Учебно-методические материалы по истории для 5 класса Тексты для групповой работы по теме "7 чудес света"
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Учебно-методические материалы по истории для 5 класса Тексты для групповой работы по теме "7 чудес света"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_dlya_gruppovoy_raboty_po_teme_7_chudes_sveta.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Египетские пирамиды.

  1. Внимательно прочитайте информацию о чуде света, взятую из разных источников.
  2. Выделите и подчеркните самую главную информацию.
  3. Составьте рассказ о чуде света по плану: Место нахождения. Дата строительства. Имена, связанные с чудом света. Уникальные особенности.
  4. Почему данное сооружение стало чудом света.

Египетские пирамиды

Пирамиды — единственное чудо из заветной семёрки, сохранившееся до наших дней. Оно же и самое древнее: возраст трёх великих пирамид, которыми восхищались греки и продолжаем поражаться мы, — фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина — около пяти тысяч лет. Эти колоссальные сооружения пока неподвластны влиянию времени. Самая громадная — пирамида Хеопса — высотой 147метров сложена из 2 300 000 глыб известняка, каждая из них весом около двух тонн.

Пирамиды служили усыпальницами царям Египта и строились задолго до их смерти в течение десятков лет. Как это происходило в точности — неизвестно. Одни историки говорят, что строителями были бесправные рабы, другие — что на возведении пирамид за кормление трудились египетские крестьяне, сменявшие друг друга каждые три месяца. До сих пор неизвестно также в точности, каким способом втаскивали гигантские глыбы наверх по мере роста пирамиды. Какой-либо техникой, кроме блоков и рычагов, строители в то время не располагали. Кто-то из исследователей предположил даже, что затаскивали блоки по специальным насыпям из песка — и если это действительно было так, то общий объём проделанных работ колоссально возрастает… Как бы то ни было, работа гигантская и удивительно точная: блоки сложены так, что между соседними не втиснется лезвие ножа. С точки зрения современного человека, пирамиды бессмысленны, зато величественны, прекрасны и совершенны. Поэтому и сегодня они неизменно поражают всех, кто их видит.

Египетские пирамиды

По иронии судьбы, до наших дней сохранилось единственное из семи чудес света, при этом — самое древнее. Пирамида Хеопса, находящаяся в Египте, неподалеку от города Гиза, была создана в 2540 году до нашей эры. Ученые до сих пор выдвигают разные предположения относительно способов ее возведения — непонятно, как на высоту около 150 метров можно было поднять и разместить с геометрической точностью каменные блоки по две с половиной тонны каждый. А таких блоков в пирамиде Хепса — больше двух миллионов!

Удивительны не только размеры гигантской гробницы фараона. При детальном изучении стало ясно: древние египтяне были продвинутыми инженерами, точность расчетов заставляет думать о том, что им было известно число «пи», принцип золотого сечения и многое другое, ставшее известным всему остальному человечеству намного позже.

