Конспект к уроку по истории средних веков "Научные открытия и изобретения"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Тожелкина Наталья Петровна

Разработка урока по истории средних веков по теме "Научные открытия и  изобретения" могут использоваться  для внеклассной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Конспект урока по истории средних веков 6 класс.

Тема: Научные открытия и изобретения.

Цели: познакомить с научными открытиями и изобретениями Средневековья; объяснить причины медленного развития науки в период средневековья

Планируемые результаты: предметные: научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения науки и образования в Средние века; объяснить причины господства церкви; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе ; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно; давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование; иллюстрации учебника, мультимедийная презентация, мешочки с предметами для игры «Чудесный мешочек»

Тип урока: открытия нового знания

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно-целевой этап

Учитель - Технические новшества и открытия. Появление и усовершенствование орудий труда ведут к изменениям в жизни общества. Сегодня на уроке мы узнаем, как произошло подобное в период «Средневековья»

  1. Актуализация знаний

«Мозговой штурм»

  1. Какие новшества в земледелии появились в средние века ?
  2. Средневековое общество было? (корпоративным)
  3. Религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи  логичных   рассуждений? (схоластика)
  4. «Странствующий школяр»  с 13 лет ?  – Пьер Абелляр
  5. Кто и когда изобрел компас?
  6. Кто первым из европейцев добрался до Америки?

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек»

У вас на столах  лежит «мешочек»,  в котором спрятан чудесный предмет, ведь « мешочек чудесный» значит и вещь не простая.

Я буду называть предмет,  описывая его, а вы должны ответить на вопрос «Что это?»

Мешок 1. Это предмет был изобретен в 13 веке, в Европе. Людовик XV как- то раз в ответ на льстивые слова, написанные в его честь, сказал, что именно эта вещь увеличивает заслуги короля. Психологи считают, что надевая этот предмет, человек меняется не только внешне, но и внутренне. Что это? ( очки)

Мешок 2. Этот предмет появился достаточно давно, но только в Средние века итальянцы научились делать его плоским. Таким мы его знаем сегодня. Технологию изготовления этого предмета хранили в глубоком секрете. Долгое время он считался предметом роскоши, рамы для него изготавливали из ценнейших пород дерева, украшали драгоценными камнями. В Россию его привез Петр I. ( зеркало)

Мешок 3. Аналогом этого предмета человечество пользуется с древнейших времен. Но только в средние века удалось сделать этот предмет небольшим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши эта вещь превратилась в предмет первой необходимости ( часы)

Мешок 4. Этот предмет создан немецким географом, путешественником и математиком Мартином  Бехаймом. Сам автор свое творение назвал «земное яблоко» (глобус)

Учитель: и так мы с вами узнали о нескольких изобретениях, но на самом деле их было намного больше.

Вы поиграли в игру , как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока: «Научные открытия и изобретения»

План урока.

  1. Развитие практических знаний
  2. Суть и значение научных открытий и изобретений

Проблемный вопрос на который мы должны ответить: Почему технический прогресс в  Средневековье шел медленно?

  1. Работа по теме урока.
  1. Развитие практических знаний

Вопросы классу: Какие две науки процветали в Средние века?

В чем состояли их смысл и цель?

Работа в паре:

Задание для первого ученика: работая с текстом п.1. от имени алхимика определите роль алхимии в развитии научных знаний.

Задание для второго ученика : работая  с текстом п.1. от имени астролога определите роль астрологии в развитии научных знаний.

  1. Суть и значение научных открытий и изобретений.

Вопросы классу:

-Какие научные открытия и изобретения были сделаны в Средневековье?

- Как охарактеризовать те или иные открытия?

