задания по теме "Россия в 15-16 вв" в формате ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) по теме

Золотова Елена Владимировна

подборка заданий по истории России 15-16 вв для подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v15-16.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

  1. в

  1.  Напишите пропущенное слово.

Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.

2. Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права назывался ____________. 

  1. «Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным».
  2. Земельное владение, чаще всего принадлежавшее боярскому или княжескому роду, передаваемое, в отличие от позже появившегося поместья, по наследству при условии службы. В результате указа о единонаследии 1714 г. это отличие было уничтожено.
  3. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

Г) земледельцы, взявшие ссуду

 

1)смерды

2) холопы

3) закупы

4) тиуны

5) рядовичи

6) помещики

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому

Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю

В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день

Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам

 

1) заповедные лета

2) земщина

3) опричнина

4) пожилое

5) поместье

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

ПОНЯТИЕ

А) высший совещательный орган при царе (великом князе)

Б) придворный боярин великого князя

В) правитель дел несовершеннолетнего государя

Г) чиновник центральных органов управления в XV–XVII вв.

 

1) регент

2) Боярская дума

3) Избранная рада

4) постельничий

5) подьячий

 8. Установите соответствие между определениями и понятиями.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) часть города, населенная ремесленниками одной специальности

Б) часть города в Древнем Новгороде, отграниченная рекой Волхов

В) торгово-ремесленная часть города

Г) центральная укреплённая часть города

 

1) кремль

2) конец

3) сторона

4) слобода

5) посад

  1. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ТЕРМИНЫ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) удел

Б) поместье

В) вотчина

Г) вече

 

1) народное собрание

2) земельное владение при условии несения службы

3) административно-территориальная единица Московской Руси

4) земельное владение, которое безусловно передавалось по наследству

5) территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода

6) сумма денег выплачиваемая крестьянином в случае ухода от помещика

  1. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) присоединение Смоленска    2) введение государственного герба — двуглавого орла

3) присоединение Новгорода       4) расцвет приказной системы

5) создание стрелецкого войска    6) постройка краснокирпичного Московского Кремля

  1. Какие три из перечисленных черт характеризовали зависимость русских земель от Орды? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) перепись населения    2) создание Земских соборов  3) система баскачества  4) система местничества

5) получение ярлыка на великое княжение   6) отмена кормлений

  1. Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III. Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) хан Ахмат       2) хан Тохтамыш       3) Сергий Радонежский     4) Иосиф Волоцкий

5) Софья Палеолог                6) Елена Глинская

  1. Какие три из перечисленных ниже лиц были современниками князя Ивана III? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) Софья Палеолог    2) хан Ахмат    3) Мамай      4) Аристотель Фиораванти  5) Доминико Трезини

6) Сергий Радонежский

  1. Какие три из перечисленных понятий характеризуют систему управления Новгородской республики? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) совет всея земли         2) посадник     3) вече   4) земский собор   5) тысяцкий   6) дворецкий 

  1. Какие три города были присоединены к Москве в XVI в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Псков  2) Смоленск  3) Рязань  4) Тверь  5) Новгород   6) Коломна

  1. Прочтите отрывок из произведения современного автора

«В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но поправить дело в свою пользу уже не могли. Во все продолжение своего правления князь ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои владения, с другой — оказывать влияние на князей в прочих русских землях. В этом помогала ему более всего начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери князь Александр Михайлович принял участие в народном восстании, в котором тверичи убили Чол-хана и перебили всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об участи Чол-хана, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, московский князь поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, московский князь пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, положили пусту всю землю Русскую. Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал в Новгород, потом в Псков, но и оттуда его вынудили уехать в Литву. Обстоятельства продолжали благоприятствовать Москве…..»

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) князя, о котором говорится в отрывке произведения современного автора, звали Дмитрий Донской

2) события, связанные с восстанием в Твери, произошли в XIV в.