Пирамиды Гизы были построены при правлении 4 династии фараонов (около 2550 г. до н. э.) предположительно в качестве гробниц для царей и цариц. Архитектура Древнего Египта представлена 90 пирамидами, главными из которых являются Пирамиды Гизы, что находятся на краю столицы Каира. Самая большая в мире — Пирамида Хеопса, возвышающаяся над плато является одним из самых древних и нетронутых временем историческим и культурным памятником. На протяжении 4300 лет Пирамида Хеопса была самым высоким зданием на Земле. В 1889 г. ее место заняла Эйфелевая башня в Париже.
Пирамида построена полностью из известняка. Узнать, с помощью каких механизмов были построен этот грандиозный пирамидальный комплекс, ученым до сих пор не удалось. При ее строительстве было использовано 1,300,000 каменных блоков весом от 2,5 до 15 тонн. Длина ее основания — 230 метров. Четыре стороны Пирамиды Хеопса смотрят на четыре стороны света под углом 52 градуса. Первоначальная высота Пирамиды была 146,5 м, но сегодня составляет только 137 метров. Пирамида потеряла 9 метров в высоту из-за того, что известняковое покрытие и облицовочные камни, которые находились на вершине, были сняты с пирамиды и использованы находящимися у власти в Египте турками и использованы при строительстве домов и мечетей в Каире. Пирамида Хеопса имеет два выхода. Оба они расположены в северной ее части: один основной и второй в 17 метрах над уровнем земли.
В XI н. э. искатель сокровищ халиф эль-Мамун предположил, что внутри пирамиды находятся несметные сокровища и послал каменщиков, чтобы открыть вход в нее. Они продолбили в пирамиде туннель, который отклоняется от первоначального входа и соединяется с ним через 35 метров. Внутри пирамиды они ничего не нашли: усыпальницы фараонов были разграблены еще в древние времена. 
От главного входа в Пирамиде к месту, где находился саркофаг, ведет длинный узкий коридор с низким потолком. Он спускается на глубину более, чем 100 метров, и ведет к камере, расположенной примерно в 24 м ниже уровня земли. 
В 20 метрах от нисходящего коридора есть еще один туннель, который ведет в самое сердце пирамиды. Он заканчивается в самой большой части пирамиды — Большой Галереи. И представляет собой прямоугольный зал 49 квадратных метров в длину и 15 метров в высоту. От Большой Галереи длинный туннель ведет в помещение второй камеры, которая известна как Усыпальница Королев. 
Поднимаясь от Большой Галереи можно обнаружить вход в третью камеру, здесь установлен саркофаг, который был сделан из единого блока гранитного камня. Помещение этой камеры представляет собой удивительную археологическую находку: оно построено из гранитных блоков, которые были привезены из южного города Египта Асуана, находящегося в 1000 км от плато Гизы! Крыша камеры состоит из 9 гранитных плит, вес каждой из которых которых оценивается примерно в 50 тонн. Погребальная камера имеет небольшие прямоугольные выходы из пирамиды. Ученые предполагают, что эти углубления в пирамиде служили для обеспечения вентиляции, либо согласно верованиям древних египтян, обеспечивали контакт фараона со звездами.
Великая Пирамида в Египте принадлежала египетскому царю Хуфу. Имя «Хеопс» было дано ему греками. Оба названия являются общепринятыми. Тоже самое относится к расположены поблизости на плато Гиза Пирамиде Хафра (по-гречески «Хефрена») и Пирамиде Менкаура (по-гречески «Микерина»).
Пирамида Хефрена, вторая по порядку и по величине пирамида на плато Гиза Египта. Основным отличием этой пирамиды является оставшийся на вершине слой облицовочного белого камня. При осмотре Пирамид Гиза создается впечатление, что она самая большая. На самом деле, это просто оптический обман, так как она стоит на возвышенности. В высоту Пирамида Хефрена всего 136 м, ширина основания 214,5 м. Изначально Пирамида Хефрена была 143,5 м в высоту.
В пирамиде не обнаружено никаких коридоров, ведущих в ее центр и погребальных камер под землей. Пирамида имеет единственный вход в 15 метрах над землей, и спуск по узкому коридору под углом 25 граудсов в погребальную камеру площадью 14,2 на 6,9 м. В этой камере находится большой черный саркофаг.
Для сына Хефрена, Микерина, была построена самая маленькая из трех пирамид на плато Гиза: 65,5 м в высоту (в настоящее время 62 м), с основанием 105 м и под углом 51,3 градуса. Эта пирамида, как и две других на плато Гиза, имеет северный вход. Помимо размеров, Пирамида Микерина отличался от двух других тем, что ее облицовка была выполнена из розового гранита, который был привезен из Асуана. Король Египта Мухаммед Али-паша использовал его, чтобы построить резиденцию в Александрии.


II. Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона).

  1. Внимательно прочитайте информацию о чуде света, взятую из разных источников.
  2. Выделите и подчеркните самую главную информацию.
  3. Составьте рассказ о чуде света по плану: Место нахождения. Дата строительства. Имена, связанные с чудом света. Уникальные особенности.
  4. Почему данное сооружение стало чудом света.

