Интерактивные методы обучения на уроках истории
методическая разработка по истории на тему

Использование интерактивных приемов на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_metody_obucheniya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы обучения на уроках истории

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

А. Дистервег

                         Приоритетной целью современного российского образования  становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку.

Методическими принципами современного урока являются: 
• субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
• метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
• деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
• рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
• импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Основные требования к деятельности учащихся на уроке:

  • Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
  • Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
  • Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
  • Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

I. мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);


II.  целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);


III.  осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);


IV. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

V. взаимопроверка, взаимоконтроль;

VI.  рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).


          Таким образом, современный урок – это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.

 Процесс обучения неразрывно связан с такими понятиями, как метод и приём обучения.

 Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

         В практике обучения существует такой подход к определению методов обучения, который основан на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

 Активный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Итак, можно выделить следующие особенности интерактивных методов:

1) Работа при интерактивном взаимодействии  строится в малых группах (кооперативный способ обучения). Группы как правило формируются быстро. Для этого используют следующие методы: мозаика, дни рождения, карточки по цветам, по номерам, по алфавиту, по любителям животных, по атрибутам одежды и т. д.

 Каждый человек испытывает две потребности: потребность роста и быть в безопасности, приобщившись к группе людей. При кооперативном способе обучения достигается совместная деятельность ради достижения общих целей. У детей появляется уверенность в себе, они гордятся учебными успехами друг друга.    Кооперативное обучение может существовать не только в группах, но и в парах. Оптимальное количество учеников в группе от 2-х до 5-ти человек.  

 2) Меняется роль учителя на уроке.

Роли учителя на интерактивном уроке:

  • роли информатора-эксперта
  • роли организатора-посредника
  • роли консультанта

В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-посредника он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решение уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

3) Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Таким образом, интерактивные методы наиболее полно отвечают требованиям ФГОС.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ:

  • Высокая мотивация!
  • Прочность знаний!
  • Творчество и фантазия!
  • Коммуникабельность!
  • Активная жизненная позиция!
  • Командный дух!
  • Ценность индивидуальности!
  • Свобода самовыражения!
  • Акцент на деятельность!
  • Взаимоуважение!
  • Демократичность!

 

Какие интерактивные приёмы можно использовать на уроках истории ? Рассмотрим этот вопрос, основываясь на этапы  урока.

 I.мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

          На этом же этапе урока важно заинтересовать детей, может даже заинтриговать, задав, например, в начале урока интересный, неожиданный вопрос, на который ученикам предстоит ответить в конце урока. Тогда у детей появляется потребность что-то понять, их мышление начинает работать с проблемы, вопроса, с удивления или недоумения.

Примеры вопросов:

Знаете ли вы рецепт долголетия?

Почему в петровскую эпоху борода мешала людям спокойно жить?

Со скольки лет дети работали на фабриках Европы в новое время?

II.целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

Я предлагаю сформулировать цель и задачи нашего урока: учащиеся   детально рассматривают формулировку темы урока, определяют «ключевое» слово или слова, основную проблему и самостоятельно формулируют цель и задачи исследования; данный прием позволяет формировать навык   осознанного понимания проблемы и постановки цели и задач,   позволяет включить обучающихся в активную познавательную деятельность с самого начала урока, а также развивает самостоятельность и инициативность. Возникающие споры позволяют более полно и правильно сформулировать задачи исследования.

III.  осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 

Ассоциативный ряд. 

         *В 5-м классе начинаю с самого понятия «ассоциации» - связи между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Учимся на простых примерах. В начале изучения темы «Древний Египет» спрашиваю детей, какие ассоциации вызывает у них слово «Египет». В ответ получаю длинный ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений о Египте. После изучения темы можно вернуться к ассоциативному ряду и сравнить, насколько изменился список ассоциаций.

*В среднем звене при изучении нового материала можно предложить ребятам составить ассоциативный ряд, связанный с каким-либо понятием. Например, промышленный переворот. После составления ряда ученики работают с текстом, а затем анализируют, насколько верными оказались их ассоциации.

*В более старшем возрасте учащиеся пробуют составить определение, используя ассоциативные слова. В качестве домашнего задания ребята составляют ассоциативный ряд какого-либо понятия или термина.

IV. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

 Семинарское занятие

  • Эта форма урока позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности старшеклассников.
  • Их целью является теоретическое обобщение изученного материала, выработка у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

Типы семинаров

  • Семинар - развернутое собеседование: все участники готовятся по всем вопросам плана и максимально вовлекаются в обсуждение темы;
  • Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников, остальные ученики готовят вопросы и включаются в обсуждение, которое переходит в дискуссию.

 

Свою эффективность в педагогическом процессе доказали игровые технологии, которые также относятся к интерактивным.

На уроках истории можно и нужно применять игровые ситуации (моделирование, реконструкции, исторические задачи). Они помогают повторить факты, события, имена, даты, а также понять образ конкретной исторической эпохи.

Игры или игровые задачи использую в любом возрасте.  

Живая картина

  • В этой игре учащиеся используют сценическое творчество, так как им дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д.
  • К этому фрагменту урока можно готовиться заранее, раздав задание группам на последнем уроке либо в ходе изучения нового материала, когда учитель сам создает или «рисует» живую картину с помощью учащихся, распределяя им соответствующие роли

Пантомима

        Пантомима – это язык тела. Этот приём целесообразно использовать в среднем звене. Например, в 5 классе  по истории Древнего мира ребята получают задание изобразить отношения раба и рабовладельца, древнеегипетскую школу

Составление схем и таблиц  

 Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения.

