Классный час , посвященный снятию блокады Ленинграда "Им досталось блокадное детство..."
классный час (6 класс) на тему

Никульшина Оксана Васильевна

Материал урока рассказывает учащимся о детях блокадного Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл im_dostalos_blokadnoe_detstvo.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвящённый снятию блокады Ленинграда

Тема: «Им досталось блокадное детство…»

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Задача: рассказать детям о блокаде в Ленинграде, о бессмертном подвиге детей-ленинградцев, о героической защите от фашистских захватчиков;  пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.

 Друг, товарищ там, за Ленинградом,

Ты мой голос слышал, за кольцом,

Дай мне руку! Прорвана блокада.

Сердце к сердцу - посмотри в лицо.

Елена Вечтамова

Просмотр фрагмента из фильма «Рождённые в блокадном Ленинграде»

Слайд 1

Учитель: Тревожная музыка…Тревожные кадры…Тревожные лица детей…Еще тревожнее становится от мысли, когда задумаешься, сколько в истории нашей страны можно насчитать счастливых и одновременно трагических дат. 27 января -День снятия блокады - одна из них.  (Слайд 2) Об этом сегодня и пойдет наш с вами разговор. А ещё о том, как в нечеловеческих условиях приходилось выживать не только взрослым, но и детям. Поэтому наш классный час посвящен тем, кто своими глазами видел смерть близких, над чьими головами рвались снаряды и бомбы, кто голодал и замерзал в дни блокады Ленинграда, кому «досталось блокадное детство».

- Ребята, а кто может объяснить, что такое блокада? (окружение войск противника, изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром)

Слайд 3.

- Ад для жителей Ленинграда начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда город стал полем боя, а все его жители, даже подростки - бойцами фронта Великой Отечественной. Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. Он пробуждает в умах миллионов жуткие картины всеобщего голода, ужаса бомбежек... и, вместе с тем, картину всеобщей радости, ликования обессилевших людей, когда после 900-дневного беспросветного существования они обрели надежду на жизнь. Израненный, измученный, но не сдававшийся Ленинград жил, сражался, работал и творил.

Слайд 4.

Ученик: Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

(Ольга Берггольц)

Учитель: После нескольких неудачных попыток наступления на Ленинград  Гитлер предпочел сменить тактику, сказав: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся только  самолетами по воздуху или по ледовой дороге через Ладожское озеро. (Слайд 5). Ладожское озеро - единственная транспортная магистраль, связывающая город с тыловыми районами страны - стало "Дорогой жизни". За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. А в обратную сторону шли машины, груженные продовольствием, но это были только очень ограниченные поставки

Слайд 6. Тогда ленинградцы и ощутили в полной мере  это  страшное слово – БЛОКАДА.

Слайд 7. В Ленинграде начался голод. С каждым месяцем  норма выдачи хлеба  снижалась. 20 ноября 1941 года население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 г на рабочую карточку и 125 г - на все остальные (дети, старики, женщины)

Ученик:                                                   Блокада!

                                                                  Скудный ломтик хлеба –

                                                                  Обычный суточный паек.

                                                                  Блокада!

                                                                  Воющее небо,

                                                                  Коптилки смутный огонек.

                                                                  Блокада-

                                                                  Выстоять,

                                                                  Не сдаться,

                                                                  Собой всю Родину прикрыв…

                                                                  Кто знает лучше ленинградца

                                                                  Святого мужества порыв?

Учитель: Кто из вас, ребята, запомнил, сколько дней длилась блокада Ленинграда? (Слайд 8)

А сколько дней в году?  

Кто может посчитать, сколько месяцев длилась блокада?

(учащиеся отвечают).

Блокада длилась 29 месяцев. За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн. человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода. Можете себе представить, ребята, 29 месяцев холода, бомбежек и страшного голода…

Слайд 9. Фотография 1942 г. «Ленинградцы на прогулке»

- Ребята, вглядитесь в эту майскую фотографию  1942 года, которую сейчас можно увидеть в музее Ленинграда, в музее Пискаревского кладбища, в книгах и альбомах. Видите, первая женщина – постарше, вторая – еще ребенок, девочка, но лицо и фигура у нее старушечьи. А у прыгающей девочки не ножки – спички, и только колени уродливо раздулись, налились водой. Видите, как она пытается прыгнуть, а ей тяжело. Голод унес её силы. Солнышко греет, она с мамой идёт, мама обещает: вот погуляем, придем домой и будем кушать. А ведь слово «кушать» в то время было «магическим» словом для всех ленинградских детей.  Те, что были постарше, не просили, они понимали, что еду взять неоткуда. У многих из них были на пальцах мозоли от ножниц, которыми они стригли или рвали бумажки. Вот так сидели, покачиваясь из стороны в стороны, что-то ковыряли методично, стараясь как-то заглушить сводящее с ума чувство голода.

Слайд 10. "Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину" (из воспоминаний воспитателей детского дома).