Сады Семирамиды (висячие сады Вавилона)

Легенда гласит, что царь Вавилона Навуходоносор II, правивший в VIвеке до нашей эры, решил подарить своей любимой жене Амитис, родившейся в зелёных просторах Мидии (древнее государство на западе современного Ирана), оазис — точную копию её родины.

Согласно другой легенде, сады построила царица Семирамида, и назвали их её именем. Сады располагались на широкой четырёхъярусной башне. Ярусы засыпали толстым слоем плодородной земли, в которую посадили диковинные растения, причём не только цветы, но и высокие пальмы, и деревья разных пород. Для полива этих садов сотни рабов качали воду из Евфрата.

Триста лет спустя великий завоеватель Александр Македонский был настолько восхищён красотой садов, что решил сделать Вавилон столицей своего государства. Но шли годы и столетия, город приходил в упадок, наводнения разрушали строения из плохо обожжённой глины, и прекрасные висячие сады рассыпались в прах.

Висячие сады Семирамиды

Это чудо, к сожалению, просуществовало совсем недолго, - царь Навуходоносор II создал висячие сады в пустынном Вавилоне в 605 году до нашей эры, а уже в 562 году они были разрушены.

Интересно, что логичнее было бы дать садам имя Амитис — именно так звали жену Навуходоносора, для которой он и создал удивительное по красоте сооружение. Но так уж сложилось, что с садами связывают имя другой исторической личности — Семирамиды, жившей гораздо раньше.

По свидетельству современников, посреди безводной пустыни была возведена высокая пирамида ступенчатой форм, к которой остроумным способом была подведена вода. Деревья, кустарники и другие растения разрослись настолько пышно, что свисали далеко за пределы стен, и создавалось ощущение, что сад парит в воздухе.

Висячие сады Семирамиды

Вавилонские висячие сады представляли собой четырехуровневое сооружение с множеством прохладных комнат, обильно украшенных растениями. Для их полива использовался водоподъемник, для функционирования которого рабам приходилось крутить колесо. Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для выращивания даже деревьев.
Используемая в садах Семирамиды система водоснабжения не была новинкой для Месопотамии. Подобное встречается и в местных зиккуратах, включая легендарную Вавилонскую башню и Великий зиккурат в Уре. Но именно в садах техника орошения достигла своего совершенства.
Современная история садов Семирамиды связана с именем археолога из Германии Роберта Кольдевея. Занимаясь раскопками древнего Вавилона с 1899 года, в один из дней он наткнулся на странное не типичное для данной местности сооружение. Так, например, своды имели другую форму, выложены камнем, вместо обычного кирпича, присутствовали подземные сооружения, а главное, была найдена интересная система водоснабжения из трех шахт.
Очевидно, что постройка такого типа использовалась для каких-то особенных целей. Кольдевею оставалось это выяснить. Он смог понять, что все сооружение представляло собой некий водоподъемник для беспрерывной подачи воды наверх. Помощь ему сыграли упоминания писателей античности, в которых говорилось, что камень в Вавилоне использовался всего лишь в двух местах. Одно из них, у северной стены Каср, археологу удалось обнаружить ранее. Другое же место было полулегендарным, речь шла о находке одного из 7 чудес света — садов Семирамиды.
Основные упоминания древности о садах Семирамиды связаны с именем грека Ктесия. Но в силу замеченных за ним использованиям преувеличений и фантазий, почти все наши сведения об этом чуде света являются спорными и недостоверными.
В античности образ Семирамиды всплывает довольно часто. Согласно многих легендам, Семирамида была храбрым воителем и строителем с отличным архитектурным вкусом. По одному из преданий, она была дочерью русалки Атаргатис, являющейся лунной богиней, и обычного человека. На самом деле под именем Семирамиды у греков понималась ассирийская царица Шаммурамат, жившая примерно в 800 году до нашей эры. После смерти мужа Шамши-Адада V, ей пришлось взять власть полностью в свои руки, до достижения совершеннолетия своего сына. Но и после его вступления на царский трон, за Шаммурамат сохранился титул царицы. И не случайно, так при ней было укреплено государство, расширены границы путем завоевания Мидии.
Но все же, сады Семирамиды, по мнению современных исследователей, не могли быть связаны с самой Шаммурамат. По более правдивой версии, это чудо было подарено жене Навуходоносора II Амитис через двести лет после царствования Семирамиды. Навуходоносор для войны с Ассирией заключил союз с царем Мидии. После победы для подкрепления союза он женился на дочери мидийского царя. Но жизнь в пустынном Вавилоне была несравнима с гористой и полной зелени Мидией. Чтобы порадовать и утешить свою жену, Навуходоносор и приказал построить эти вечно зеленые сады в городе. Так что полное название этой постройки, скорее всего, «висячие сады Амитис».