 Психологи  считают, что люди по-разному воспринимают и запоминают информацию. Кому-то достаточно услышать, другим необходимо прочитать (увидеть), третьи - непременно должны самостоятельно произвести какие-либо действия, чтобы понять предлагаемую информацию. Такое разделение  людей с преобладанием какого-либо вида памяти (зрительной, слуховой, моторной) создает естественные трудности при работе с информацией.

         Доказано, что осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала и  такое  запоминание во много раз продуктивнее механического. Осмысление материала достигается разными приемами и, прежде всего, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде схемы или таблицы.

       Создание  схем и таблиц является удачным способом для запоминания и воспроизведения информации учащимися с преобладанием различных видов памяти,  которая позволяет услышать, увидеть и, производя определенные действия, запомнить необходимую информацию и воспроизвести ее в собственном монологическом высказывании. Применение  схем и таблиц являются своеобразным планом для построения монологического высказывания, а также помогают в короткое время запомнить максимум необходимой информации.

  Кластер

         Это  графический систематизатор, показывающий несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Этот приём тоже позволяет ученикам систематизировать свои знания.

Работа с предметом эпохи.

Любой предмет эпохи – это источник огромного количества информации. Этот приём позволяет ощутить образ исторической эпохи, развивать исследовательские способности учащихся. В качестве предмета можно использовать экспонат из школьного музея, семейные реликвии.

V. взаимопроверка, взаимоконтроль;

Аукцион

  • В конце изучения какого-либо раздела в курсе древней или средневековой истории учащимся предлагается подготовить предметы для аукциона, относящиеся к определенному периоду или определенной стране.
  • На уроке ребята выставляют свои лоты на продажу.
  • Средством оплаты будет информация об этом предмете или связанная с ним история.
  • Тот ученик, который последним представит информацию, получит выставленный лот.

Рекламный плакат

  • Эту игру лучше проводить при обобщении материала.
  • Учитель предлагает ребятам составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению стран, например, Востока: Египет, Палестина, Китай, Индия и т.п.
  • Реклама должна быть красочно оформлена и содержать отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается реклама.
  • В конце урока учащиеся из соседних групп оценивают рекламу тайным голосованием, используя при этом жетоны.  

Эссе

  • Использование литературных приемов при изучении истории и обществознания вносит творческий характер в череду дат, событий, явлений.
  • Этот метод оценивания исторических событий и общественных явлений формирует креативное мышление, гражданскую позицию, заставляет задуматься о судьбе Родины и человечества.

Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение

                   к понятию;

 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое

                  автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с

                  понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Реклама

  • Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.
  • Пример. Создайте рекламу папирусу, глиняным табличкам, на которых писали в древности. Придумайте слоган.

«Чёрный ящик»

 Игровая задача: ребята вытягивают карточки с именами исторических личностей или терминами и объясняют их.

 VI.  Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).


         Что же такое обратная связь? Обратная связь — это продукт анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности. Обратная связь представляет собой форму межличностного взаимодействия, наши поведенческие и эмоциональ  ные реакции.

Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение, ролевое проживание происходящих в человеке изменений. Я в основном использую эти приёмы:

   «Свободное письмо»

Цель: определение значимых действий, чувств, мыслей, реакций, моментов, вопросов, поднятых в течение дня.

Инструкция: участникам предлагается в свободной форме дать обратную связь ведущему на прошедшее занятие.

Примечания: преподаватель в своей обратной связи по поводу написанного выделяет общие тенденции, позиции, взгляды, состояния, суждения, наиболее интересные аспекты.

«Незаконченные предложения»

Цель: выявление личных проблем в деятельности группы и оценка значимости решаемых или рассматриваемых вопросов; определение уровня осмысления, осознания происходящих в группе процессов.

Инструкция: участникам предлагается закончить (развернуть или завершить односложно) следующие предложения:

1.   Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, — это...

2.   Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было...

3.   Сегодня я понял(а), что...

Примечания: преподаватель систематизирует главные вопросы и трудности слушателей и в зависимости от полученных результатов корректирует свои дальнейшие действия. Количество предложений не должно превышать 5, так как при большем количестве может исчезнуть суть, потеряться основной смысл и у слушателей пропадет желание отвечать неформально.

Анкета «Вхождение в тему»

Что нового вы узнали?

Что вас удивило?

Что заинтересовало?

Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание?

О чем бы вы хотели продолжить разговор?

Цель: выявление впечатлений после первичного ознакомления с проблемой, после начальной проработки вопроса.

Примечания: обратная связь по данной анкете дает информацию об уровне (теоретическом, мотивационном, практическом, проблемном, смысловом) «продвинутости» слушателей по предложенному вопросу. Анкетирование может проводиться как в устной, так и в письменной форме. 

На этапе рефлексии по новым стандартам необходимо самооценивание ученика.  Регулярно используйте самооценку на всех уроках.

Обучите своих учеников алгоритму самооценивания: 
1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

 За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

         За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).
         Итак, используемые мной интерактивные методы в обучении истории направлены на взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой. Они позволяют делать деятельность ученика  разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности. Опыт преподавания свидетельствует об эффективности применения интерактивных методов в качестве одного из способов развития интеллектуальных способностей, аналитического мышления учащихся в процессе межличностной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации из опыта работы учителя по  организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....

"Интерактивные методы обучения на уроках истории"

Образованность, понимаемая сегодня, не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера. Высокая степень их продуктивности ...

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

статья"Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателям...

"Использование интерактивных методов обучения на уроках истории"

    Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и поли...