Просмотр видеофрагмента «Садись рядом, Мишка!» (отрывок «Дети голодают»)

- Дома вы вместе с родителями просмотрели фильм «Садись рядом, Мишка!». Какие чувства, переживания он у вас вызвал? Что запомнилось больше всего? Что хотел показать режиссёр фильма в только что просмотренном эпизоде? (ответы детей)

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют своё беззаботное, радостное детство, становятся не по возрасту серьёзными, ответственными за себя, братьев, сестёр, за весь мир.

Слайд 11. «Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те, кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе».

          Чтение писем и воспоминаний ….

Учитель:  Почитаем несколько  писем  и воспоминания людей, чье детство пришлось на блокаду.

 Слайд 12. 

Ученик: … «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

Слайд 13.

 Ученик: «Мы с мамой жили в полуподвале восьмиэтажного дома на Театральной площади, на углу канала Грибоедова. Однажды мама вышла на лестничную клетку. На ступеньках лежала старушка. Она уже не двигалась, только как-то странно закатывала глаза. Её перетащили в квартиру и засунули в рот крошку хлеба. Через несколько часов она умерла. На следующий день выяснилось, что ей было семнадцать лет, а глаза она закатывала, потому что жила этажом выше. Дети блокадного Ленинграда походили на сморщенных старичков. Сядут, бывало, на скамеечку, нахмурят брови и вспоминают, как же называется смесь картошки, свёклы и солёного огурца. Отец и два брата лежали мёртвые по неделе в комнате, в которой мы с мамой жили, пока мы смогли на санках вывезти их. У нас с мамой была дистрофия. Только после прорыва блокады стали отоваривать продуктовые карточки, и мы с мамой как-то выжили».

Ученик: Слайд 14. «Из дневника Юры Рябинкина: Декабрь. Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству…выхода нет. Тупик. Голод. Какой страшный голод! Страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность… Я постиг свой удел… Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором… Я недостойный сын своей матери».

Учитель: Это был отрывок из дневника Юры Рябинкина, но больше всего миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, который был случайно обнаружен в Ленинграде в пустой, полностью вымершей квартире. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: (Слайд 15)

"Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942.

Савичевы умерли. Умерли все".

Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Слайд 16.

-Ребята, посмотрите на  этот  кусок старого кожаного ремня, плитку клея, баночку вазелина, кусок старых бумажных обоев и подумайте, как это могли использоваться  в блокадном Ленинграде.

Учитель: Чтобы нам понять, как могли в блокадном Ленинграде использоваться эти вещи, давайте опять обратимся к воспоминаниям детей, переживших блокаду:

 Ученик: «Я пережила голод, холод, не было воды, электричества. За водой ходили на набережную реки Фонтанки, вечера проводили при свете маленькой коптилки. Продуктовые карточки не отоваривались…Паёк хлеба приходилось менять на вязанку дров. В самом начале войны папа случайно купил дуранды (корма для коров), она нам очень пригодилась. Жарили из неё лепёшки на вазелине. На буржуйке, которую смастерил брат, варили студень и суп из столярного клея. Но этого всего было немного, и эта, так сказать, пища считалась большой роскошью. «Папа, почему мы до войны не ели такого вкусного студня из столярного клея?» – писала я на фронт отцу. В то время я отлично запомнила два основных правила выживания. Во-первых, долго не лежать, во-вторых, много не пить. Ведь многие погибали от опухания, наполняя желудок водой».

Ученик: «Мы ещё делали студень из ремней, из клея, а суп варили из жмыха. Клей и ремни нам давали мамины друзья. Они жили на улице Скороходова. А мы – на улице Мира. Они вязали шарфы для фронта и получали за это клей и ремни. Так вот они нас поддерживали. Варево готовили на «буржуйке», постепенно сжигая мебель и книги».

Ученик: «Вот один из способов «приготовления» хлеба: «тончайший кусочек хлеба смазывали масляной краской и клали на плиту (которую папа сложил и пристроил к печке) краской вниз на голый чугун (без сковородок). Краска проходила через лепесток хлеба цветными пузырями, слегка дымилась, а хлеб переворачивали на другую сторону. Лепесток хлеба превращался в масляный твердый сухарь, и его дольше хватало, чтобы держать за щекой».

Учитель:  Я думаю, ребята, что теперь вам понятно, почему ленинградцы так дорожили маленьким кусочком хлеба, который они могли получить по карточкам. (Слайд 17). А еще, ребята, в первые месяцы блокады ленинградские дети продолжали учиться. (Слайд 18). Сидели в таких холодных помещениях, что чернила замерзали, падали в обморок от голода, но учились. В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осаждённом городе работали 39 школ, позже их стало более 80.

Слайд 19.                                                                

- Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе с взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Слайд 20.

Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах,  рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо... Они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

Ученик: В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?.. Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом

Паспорта.

И в этом нет беды.

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно от того,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда".

Ю.Воронов.