III. Храм Артемиды Эфесской.

  1. Внимательно прочитайте информацию о чуде света, взятую из разных источников.
  2. Выделите и подчеркните самую главную информацию.
  3. Составьте рассказ о чуде света по плану: Место нахождения. Дата строительства. Имена, связанные с чудом света. Уникальные особенности.
  4. Почему данное сооружение стало чудом света.

Храм Артемиды Эфесской

Древнегреческий город Эфес на полуострове Малая Азия (территория современной Турции) его жители посвятили богине Артемиде. В VI веке до нашей эры они решили построить своей покровительнице величественный храм — Артемиссион, превосходящий красотой все известные святилища. Строительство поручили архитектору Херсифрону, который создал проект и взялся за дело. Задача оказалась настолько огромной и сложной, что до завершения работ Херсифрон не дожил. Дело продолжил его сын Метаген, но тоже не сумел довести до конца. Заканчивали стройку архитекторы Пеонит и Деметрий. Всего, как гласит история, строительство заняло 120 лет. И всё же прекрасный храм — гигантское строение площадью более 6000 квадратных метров, опоясанное двумя рядами высеченных из мрамора огромных колонн 18-метровой высоты, — был построен. Увы, простоял он не более ста лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат поджёг храм, решив таким образом увековечить своё имя.

Эфесцы не смирились с утратой. Собрав деньги, они восстановили храм в прежнем великолепии, превратив его не только в святилище Артемиды, чья 15-метровая статуя была установлена в главном зале, но и в собрание произведений искусства выдающихся художников того времени. По сути, храм Артемиды стал самым знаменитым музеем античности, просуществовав в таком качестве более 600 лет.

В 263 году нашей эры готские племена захватили Эфес и разграбили храм. В византийский период его мраморную облицовку разобрали, чтобы использовать как строительный материал, а речные наносы похоронили остатки фундамента, и лишь в XIX веке английские археологи на шестиметровой глубине открыли вновь следы некогда великого сооружения.

Храм Артемиды в Эфесе

И это чудо света радовало окружающих своей красотой и совершенством недолго — всего около 200 лет простоял величественный храм, построенный в древнегреческом (сегодня — турецком) городе Эфесе в 550 году до нашей эры. Согласно древней легенде, храм Артемиды сжег Герострат — вандал, решивший таким образом прославиться в веках.

Потом сооружение восстановили в еще более совершенном виде, но и второй храм в честь Артемиды погиб — его разграбили и разрушили готы в III веке до нашей эры. До наших дней сохранилась единственная из 127 колонн громадного храма.

 

Храм Артемиды — одно из семи чудес античного мира — находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция). 
В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз. Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).
Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Однако неизвестно, как именно он был украшен. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.
Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.
Согласно легенде, в 356 до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться. Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».
К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александр Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
Ширина храма Артемиды была 52 метрa, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.
Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому, выделившему денег на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.
В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.
Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.


4. Статуя Зевса Олимпийского.

  1. Внимательно прочитайте информацию о чуде света, взятую из разных источников.
  2. Выделите и подчеркните самую главную информацию.
  3.    Составьте рассказ о чуде света по плану: Место нахождения. Дата строительства. Имена, связанные с чудом света. Уникальные особенности.
  4. Почему данное сооружение стало чудом света.

Статуя Зевса Олимпийского

V век до нашей эры. Город Олимпия считался во всей Древней Греции священным. Здесь располагались храмы и святилища богов, именно здесь начали проводиться Олимпийские игры. Главной святыней Олимпии был храм верховного бога Зевса со статуей работы великого скульптора Фидия.

