Классный час на тему "Они выстояли!", посвященный снятию блокады Ленинграда
классный час по истории (9 класс) на тему

Чернова Юлия Евгеньевна

 Не было в истории такой войны, как Великая Отечественная война. Не только потому, что она была самой разрушительной, унесшей жизни миллионов людей, но, прежде всего потому, что не только взрослые, но и совсем молодые люди, даже дети становились в этой войне настоящими героями. Советские люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись с врагами в партизанских отрядах, в глубоком подполье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leningrad.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час на тему "Они выстояли!", посвященный снятию блокады  Ленинграда

Занятие проходит в затемненном помещении при свече.

Учитель: Не было в истории такой войны, как Великая Отечественная война. Не только потому, что она была самой разрушительной, унесшей жизни миллионов людей, но, прежде всего потому, что не только взрослые, но и совсем молодые люди, даже дети становились в этой войне настоящими героями. Советские люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись с врагами в партизанских отрядах, в глубоком подполье.

Наш классный час посвящен событиям, завершившимся более 70 лет назад: 900 дневной блокаде Ленинграда, Героям Ленинградцам.

– Звучит музыка к кинофильму “Офицеры”

Первый ученик: В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду. Они пытались захватить город с налету, но были отбиты. Тогда враги окружили город плотным кольцом. Фашисты хотели взять ленинградцев измором, задушить их голодом и холодом, разрушить город бомбами и снарядами, а затем и вовсе стереть его с лица земли.

Началась тяжелая пора ленинградской блокады, которая продолжалась 900 дней. Фашисты ежедневно бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали его из тяжелых орудий. Линия фронта подошла к самому городу. Враг отрезал Ленинград от всей страны. Почти совсем прекратился подвоз продовольствия, а главные запасы города были уничтожены вражеской авиацией. Очень мало оставалось хлеба, топлива. Не работал городской транспорт, водопровод. В домах не было электричества, вышло из строя паровое отопление. Голод косил людей…

В классе гасится свет, зажигается свеча. На столе весы: на весах – ломтик ржаного хлеба.

 Тихо звучит музыка…

Второй ученик: Ленинград был связан со страной единственной дорогой, которая шла по льду Ладожского озера. “Дорогой жизни” называли ее ленинградцы. Дорогу обстреливали фашистские орудия, бомбили самолеты, но сотни машин каждый день шли в Ленинград. Они везли в осажденный город продовольствие, боеприпасы, а оттуда ежедневно увозили больных, истощенных людей, прежде всего детей.

Огромного мужества требовала работа шофера на этой дороге. Водители знали, что каждый из них везет груз, который в этот день спасет от голодной смерти тысячи людей. Почти миллион больных, беспомощных людей, женщин, детей вывезли по “Дороге жизни” из осажденного Ленинграда.

Ленинграду помогала вся страна. Отрезанный, блокированный город знал, что к нему устремлены внимание, любовь, вера, поддержка Родины!

Третий ученик: После того как фашистские бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 г , всем остальным- 125 г.

 Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода.

  Демонстрируются иллюстрации блокадного Ленинграда.

Четвертый ученик: Многие из нас ведем дневники, куда записываем самое сокровенное. Такие дневники были и у наших сверстников в блокадном Ленинграде. Вот странички из дневника, который вела школьница Таня Савичева:

  • “Женя умерла 28/12 в 12.30ч. утра 1941г.”
  • “Бабушка умерла 25/1 в 3.00ч. 1942г.”
  • “Лешка умер 17/3 в 5.00ч. 1942г.”
  • “Дядя Вася умер 13/4 в 2.00ч. 1942г.”
  • “Мама, 13/5 в 7.30ч. 1942г.”
  • “Умерли все”
  • “Осталась одна Таня”.

