Конспект урока "Западники и славянофилы"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Заховаев Евгений Викторович

Судьба России в идеях западников и славянофилов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavyanofily.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «СУДЬБА РОССИИ В СПОРАХ ЗАПАДНИКОВ И СЛАВЯНОФИЛОВ»

Цели урока:

•        выявить особенности взглядов западников и славянофилов в 40-е гг.
 XIXв., показать актуальность проблемы «Россия - Запад» в наши дни;

  • на основе проведенного микросоциологического опроса учащихся школы представить результаты проделанной работы (в группах), подвергнув их математической обработке;
  • совершенствовать умения анализировать тексты документов, самостоятельно делать выводы, выделять главное, аргументировать свою
    точку зрения, проводить параллели с сегодняшним днем;
  • продолжить воспитывать уважение к своей стране, ее народу, родной культуре,
    традициям, стремление быть полезным своему Отечеству.

Оборудование: карта «Россия в первой половине XIX в.», таблицы «Общественная мысль в России в XIX в.», тексты источников, материалы социологического опроса.

План урока:

  1. Введение в тему.
  2. Инсценировка (диалог западника и славянофила).
  3. Работа с источниками.
  4. Обсуждение результатов социологического опроса учащихся школы
  5. Путь современной России - каким он должен быть?

Эпиграф урока:

И в Европе народ на народ не похож; так с каким же

Сходны хотите Вы быть? — Где народ европейцев?-

 Есть немец, есть англичанин, француз:

Между ними пусть будет и русский!

(М.А. Дмитриев, 1846 г.)

Ход урока:

1. Тема урока «Судьба России» с особой остротой звучала в переломные годы: во время войн, кризисов и иных социальных катаклизмов. Но и в некоторые мирные периоды вокруг нее разгораются ожесточенные споры философско-исторического характера. Один из таких периодом 40-е гг. XIX в., когда в среде лучших представителей отечественной интеллигенции началась борьба так называемых западников и так называемых славянофилов.

Сегодня на уроке нам предстоит включиться в споры полуторавековой давности, привлечь данные опроса и высказать собственные суждения.

2.        Инсценировка — заранее подготовленный учениками диалог западника и славянофила.

...Горит свеча. За столом сидит Первый молодой человек, заходит Второй молодой человек.

Первый молодой человек: А, это Вы, сударь...

Второй молодой человек: Приветствую вас. Знаете ли, погода сегодня

первый молодой человек: Нет, Вы только послушаете, что он пишет «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода». Что вы на это скажете?

Второй молодой человек: Что же вас здесь удивляет? Я вполне согласен с этим утверждением; у России своя дорога, по которой она движется, то убыстряя, то замедляя ход.

Первый молодой человек: Да... Тогда Вы должны согласиться и с этим: «Сначала дикое варварство, потом грубое невежество, затем унизительное чужеземное владычество, дух которого унаследовала позднее наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности». Каково?

Второй молодой человек: С этим я, конечно, позволю себе не согласиться. Нельзя же все видеть в таком мрачном свете. Нельзя забывать о величии русской земли! Мне думается, наша древность представляет нам пример всего доброго в жизни частной, в отношениях людей между собой. Если бы все так и развивалось далее, мы сейчас бы не пожинали негативные плоды цивилизации, внесенной с Запада.

Первый молодой человек: А мне думается, сударь мой, что Россия как раз должна брать пример с развитых стран, стремиться идти по пути, который они показывают...

3.        Учитель предлагает ученикам дать краткую характеристику Николаевской эпохе, психологии тогдашнего общества. Вот как характеризовал состояние общества писатель Глеб Успенский: «Надо постоянно бояться - вот корень жизненной правды... атмосфера была полна страха. «Пропадешь!» - кричало небо и земля, воздух и вода, люди и звери. И все ежилось и бежало от беды в первую попавшуюся нору».

Учитель просит учащихся определить проблемы, которые волновали образованную молодежь Николаевской эпохи. Ученики в ходе беседы делают вывод, что особенно актуальными были проблемы настоящего и будущего России. Мыслящие люди спорили, по какому пути должно пойти развитие страны. Основными течениями общественной мысли Пыли западничество и славянофильство. Понять особенности каждого I  из них помогает беседа по следующим вопросам:

Как западники и славянофилы оценивали прошлое России?

Какими им виделись результаты петровских преобразований?

Как они воспринимали современную им действительность?

Какие суждения о будущем нашей страны они высказывали?

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что суть суждений западников можно выразить так: Россия не Европа, но должна стремиться ею стать. Суть суждений славянофилов: Россия не Европа, следовательно, она должна идти своим путем.

Далее идет работа с понятиями. Ученики предлагают свои варианты определения терминов «славянофильство» и «западничество». Все верши обсуждаются, наиболее удачные дефиниции записываются в тетради. Формулировки могут быть, например, такими:

Славянофильство — идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России.

Западничество — идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту.

Можно предложить ребятам задания тестового типа:

Какие из приведенных ниже высказываний могли бы удовлетворить  западников, а какие — славянофилов?