Высота сидящего на троне бога достигала 17 метров. Основа статуи вырезалась из дерева, потом на неё накладывали искусно выточенные из слоновой кости пластинки и чеканное золото. Существует легенда о том, что когда Фидий закончил свой труд, то подошёл к статуе и спросил: «Ну что, Зевс, ты доволен?» В этот момент раздался удар грома, и по мраморному полу перед троном пробежала трещина.

Текли века. Частые в Греции землетрясения разрушили большин-ство храмов Олимпии, однако статуя Зевса пережила многие из них. Византийские императоры перевезли её со всеми предосторожностями в Константинополь, хотя религия языческих богов уже сменилась христианством и изображения прежних кумиров были не в чести. В Vвеке нашей эры пожар уничтожил дворец императора Феодосия, где находилась статуя. Деревянный колосс стал добычей огня. Но по сохранившимся свидетельствам тех времён, рисункам и записям учёные смогли узнать, как выглядело творение Фидия, просуществовавшее почти тысячелетие.

Статуя Зевса в Олимпии

В пятом веке до нашей эры в греческом городе Олимпия была возведена огромная статуя главного бога Зевса. Сидящий на троне Зевс работы афинского скульптора и архитектора Фидиядостигал высоты 15 метров, а выполнена статуя была из нескольких материалов — внутри находился деревянный каркас, поверх него — слоновая кость, и наружный слой статуи был инкрустирован чистым золотом. Величественный громовержец, казалось, вот-вот поднимется со своего трона и пробьет головой крышу храма, установленного в его же честь.

Позднее гигантский Зевс был перевезен в Константинополь, а в 476 году до нашей эры там произошел пожар, погубивший уникальное произведение искусства.Несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел эту статую Зевса в Олимпии. Главное украшение храма Зевса Антипатр Сидонский еще в III веке до нашей эры отнес к списку 7 чудес света. 
Автором статуи стал известный афинский скульптор Фидий. Для создания главной статуи Греции потребовалось даже соорудить специальное помещение, соответствующее размерам храма. Статуя Зевса предстала перед публикой в 435 году до нашей эры. По рассказам современников, Фидий лично следил за реакцией пришедших людей, удивленных величием громовержца. 
За все свое существование статую несколько раз реставрировали. Она подвергалась повреждению молнией, землетрясением, были случаи кражи ее золотых частей. Особое внимание уделяли статуе римляне. Так, император Калигула в 40 году собирался привезти в Рим изваяния и изображения всех значимых памятников завоеванной Греции, под этот список попадала и статуя Зевса. По легенде, во время работ статуя расхохоталась, и все разбежались в диком страхе, а статуя по-прежнему оставалась в Олимпии. В последний раз о ней упоминается в 363 году нашей эры. После принятия христианства в 391 году все языческие храмы подвергаются закрытию, и храм Зевса разрушается. Есть упоминания, что статую Зевса где-то в начале V века перевозят в Константинополь, где она, по сообщению византийского историка Кедрена, полностью уничтожается в результате пожара 475 года.
Статую закрывал огромный шерстяной занавес, окрашенный финикийским пурпуром. Занавес вопреки всем устоявшимся традициям не раздвигался или поднимался, а наоборот опускался вниз на веревках, открывая взору посетителя храма величественный образ Зевса.
Статуя Зевса Олимпийского была сделана из золота и слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Для украшения статуи использовали 200 килограммов чистого золота. Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой — скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку. Трон возвышался на огромном пьедестале — 9,5 на 6,5 метров.
Трон статуи был исполнен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Он был обильно заполнен изображениями сцен древнегреческой мифологии. Каждая ножка трона содержала четыре Ники, на перекладинах между ножками представлялись сцены войны греков с амазонками и спортивные соревнования. Росписью трона занимался брат Фидия, художник Паненом. В сценах присутствуют образы знаменитых Геракла, Тезея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелиоса, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Разумеется, среди этих картин присутствует лично и сам Зевс.
Для сохранения слоновой кости жрецы смазывали статую маслом. Это оберегало ее от «болотистого воздуха». В афинском Акрополе, напротив, из-за сухого воздуха статую Афины смачивали водой. Пол статуи покрывал черный мрамор с искусственным углублением, похожим на бассейн, куда стекало масло. Еще одно предназначение для бассейна было связано с иллюзией света — свет от двери отражался от масла и освещал голову и плечи статуя, создавая впечатление, что это именно бог излучает свет людям.