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на “Большую землю”. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Зажигается еще одна свеча. У горящей свечи – портрет Тани Савичевой. Тихо звучит музыка…

Первый ученик: В осажденном Ленинграде часто повседневные дела становились подвигом. Работал в одном почтовом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не приняли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго, видно, шел, потрепался весь, и рваться уже начал. Кто-то взял конверт в руки, а из него вдруг шоколадка выпала. В то голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота.

Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но сам пошел относить конверт по указанному адресу.

Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались.

Прошло много лет. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у нее была синяя обертка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда-то понес детям, сразу ее узнали.

– Пришла поклониться памяти вашего почтальона,– объяснила женщина. – Он нам с братом жизнь спас.

И вот что она рассказала:

– Сидим мы с братишкой дома, одни остались, мать умерла. Сидим и спорим, кому в булочную за хлебом идти. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более в очереди на морозе стоять. И все же брат собрался, но только он за дверь вышел, у самого порога на мертвого человека наткнулся. В одной руке у него крепко зажата плитка шоколада, а в другой – письмо от отца-летчика.

Похоронили старого почтальона на Пискаревском кладбище, а обертку от шоколадки сохранили, положив в книжку.

Учитель: Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сровнять с землей и Москву, и Ленинград. Уничтожить город на Неве с помощью военной силы не удалось.

Горожане все, от мала до велика, выстояли в эти тяжелые дни. Своим трудом, мужеством и стойкостью они приближали победу. И выстояли, и ПОБЕДИЛИ!!! Весь мир был потрясен героизмом ленинградцев.

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –

БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдалИсь,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

Из приказа командующего фронтом: “Мужественные и стойкие ленинградцы!.. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днем великой победы под Ленинградом”. 27 января город переживал невиданное торжество: над Невой взметнулись цветные фонтаны праздничного салюта. Сердца переполняла великая радость.

Вечная Слава Героям!

Вечная Слава! Вечная Слава!

Звучит музыка Д. Шостаковича. Седьмая симфония “Ленинградская”, финал.


Пусть в доме будет чисто и светло.
И пусть любовь сердца оберегает.
И хлеб и соль за праздничным столом
По праву своё место занимают.

И уважаем будет тот народ,
Кто сохранил рецепты вековые,
И пусть чурек , лепёшку он печёт
Иль каравай горячий с пЕчи вынет.

Богат, разнообразен, многолик
Мир хлеба на прилавке в магазине.
Кто бородинский чёрный есть привык,
А, может, рижский выберут другие.

Бывает, что кусок не доедим
И голубям на корм отправим крошки.
Но голод лишь однажды пережив,
Опять блокаду вспомнят, как нарочно.

Меня одна растрогала до слёз
История в блокадном Ленинграде:
Двум девочкам однажды довелось
Бесценную доставить маме радость.

Не розы, не духи, не шоколад -
Но был подарок этот всех важнее:
От скудной паечки три дня подряд
Кусочек маме отделять сумели.

И, спрятав от самих себя наверх,
Хоть съесть его хотелось им до дрожи,
Свою любовь в Международный день
Приподнесли на маленьких ладошках...

Пусть никогда не будет больше войн!
Пусть голод не придёт в твои селенья!
Пусть будет хлеб! Всего дороже он.
И перед ним склоняю я колени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда

Урок Мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда

Урок  мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...

литературно-музыкальная композиция, посвященная снятию блокады Ленинграда

В композицию входят стихотворения, песни, музыка Шостаковича...

Классный час , посвященный снятию блокады Ленинграда "Им досталось блокадное детство..."

Материал урока рассказывает учащимся о детях блокадного Ленинграда...

Сценарий конкурса чтецов, посвященный снятию блокады Ленинграда

В данном сценарии приведён пример проведения торжественного мероприятия в честь освобождения Ленинграда от блокады. Праздник был проведён в виде театрализованного конкурса чтецов....

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда...

Классный час, посвященный снятию блокады города Ленинграда

Классный час, посвященный снятию блокады города Ленинграда...