Слайды 21-27

Учитель: 27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.  Это священная дата для нашего народа. Чтобы человечество не забыло о подвиге города Ленинграда, не вставшем на колени, о бесчинствах фашизма, о мужестве ленинградцев, были созданы памятники. Например, как эта  берёзовая роща. В ней 900 берёз по количеству дней блокады, мемориал на Пискарёвском кладбище, где людей хоронили в братских могилах.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Учитель читает слова на фоне музыки Моцарта «Реквием» и слайдов с изображением памятников непокоренному Ленинграду.

  • Памятник "Дневник Тани Савичевой"
  • Памятник "Разорванное кольцо"

"Потомок, знай! В суровые года

Верны народу, долгу и Отчизне.

Через торосы Ладожского льда,

Отсюда мы вели Дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда".

  • Памятник "Цветок жизни" (бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады).

Слайд 28.

 Учитель: Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешанных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.

- Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Скорбные аллеи Пискаревского кладбища прошли перед вами на слайдах. Фигура скорбящей Родины-матери над своими погибшими детьми, надеюсь, останется в вашей памяти. Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям.

 Можно ли таких ребят назвать героями? Почему?

Слайд 29.

К сегодняшнему уроку каждый из вас написал письмо тому самому сверстнику, тому ребёнку, который жил во время блокады. Давайте послушаем их. (на фоне видеоролика «Дети блокады»)

Учитель: Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди тех, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А смог бы я поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.

«Можно победить любое оружие, кроме оружия духа»,- говорил Наполеон. И блокадный Ленинград ещё раз доказал это, что только единство народа может привести к Победе. Дети блокады тоже доказали это. Сейчас те, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются в нашем уважении и благодарности. Не забывайте об этом! (слайды с фотографиями учащихся под песню «Детство»)

_____________________________________________________________________________

 « …Вечерний город невероятен и прекрасен. Как часто я слышу от друзей из других городов или даже из других стран, что Петербург очень красив, возможно, это даже самый красивый город на свете. Мне хочется им верить, и все же несмотря на фантастическую подсветку и обилие праздников меня не оставляет чувство, что город устало дремлет. Пессимизм? Может быть... Или мучительный поиск ответа на вопрос о том, что значит для человека и для города выжить и оставаться живым?

...Везде красные флаги — на фонарях, на домах. Несколько дней назад они появились и на вокзале. Люди, выходя из поездов, удивляются: что случилось? 60-летие полного снятия блокады Ленинграда. Все пережившие этот кошмар, все совершившие этот подвиг получили возможность приехать в город. Приехать, чтобы вспомнить...

Блокадников, тех, кто помнит сами дни блокады, осталось уже очень мало, в основном те, кто были детьми. Многие из них рассказывают об этом крайне редко, часто отказываются совсем. Извиняются, но не могут. Очень тяжело.

Для послевоенного поколения блокада — больная тема, завязанная на политику и переживание трагедии сталинского режима, мучительные поиски виновных….

Нам, родившимся много позже войны, многого уже не понять, ничего подобного не пережить. Потихоньку стираются из памяти школьные линейки на Пискаревке, холодный ветер, красные галстуки и побелевшие от холода пальцы. Рассказы ветеранов. Книги о войне ровным рядком на дальней пыльной полке. Кадры кинохроники, отпечатавшиеся в памяти с детства: прожектора в ночном небе, бомбежки, голод, закутанные люди в очередях за водой и хлебом. Это что-то, что мы хорошо выучили, но забыли зачем. Может быть, нам нужны новые сильные впечатления? Нужны фильмы-катастрофы и голливудский «Титаник», для того чтобы вновь увидеть и осознать, как и почему в трагические моменты мир раскалывается на две половины: на тех, кто спасает свою жизнь, и тех, кто ее, эту самую жизнь, спасает, даже ценою своей. Может быть, так нам сейчас понятнее? Ведь мы не пережили той блокады, но переживаем сейчас другую — блокаду сердца.

Или просто нужно сделать усилие, чтобы перечитать реальные воспоминания тех, кто сохранил жизнь города, дослушать рассказы тех, кто выжил, выжил не только физически, и постараться понять их слезы. Слезы, которых у нас нет, потому что нет воспоминаний. И отдать дань уважения и благодарности — просто уже самим этим усилием и попыткой понять... понять, благодаря чему они выжили и что они пережили, и сохранить это в памяти…..»

Использованная литература:

  1. А.Адамович, Д.Гранин. Блокадная книга. –М.: Эксмо,2014.-640 с.
  2. http://www.unbelievable.su
  3. http://leningradpobeda.ru
  4. http://festival.1september.ru
  5. nsportal.ru
  6. https://www.youtube.com
  7. Художественный фильм «Садись рядом, Мишка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...

Классный час на тему "Они выстояли!", посвященный снятию блокады Ленинграда

Не было в истории такой войны, как Великая Отечественная война. Не только потому, что она была самой разрушительной, унесшей жизни миллионов людей, но, прежде всего потому, что не только взрослы...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Классный час, посвященный снятию блокады города Ленинграда

Классный час, посвященный снятию блокады города Ленинграда...