5. Галикарнасский мавзолей.

  1. Внимательно прочитайте информацию о чуде света, взятую из разных источников.
  2. Выделите и подчеркните самую главную информацию.
  3. Составьте рассказ о чуде света по плану: Место нахождения. Дата строительства. Имена, связанные с чудом света. Уникальные особенности.
  4. Почему данное сооружение стало чудом света.

Галикарнасский мавзолей

Не только египетские фараоны заранее заботились о своих гробницах. Царь Мавсол, правитель города Галикарнас в Малой Азии, известный в истории лишь своей жадностью, решил сделать то же самое. Он приказал построить мавзолей, который должен был одновременно стать храмом, где Мавсолу воздавались бы божеские почести. Мавсол пригласил лучших архитекторов, и примерно в 360 году до нашей эры строительство началось. Сам Мавсол до его завершения не дожил, возведение мавзолея продолжила его вдова, царица Артемисия. Но и ей не удалось увидеть мавзолей построенным. Полностью усыпальница была закончена лишь при внуке Мавсола. Это было большое прямоугольное здание шириной 66 метров, длиной 77 и высотой 46 метров. Мраморные колонны и статуи, выложенные белым мрамором ступени, поднимающиеся в зал для жертвоприношений в честь царя… Историки и писатели древности единодушно описывали гробницу Мавсола как необыкновенно прекрасное сооружение.

Мавзолей простоял около 1800 лет, хотя частые землетрясения его изрядно повредили. Разрушили же чудо света окончательно не силы природы, а крестоносцы, захватившие в XV веке побережье Малой Азии. О великом творении древних ваятелей сегодня напоминают лишь плиты с античными барельефами да фрагменты статуй, хранящиеся в Британском музее, куда они были перевезены с раскопок.

Мавзолей в Галикарнасе

Развалины удивительного Галикарнасского мавзолея можно лицезреть и сегодня — достаточно приехать в турецкий город Бодрум, известный курорт. Надгробный памятник правителю Мавсолу (именно его имя и преобразовалось впоследствии в слово «мавзолей») был изготовлен из кирпича и облицован лучшим мрамором, это сооружение простиралось на 60 метров в длину, а высота его достигала 46 метров. Мавзолей существовал на протяжении 19 веков. Только в XIII веке его разрушило землетрясение.

Интересно, что работы по возведению мавзолея начались еще при жизни Мавсола — тщеславный правитель решил увековечить собственное имя по примеру египетских фараонов.

Грандиозное строение украшали статуи, изображающие греческих богов. Кроме того, скульпторы создали статуи Мавсола и его супруги Артемисии, которые сохранились до наших дней.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н. э. (377−353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу, и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.
Постройка была закончена в 350 году до н. э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.
Сама гробница Мавсола располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.
Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.


6. Колосс Родосский.

  1. Внимательно прочитайте информацию о чуде света, взятую из разных источников.
  2. Выделите и подчеркните самую главную информацию.
  3. Составьте рассказ о чуде света по плану: Место нахождения. Дата строительства. Имена, связанные с чудом света. Уникальные особенности.
  4. Почему данное сооружение стало чудом света.

Колосс Родосский

В 305 году до нашей эры остров (и город) Родос вознамерился захватить полководец Деметрий. Как он ни старался, ничего у него не получилось. В честь одержанной победы родосцы решили возвести гигантскую статую бога Гелиоса, которого считали покровителем острова.

Проект был уникален тем, что статую решили делать из бронзы. Существовавшая до тех пор технология бронзового литья шедеврами похвастаться не могла. Но родосский скульптор Харес сумел сделать невероятное. Он отлил частями, а потом собрал гиганта высотой 35 метров, слава о котором мгновенно (со скоростью передвижения парусных и вёсельных кораблей) разнеслась по всему Средиземноморью.