  • Коллективные, общественные интересы важнее интересов личности.
  • Свобода - это, прежде всего, свобода выбора.
  • Государство должно обеспечить людям благополучие.
  • Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки,
    народ черпает жизнь из родного источника...
  •    В уважении к личности — один из великих принципов европейской жизни.
  • Народ, с вечно набитым до изжоги брюхом и отвращением ко вея
    ной гражданской ответственности...
  • Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собой.
    Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго.
  • Выше человеческой личности не принимаем на земном шаре ни
    чего.

4. Проблема самобытности России была и остается одной из самых трудных в нашей истории. Случайно ли увеличение в последние годы интереса к проблеме «Россия - Запад»? Нет, это реакция общества ни экономический, политический и духовный кризис в нашей стране, забыты многие национальные корни, традиции.

К данному уроку учащиеся провели социологический опрос среди учащихся школы, в котором приняли участие 65 человек. Опрос проводился с целью выяснения того, как ученики оценивают деятельность Петра I, какой путь они предпочитают: западный или исконно русский, волнует ли в целом респондентов судьба России?


Как Вы относитесь к Петру I?

Кто Вы: западник или славянофил?

Каким Вы видите будущее России?

78% - положительно

49% - славянофилы

67% - светлым

12% - отрицательно

32% - западники

18% - мрачным

5% - нейтрально

14% выбрали центристский путь

11% - без изменений

5% выразили равнодушие

5% выразили равнодушие

4% не знают

Результаты серьезной работы с элементами исследования, проделанной были подвергнуты математической обработке и представлены в красочных графиках и диаграммах на уроке. На основе полученных данных учащиеся самостоятельно пришли к выводу о том, что большинство молодых людей волнует судьба Отечества, они с оптимизмом смотрят в будущее, считают, что Россия и россияне должны иметь свой облик, сохранять свои корни и традиции. С полной уверенностью можно констатировать, что результаты опроса стали достоянием не только сознания, но и эмоционального опыта, гражданской зрелости.

Затем урок продолжался в форме беседы:

Учитель: Случайно ли обострение в последние годы интереса к проблеме «Россия - Запад»?

Ученица М.: Нет, это реакция общества на кризис в стране. Проблема обостряется в переломные годы: во время войн, кризисов, социальных неурядиц. Учитель: Есть ли объективные предпосылки к тому, чтобы Россия следовала западным путем?

Ученик И.: Да, Россия слишком долго развивалась в русле западной цивилизации. Это прогрессивный путь, и Россия, свернув с него, сделает шаг назад.

Учитель: Есть ли объективные предпосылки, чтобы Россия следовала своим, самобытным путем?

Ученица Т.: Да, т. к. Россия не перестает быть страной и азиатской, и европейской. Это обстоятельство накладывает отпечаток на жизнь российского общества.

Учитель: Каким должен быть путь России?

Ученик А.: Для России большое значение имеет опыт развитых стран, но этот опыт нельзя слепо копировать. Необходимо адаптировать передовой опыт к российским условиям.

Учитель: Сможет ли Россия найти свой путь?

Ученица М.: Такая страна, как Россия, не может не иметь своего лица. Только имея свое лицо, она сможет занять достойное место в мире.

Подведение итогов урока. Необходимо использовать зарубежный опыт на российской почве, но при этом нельзя забывать и о своей самобытности. Об этом говорил еще В.О. Ключевский: «Можно и должно перенимать чужой опыт вязать чулки, но нельзя и стыдно брать чужой строй мыслей, чувств, отношений».

Кстати, сам Запад признает, что ему не достает внутренней, нравственной чистоты. Послушаем под конец урока известного американского политика 3. Бжезинского: «Мир разучился творить, мыслить, рождать идеи. Мир обнищал духовно... Я боюсь, как бы человечество, разленившись, не превратилось в сборище холеных, сытых, но абсолютно пустых машин. Дай Бог людям, в том числе и моим соотечественникам, осознать, что в мире есть вещи более жизненно важные, чем микроволновая печь, собственный самолет или копченая колбаса!».

Домашнее задание: изобразить спор западников и славянофилов в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба России в спорах западников и славянофилов

Выявить особенности взглядов западников и славянофилов в 40-е гг. XIX в., показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни;- на основе проведенного социалогического опроса учащихся шко...

Судьба России в спорах западников и славянофилов

Это урок об основных направлениях развития России в середине 19 века....

Тест "Западники и славянофилы"

Тест по истории России для учащихся 8 класса по теме "Западники и славянофилы". (Excel)Принцип работы упражнения с выпадающим списком, сопровождающимся фото или любой другой картинкой прост: выбираетс...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Западники и славянофилы

Урок посвящен сравнительным взглядам западников и славянофилов...

Материал к уроку истории России 9 класс Тема «Общественная и духовная жизнь в 1830-1850-х гг.». (Славянофилы. Алексей Степанович Хомяков.)

    Славянофилами была основательно изучена природа западной цивилизации и ее влияние на внутреннюю жизнь России. Причем без огульного отрицания, но со взвешенным рассуждением ради ис...