3) перемещение кафедры митрополита из Владимира в Москву сделало её духовной столицей Руси

4) карательного поход, в котором участвовали московские войска, серьёзно ослабил позиции тверских князей в качестве претендентов на Владимирский престол

5) Чол-хан был наследником ханского престола в Золотой Орде

6) из Литвы тверской князь Александр Михайлович возглавил поход против своего конкурента — московского князя

  1. Прочтите отрывок из произведения средневекового автора

«…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи….<…> Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла<…>, что смог против нас трех подняться?" Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая, — прослышав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: "Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".<…>

И князь великий приказал войску всему через Дон переправляться. Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим, князем Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, по достоинству, как и где кому подобает стоять. <…> Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно: "О владыка-вседержитель! Взгляни проницательным оком на этих людей, что твоею десницею созданы и твоею кровью искуплены от служения дьяволу».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) князя Дмитрия Ивановича благословил на битву с ордынцами митрополит Киприан

2) события, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.

3) властитель Орды Мамай был убит во время битвы

4) рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ольгерду не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев

5) победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань

6) событие, описываемое в источнике, окончательно утвердило Москву в качестве политического центра объединяющихся русских земель

  1. Прочтите отрывок из произведения средневекового автора

«Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал — были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку. И пришли татары, начали стрелять, а наши — в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие — на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон — одни других боялись. И пришли тогда братья к великому князю в Кременец — князь Андрей и князь Борис. Князь же великий принял их с любовью. Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар — чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-вседержителю и господу богу нашему Иисусу Христу и пречистой его матери, преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что "на этих полях будем с ними сражаться", а на самом деле слушая злых людей — сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: "Беги, не можешь с ними стать на бой". Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) в союзе с ханом («царём») против русских выступили крымские татары

2) события, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XV в.

3) хан («царь») Ахмат вскоре после описанных событий был убит своими политическими конкурентами

4) События, описываемые в отрывке, произошли в период правления великого князя Василия III

5) описанное событие вошло в историю как «стояние на реке Воже»

6) союзниками русских в борьбе с ханом («царём») Ахматом стали крымские татары

  1. Прочтите отрывок из документа.

«20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о движениях неприятельских. <...> Видя все полки свои в сборе, князь велел переправляться через Оку; в воскресенье <...> 1 сентября переправилось войско, в понедельник переехал сам великий князь, и шестого сентября достигли Дона. Тут приспела грамота от преподобного игумена, благословение от святого старца идти на татар. <... > Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались с холма на широкое поле; русские тоже сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами...».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1)Описанные в документе события относятся к пятнадцатому веку.

2) Великий князь, упоминаемый в отрывке, — Иван Калита.

3) Битва закончилась победой русского войска.

4) В честь победы в Москве был возведён Покровский собор.

5) После битвы Русь не обрела независимость от Орды.

6) Святой старец, благословивший князя на битву, — Сергий Радонежский.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания А9 формата ЕГЭ по теме "Грамматическая основа предложения".

Экзамены не за горами. Предлагаю  Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания  А9 формата  ЕГЭ по теме «Грамматическая основа предложения».Потренируйтесь в тестах подчеркивать осн...

Учебный тренажёр задания В5 формата ГИА и В5 формата ЕГЭ по теме: «Обособленные члены предложения»

Учебный тренажёр задания В5 формата ГИА и В5  формата ЕГЭ по теме:«Обособленные члены предложения». Материал  с ключами, выплывающими после второго щелчка....

задания по английскому языку для 10 класса (Формат ЕГЭ) дифференцированное обучение

Данный документ содержит задания по английскому языку, предназначенные для 10 класса с углубленным изучением английского языка. Предложенные задания уникальны тем, что дифференцированны для разного ур...

Задания по орфографии из ЕГЭ-2019 (новый формат!)

Данный материал поможет учителю и учащимся получить представление об изменениях некоторых тестовых заданий ЕГЭ -2019 по русскому языку, а также подготовиться к контрольной работе по орфографии в форма...

Развивающая система учебных заданий по французскому языку (5 класс) в формате ФГОС

Разработка учебной темы "В городе" к учебнику по французскому языку 5 класс Э. М. Береговская....

“Подводные камни” при чтении текста на английском языке (первое задание в устной части раздела “Говорение” нового формата по английскому языку)

Данная статья посвящена объяснению всех тонкостей, которые следует учесть будущим выпускникам и их педагогам, готовящимся к сдаче ЕГЭ по английскому языку (устная часть экзамена). В ней я также расска...