К сожалению, простоял Колосс совсем недолго. Через 56 лет разрушительное землетрясение почти уничтожило город. Рухнула, разбилась и гигантская статуя. Обломки её лежали на земле ещё около тысячи лет, пока захватившие Родос арабы не продали их как бронзовый лом заплывшему на остров купцу.

Как именно выглядела бронзовая скульптура, ныне точно неизвестно. Предположений много. Сейчас на острове Родос туристам предлагают массу вариантов изображений. В принципе, каждое из них выглядит впечатляюще.

Колосс Родосский

60-метровая (по другим данным — 36-метровая) статуя была изготовлена из глины — правда, внутри был металлический каркас, а сверху — бронзовые листы, но именно использование глины стало причиной быстрого разрушения колосса. Он не выдержал испытания землетрясением и рухнул через 65 лет после создания. Эта катастрофа дала повод для появления выражения «Колосс на глиняных ногах». Даже рухнувшая статуя продолжала привлекать всеобщее внимание — палец колосса с трудом могли обхватить два человека!

Скульптор Херес, которому не хватило выделенных правительством на его детище средств, занял огромные суммы у всех родных и знакомых, чтоб завершить строительство. Когда он понял, что отдать долг не сможет, - покончил жизнь самоубийством...


Колосс Родосский

Колосс Родосский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции. 
После распада державы Александра Македонского на Родосе закрепился Птолемей. После его утверждения в Египте он заключил с Родосом союз, контролирующий торговлю в восточном Средиземноморье. В 305 году до н. э. сын другого диадоха Антигона Одноглазого, Деметрий Македонский, высадился на Родосе с сорокатысячным войском. Продержав главный город острова в осаде целый год, несмотря на сооружение множества осадных орудий, он был вынужден отступить.
Народ Родоса решил продать брошенные осадные орудия и построить статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — по легенде он был его создателем: не имея места, ему посвящённого, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины.
Родоссцы заказали скульптору Харесу, ученику Лисиппа, статую в десять раз выше человеческого роста, то есть 18-метровую. Но затем жители города потребовали увеличить высоту статуи в два раза, добавив к заплаченной сумме столько же. Но этой суммы не хватило, так как при увеличении высоты вдвое объём материала увеличивается в восемь раз. Поэтому Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей.
Двенадцать лет трудился он над созданием почти 36-метрового бронзового гиганта. Когда работа над статуей была закончена, глазам поражённых родосцев предстал высокий и стройный юноша-бог с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряжённо всматривался вдаль. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна с ближайших островов. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был металлический каркас, а сверху она была покрыта бронзовыми листами.
После окончания строительства Харес был полностью разорён и окружён кредиторами, поэтому покончил жизнь самоубийством.
Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал оригинальный приём: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг неё; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумлённым жителям острова.
На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II веке до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.
Колосс простоял недолго. В 222 до н. э. статую разрушило Родосское землетрясение. Как пишет Страбон, в его время «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи (при соблюдении естественных пропорций человеческого тела это указывает на рост статуи в 200 футов или 60 м).
Обломки колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, они не были проданы арабами, захватившими в 977 году Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов.
Существовала легенда: когда воздвигли статую колосса Родосского, случилось землетрясение, после которого она разрушилась. Статую снова восстановили, и опять случилось землетрясение. Мудрецы сказали, что если снова народ воздвигнет статую, то остров Родос уйдёт под воду.


7. Александрийский (Фаросский) маяк.

  1. Внимательно прочитайте информацию о чуде света, взятую из разных источников.
  2. Выделите и подчеркните самую главную информацию.
  3. Составьте рассказ о чуде света по плану: Место нахождения. Дата строительства. Имена, связанные с чудом света. Уникальные особенности.
  4. Почему данное сооружение стало чудом света.

