Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon svobodnye_krestyane.ppt790.5 КБ
Microsoft Office document icon svobodnye_krestyane_stanovyatsya_zavisimymi.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Свободные крестьяне становятся зависимыми»

Цель урока: выявить основные пути  потери независимости крестьянами.

Задачи урока:

а) образовательные:

  • сформировать представления у учащихся о жизни и быте крестьян, об их повинностях, подвести к пониманию причин получения личной зависимости крестьянами.
  • раскрыть понятия «барщина», «оброк»

б) воспитательные:

  • воспитывать  у учащихся уважение к труду.
  • воспитывать интерес к предмету

в) развивающие:

  • формировать умение логически правильно излагать материал;
  • формировать умение анализировать полученный материал и выявлять причинно-следственные связи явлений.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок с элементами беседы.

Оборудование: компьютер, экран и проектор, презентация.

План урока.

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 15 мин.
  3. Объяснение нового материала – 20 мин.
  4. Закрепление изученного материала – 5 мин.
  5. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Учитель: на прошлом уроке мы с вами говорили о военных походах Карла Великого и о создании им сильного государства. Что бы проверить как вы усвоили эту тему, мы проведем небольшой тест. Вопросы теста вы видите на слайде (слайд 1). Перед вами на столах лежат листочки, на которых выбудете записывать правильные ответы. На эту работу вам дается 5 минут.

Ученики: выполняют задание.

После выполнения задания, идет самопроверка. (Слайд 2)

Оценки ставятся таким образом: 5 правильных ответов – «5»

                                                         4 – «4»

                                                         3 – «3»

Кто из вас доволен полученными оценками? Молодцы. Я рада, что вы справились с заданием и получили хорошие оценки. В конце урока вы сдадите мне листочки с тестами, и я выставлю оценки.

б) Теперь, прежде чем перейти к изучению нового материала вспомним

предыдущий материал и ответим на вопросы (Слайд 3).

1. При помощи кого Карл Великий смог создать огромную империю? (при помощи созданного им боеспособного войска)

2. Как повлияло на военные победы Карла Великого создание конного войска? (При помощи конного войска Карл Великий смог создать огромную империю, включить в ее состав большие территории)

3. Что делал Карл, чтобы войны могли покупать вооружение? (Чтобы войны смогли купить необходимое им вооружение, Карл раздавал им землю с работающими на ней крестьянами. Крестьяне должны были платить налоги и выполнять повинности. За счет этих налогов, войны Карла могли купить вооружение)

4. Как назывался участок земли, который Карл давал своим войнам в собственность? (феод)

5. Как называли владельца этого участка? (феодал)

6. Кто работал на участке феодала? (крестьяне)

Но мы уже знаем, что крестьяне платили налоги, а значит полностью свободными их назвать нельзя. Мы можем сказать, что крестьяне стали частично зависимыми. Итак, как вы думаете, о чем на уроке пойдет речь.

2. Переход к изучению новой темы.

Тема урока: «Свободные крестьяне становятся зависимыми» (Слайд 4)

Постановка цели урока (слайд 5)

Нам предстоит изучение сложной темы и чтобы настроиться на новый материал, давайте сделаем физкультминутку. (Слайд 6)

Я напомню вам, что мы определили тему урока и поставили сложную цель.

Запись в тетради: тема урока.

Для достижения этой цели нам нужно ответить на вопрос: почему и как свободные крестьяне становятся зависимыми? (Слайд 7)

Что бы дать правильный ответ на вопрос, для начала мы: (Слайд 8).

  1. Познакомимся с жизнью и бытом крестьян.
  2. Выясним причины потери свободы крестьянами.
  3. Определим, как крестьяне становились зависимыми.

Изучение нового материала:

  1. Жизнь и быт крестьян.

Мы уже знаем, что в имениях феодалов на земле трудились крестьяне. Но это были свободные крестьяне. Крестьяне занимались земледелием и скотоводством, а самым большим их богатством была земля.

Однако жизнь крестьян была нелегка (сообщение ученика) (Слайд 9) Как вы думаете, почему они попадали в зависимость от феодала?