Задание: работая с текстом п.2. заполните таблицу «Научные открытия и изобретения Средневековья»

Изобретение, открытие

Область применения

Значение изобретения

Нижнее – бойное  водяное колесо двигатель

Горное дело, ремесло, обработка зерна, металла. Производство бумаги

Облегчение труда людей, увеличение производительности труда

Доменная печь

Металлургия

Улучшение качества и увеличение количества произведенного материала

Механические часы

Повсеместно в быту

Более точное определение времени

Зеркало

Повсеместно в быту

Украшение помещения. Возможность увидеть себя

Очки

Повсеместно в быту

Исправление дефектов зрения

Огнестрельное учреждение

Военное дело

Создание наемного войска

Компас, астролябия, каравелла

Мореплавание

Возможность выхода в открытое море, определение местонахождение  корабля, развитие торговли

Книгопечатание

Образование и культура

Быстрое распространение и сохранение накопленных знаний. Развитие просвещения и литературы

Открытие Америки

Образование и культура

Быстрое распространение и сохранение накопленных знаний, развитие просвещения и литературы

Вопросы классу: Какое изобретение или открытие вам кажется наиболее важным для жизни людей в Средневековье? Свою точку зрения аргументируйте.

  1. Подведение итогов  урока.

Вопрос классу: Давайте ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока и ответили ли мы на вопросы темы нашего урока?

- Почему технический прогресс в Средние века шел медленно?

Работа с текстом: 1. Со многих  точек зрения железо более полезно, чем золото. Без железа народ не смог бы ( __________________________________)

  1. Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит ( Книгопечатание)
  2. Пушка убила ( рыцаря)
  1. Рефлексия

Прием «попс -формула»
п - позиция «Я считаю, что…»
о – объяснение « Потому что…»
п – пример «Я могу доказать это на примере…»
с – следствие «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Д/З параграф 30 задание № 5.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

МЕШОЧЕК № 1 Это предмет был изобретен в XII веке Людовиком XV как то раз в ответ на льстивые слова, написанные в его честь, сказал, что именно эта вещь увеличивает заслуги короля! Психологи утверждают, что надевая этот предмет, человек меняется, как внешне так и внутренне. Что это ?

Слайд 5

МЕШОЧЕК № 2 Этот предмет появился достаточно давно , но только в Средние века итальянцы научились делать его плоским, таким его знаем мы сегодня. Технологию изготовления этого предмета хранили в тайне . Долгое время он считался предметом роскоши, рамы для него изготавливали из ценнейших пород дерева и украшали драгоценными камнями в Россию его привез Петр I . Что это за предмет ?

Слайд 7

МЕШОК № 3 Аналогом этого предмета человечество пользуется с древних времен, но только в Средние века удалось этот предмет сделать не большим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши они эта вещь превратилась в предмет первой необходимости. Что это за предмет?

Слайд 9

МЕШОЧЕК № 4 Это предмет создан немецким географом, путешественником и математиком Мартином Бейхамом . Сам автор свое творение назвал «земное яблоко» . Что это ?

Слайд 11

План урока 1. Развитие практических знаний 2. Суть и значение научных открытий

Слайд 13

Задание № 1 – № 2 работая с текстом п.1. от имени алхимика определите роль алхимии в развитии научных знаний работая с текстом п.1. от имени астролога определите роль астрологии в развитии научных знаний

Слайд 15

Таблица «Научные открытия и изобретения в средние века Изобретение Область применения Значение, изобретения. Открытия

Слайд 22

Д/ з параграф 30 читать пункт 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Средних веков 6 класс по теме: "Столетняя война.Жанна Д"Арк"

Данная разработка  включает в себя  видеофрагмент, после его просмотра , учитель  совместно с учениками озвучивает тему урока, которую они записывают в карты самоконтроля. А т...

Конспект и презентация урока по истории Средних веков по теме: " Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами"

Данная работа предназначена для тех, кто работает по учебнику Агибалова, Донской. Она поможет познакомить учащихся с Византийской империей в годы правления императора Юстиниана....

Конспект и презентация урока по истории Средних веков по теме: " Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами"

Данная работа предназначена для тех, кто работает по учебнику Агибалова, Донской. Она поможет познакомить учащихся с Византийской империей в годы правления императора Юстиниана....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....

Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....