимал, что результаты его реформ скажутся не скоро. Именно поэтому, в 1909 году он произнес фразу, которая стала эпиграфом нашего урока.

- Как вы думаете, почему же реформы не были доведены до конца?

- Столыпин остался один. От него отвернулись все. Реформа к 1911 году начала приостанавливаться. А после убийства реформатора сошла на нет. Несмотря на противоречивость и половинчатость реформ, следует признать П.А. Столыпина. выдающимся политическим деятелем России, великим реформатором и человеком, взявшим на себя в переломное для страны время ответственную историческую миссию: сделать Россию великой.

Ответы учащихся на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

  1. Домашнее задание

Читать п. 9, отвечать на вопросы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономические реформы

Презентация к уроку в 9 кл. Экономические реформы начала XX века...

Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».

Урок истории в 9-й класс.  Относится к первому разделу  «Россия на рубеже  XIX –XXвв.  Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...

Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"

Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"...

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития  и эффективности производства. Брежнев Л. И.  Экономические реформы сер 60-х гг.»...

Экономические реформы П.А. Столыпина

9 класс. История России.Представлен тест для 1 и 2 варианта.Целесообразно использовать его в ходе проверки домашнего задания, по теме Экономические реформы П.А.Столыпина.Рассчитан на 5 мин....

Тест по истории России по теме: "Экономические реформы П.А. Столыпина", 9 класс

Данный гомогенный тест по теме: «Экономические реформы П.А. Столыпина» разработан мною для учащихся 9х классов с целью осуществления тематического контроля по теме. Тест выполняется на заранее подгото...