Запись в тетради:

2. Причины потери свободы крестьянами. (Это является  основным в изучении данной темы и пригодиться нам в изучении последующих тем).

А) Крестьянин обязан был платить налоги и нести  повинности в пользу феодала. (Слайд 10)

Даже свободный крестьянин должен был платить налоги и выполнять повинности. Повинности крестьян были двух видов: барщина и оброк.

Как вы думаете, почему налоги и повинности крестьян становились причиной их зависимости от феодала?

Налоги крестьян и их повинности постоянно росли, что становилось первой причиной потери крестьянами свободы.

Запись в тетради: налоги и повинности, которые постоянно увеличивались.

Б) Крестьяне обязаны были служить в армии. (Слайд 11)

Как вы считаете, почему крестьян разоряла военная служба?

Уходя в армию, крестьяне оставляли свой участок даже в разгар полевых работ. А это значило, что собрать урожай они не смогут, следовательно,  крестьяне разорялись.

И налоги, и военная служба часто ставили крестьян на грань жизни и смерти.

Что могли сделать крестьяне, чтобы выжить? Они попадали в зависимость к феодалу.

Запись в тетради: пути потери независимости крестьянами.

1. Крестьянин дарил свой участок феодалу, чтобы заручиться его поддержкой. (Слайд 12).

Крестьяне боялись разорения, поэтому отдавали свой участок феодалу, но продолжали на нем работать. Таких крестьян стали называть поземельно-зависимыми.

Запись в тетради: Крестьянин дарил свой участок феодалу и становился поземельно-зависимым. 

2. Крестьяне отдавали себя под покровительство знатных людей, теряя личную свободу. (Слайд 13)

Если земли у крестьян нет,  то что они могли потерять, отдать феодалу?

 Это происходило если крестьянин был полностью разорен и попадал в безвыходное положение, например, у него был большой долг. Таких крестьян стали называть лично – зависимыми.

Запись в тетради: крестьяне, теряя  личную свободу, становились лично зависимыми.

Как вы думаете, что с таким крестьянином мог сделать феодал? Обладал ли какими-либо правами крестьянин?

В средневековом обществе  была еще одна богатая и влиятельная организация – это церковь. Так как крестьяне были очень религиозными, то они могли обратиться за помощью в церковь.

Запись в тетради:

 3. Крестьяне дарили свои земли монастырям. (Слайд 14).

Поступали они так, чтобы получить защиту не только в этой жизни, но и после смерти.

Как вы думаете, почему так происходило? С чем это было связано?

4. Землевладельцы забирали землю за долги. (Слайд 15)

Феодалам нужны были рабочие руки.

Давайте обобщим материал и подумаем, что же вы сегодня узнали на уроке?

3. Закрепление изученного материала:

1) Почему крестьяне попадали в зависимость?

2) Какими путями крестьяне теряли свободу?

А теперь оцените себя, на сколько вы усвоили материал, отвечая на вопросы теста. (Слайд 16)

Устная проверка.

4. Домашнее задание: (Слайд 17) §9, пересказ.

                                       Выучить новые термины: барщина» и «оброк»

                                       Выучить записи в тетради

                                       И/з подготовить рассказ «Один день из жизни зависимого

                                       крестьянина».

Спасибо за урок!    

Оценить работу на уроке.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по истории Средних веков по теме: " Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами"

Данная работа предназначена для тех, кто работает по учебнику Агибалова, Донской. Она поможет познакомить учащихся с Византийской империей в годы правления императора Юстиниана....

Конспект и презентация урока по истории Средних веков по теме: " Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами"

Данная работа предназначена для тех, кто работает по учебнику Агибалова, Донской. Она поможет познакомить учащихся с Византийской империей в годы правления императора Юстиниана....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....

Конспект к уроку по истории средних веков "Научные открытия и изобретения"

Разработка урока по истории средних веков по теме "Научные открытия и  изобретения" могут использоваться  для внеклассной работы....

Презентация к открытому уроку по истории в 9 классе "Общественное движение при Николае I"

Цель урока: дать представление о сущности и своеобразии общественно-политической мысли в годы правления Николая I....