Александрийский маяк

Это, пожалуй, единственное из семи чудес света, которое выполняло вполне нужную функцию — маяк освещал путь судам, направляющимся в Александрийскую бухту (Египет), и предотвращал крушения. Высота Александрийского маяка, возведенного в III веке до нашей эры, составляла 135 метров. Идущий от него ночью свет — языки горящего пламени - был настолько мощным, что освещал путь кораблям на расстоянии 60 метров. Днем для этой цели применялся огромный столб дыма — его было отлично видно с моря.

Просуществовало это грандиозное сооружение почти тысячу лет. Маяк был разрушен землетрясением в 796 году. Через некоторое время арабские строители возвели на этом месте крепость, которая сохранилась до сегодняшнего дня.

До сих пор ученые не понимают — как возможно было в те времена, не имея современного технического оборудования, создать настолько потрясающие сооружения. Вполне возможно, что древние зодчие обладали уникальными, но утерянными впоследствии знаниями, позволяющими им возводить грандиозные строения.

Александрийский (Фаросский) маяк

Маяк на острове Фарос, открывавший вход в порт основанного Александром Македонским города Александрии (современный Египет), был построен в 280 году до нашей эры. Каменную башню высотой 120 метров возвели всего за пять лет, хотя для её строительства пришлось из острова сделать полуостров: между Фаросом и «большой землёй» насыпали дамбу, по которой доставляли строительные материалы.

Маяк не только указывал путь судам. Одновременно он был и крепостью, где размещались немалый гарнизон, запасы воды и пищи. На башне античные инженеры установили систему увеличивающих зеркал, с помощью которой наблюдатели обнаруживали вражеские корабли задолго до того, как они появлялись в пределах порта. Но эта сторожевая башня была к тому же и прекрасна, потому и попала в список чудес.

Уходили в историю сменяющие друг друга империи и государства, ветшал и маяк. Окончательно он был разрушен в XIV веке нашей эры. К сожалению, и в этом случае мы можем только предполагать, как именно выглядело это чудо света. Кроме словесных описаний современников иных свидетельств не сохранилось.

Никто из современных инженеров и строителей не в силах повторить подобное

 «Семь чудес света» - так называют рейтинг, включающий в себя самые удивительные и невероятные, самые красивые и сложные в техническом отношении исторические памятники. Название это нередко употребляют и для обозначения современных интересных достопримечательностей. Однако классическая семерка остается неизменной.


Александрийский маяк

Александрийский маяк (Фаросский маяк) — маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии, одно из 7 чудес света.
Маяк был построен для того, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём — столб дыма. 
Маяк стоял на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта в 332 г. до н. э. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство должно было уйти 20 лет, а завершён он был около 283 г. до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта. Строительство этого гигантского сооружения длилось всего 5 лет. Архитектор — Сострат Книдский.
Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая часть башни была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой частью располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю часть. Верхняя часть башни формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь.
Общая высота маяка — 120—135 метров, его свет было видно на расстоянии 51 км (по другим свидетельствам, до 83 км). Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратной основой, длина стороны которой составляла 30.5 м. Во внутренних помещениях хранился разный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по уголкам огромными статуями Тритона, служила основой средней части. Это была 40-метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым мрамором. Верхняя (третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады — 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона.
Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряжённых мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море. 
К XII веку н. э. александрийская бухта стала настолько илистой, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты.
В XIV веке маяк был полностью уничтожен землетрясением. Несколькими годами позже его обломки использовали для постройки крепости. Крепость впоследствии не раз перестраивалась.


https://diletant.media/excursions/25801024/

https://www.eg.ru/culture/359455/

https://www.nkj.ru/archive/articles/15105/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения мастер - класса по теме "Технология работы с текстом в старшей школе"

Материал включает план проведения мастер - класса, презентацию и технологическую карту урока....

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»

УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей:  35.02.07 (110809 )...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»

УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей:  35.02.07 (110809 )...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»

УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей:  35.02.07 (110809 )...

Учебно-методические указания для студентов СПО по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Физическая культура»

Одним из результатов работы техникума должно являться воспитание здорового выпускника с устойчивой внутренней мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, способного строить и созидать....

Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...