«Экономическое развитие СССР в послевоенный период».
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Послевоенные годы начались с чувства гордости и даже эйфории от победы над фашизмом, с уверенности, что все самое трудное осталось за порогом невиданной истории по масштабам разрушений войны,что наступила долгожданная пора мирной жизни.  Однако, перед СССР стояли важные задачи, одна из которых-восстановление экономики, от   быстрого  решения которой зависела судьба всей страны.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_razvitie_sssr_v_poslevoennyy_period.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  № 30

г. Владикавказа

Разработка  урока  по  истории  России

в  11  классе.

Тема:    

«Экономическое  развитие  СССР  в  послевоенный период».

Урок  разработала Козаева Д.Г.

учитель  истории  и  обществознания

МБОУ  СОШ  № 30

 

Учебник  -  История  России,  11  класс (В.С.Измозик, С.Н.Рудник -2-е  изд. – М.,  2013г.)

Форма урока: комбинированный.  На уроке используются технология  интенсификации обучения  на  основе  схемных  и  знаковых  моделей  учебного  материала  и  информационно – коммуникационная  технология.

Цель урока: дать полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период: определить причины быстрого восстановления экономики СССР; отметить противоречивый характер развития советской экономической модели.

Задачи:

1) Образовательная: ознакомить учащихся с ходом и результатами послевоенного восстановления экономики СССР;

2) Развивающая: продолжить формирование умений работать с ОК (опорными  конспектами), историческими документами и картой, анализировать и делать выводы. Способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения творческих домашних заданий.

3) Воспитательная: прививать любовь к малой Родине,  формировать уважение к советскому народу, который героически восстанавливал послевоенную экономику.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеофильм «Северная Осетия  в годы войны», карта «Послевоенное восстановление  и развитие  народного хозяйства СССР в 1945-1950гг.». Тесты  по истории России XX — начала XXIвв.

Предварительное задание. 

1. Подготовить сообщение по теме «Восстановление экономики Северной Осетии (1945 – 1952гг.)»  (реализация  НРК   содержания  образования)

 

Ход урока.

  1. Организационный момент (0,5 минуты).

  1. Опрос (10 минут).

  1. Карточки  (отвечают  двое учащихся  у доски,  раскрывают  смысл понятий,  дают  определения,  называют  события,  соответствующие  датам).

а) Основные битвы ВОв, «План Маршала», совхозы, конверсия, хозрасчёт, 1949, 1950 – 1953.

б) Ленд-лиз, диспропорция, колхозы, дефицит, встречи союзников в годы Второй мировой войны, 1945, 1949.

  1. Тест  по   ранее  изученным  темам. 2 – 4 человека  выполняют  на  своих  местах  во  время  опроса (цель – подготовка  к  ЕГЭ).
  2. Назовите причины холодной войны (написать на доске).
  3. Почему СССР вынудил социалистические страны отказаться от участия в «Плане Маршала»? К чему это привело? (СЭВ).
  4. Докажите, что с 1945 года началась холодная война.

  1. Изучение нового материала. (24 – 26 минут).

Определение темы урока учениками (2 минуты).

Внешнеполитические задачи в послевоенное время были очень важны, требовали немедленного решения. Какие ещё проблемы (не менее важные) стояли перед страной? От их решения зависела судьба страны (восстановления экономики). Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока. Определите цель урока. Проблемный вопрос классу: Благодаря чему Советский Союз смог в кратчайший срок преодолеть экономические последствия войны?

1. Последствия войны для экономики СССР (2 – 3 минуты).

 Заполнить таблицу, пользуясь материалами учебника с. 27 – 28. Анализируя данные, определите задачу для СССР. Что необходимо для восстановления экономики?

Работа  по  ОК ( учитель  рассказывает, учащиеся  делают  соответствующие  записи  в  своих  тетрадях).  

2. Развитие промышленности (6 – 7 минут)

        

Работа  по  ОК (учитель  рассказывает, учащиеся  делают  соответствующие  записи  в  своих  тетрадях).

Ответьте  на  вопросы: Что предлагал Сталин восстановить и превзойти довоенный уровень? Каковы были основные приоритеты   в области экономики в послевоенный период?

 В это время один из учащихся выполняет задание по карте. Найти и показать крупнейшие стройки четвёртой пятилетки. Сделать выводы по работе с картой (где восстановление, где новые стройки).

Работа  по  ОК (учитель  рассказывает, учащиеся  делают  соответствующие  записи  в  своих  тетрадях).

3. Положение в сельском хозяйстве (3 – 4 минуты).

Работа  с  документами. Прочитайте отрывок из статьи И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (текст на парте)  и определите приоритеты развития советской экономической модели.  

Работа  по  ОК ( учитель  рассказывает, учащиеся  делают  соответствующие  записи  в  своих  тетрадях).    

4. Итоги четвёртой пятилетки. Пятая пятилетка (1951 – 1955)  (8 минут)

Работа  по  ОК ( учитель  рассказывает, учащиеся  делают  соответствующие  записи  в  своих  тетрадях).

Задание  классу. Сравните планы четвёртой и пятой пятилеток

Проверьте себя. На экран выводится сравнительная таблица  

Ответьте  на  вопрос. Реалистичен ли был план? Выполнен ли он? Что предлагалось в дальнейшем? (План преобразования природы)

5. «Восстановление экономики Северной Осетии (1945 – 1952гг.)»  Сообщения учащихся (2 минуты)    

6. Создание атомного оружия   (1 – 2 минуты)      Сообщение учащегося.

  1. Закрепление (3 минуты).

1. Ответьте на проблемный вопрос урока (выводится на экран)

2. Работа с терминами ( в тетради): диспропорция, дефицит, конверсия.                        

3 . При  наличии  свободного  времени. Дополнительное задание. Выполните тест  по  материалу,  изученному  на  уроке (тест у каждого на парте).  Сверьте свои ответы с ответами на экране.             

ТЕСТ  ___  Восстановление народного хозяйства

1. После победы в войне советские граждане ожидали:    а)        отмены денежных знаков  

 б) роспуска колхозов    в) усиления контроля на производстве

2. Основные  капиталовложения после войны  шли  на развитие:

а) сельского хозяйства    б) тяжелой промышленности     в) легкой промышленности

3. К началу 50-х гг. объем промышленного производства в СССР: а) продолжал отставать от довоенного уровня  б) достиг довоенного уровня    в) превысил довоенный уровень

4. К политике сталинских властей в деревне в послевоенное время относится:

а) выдача колхозникам паспортов б) введение налогов на приусадебное хозяйство

в) повышение закупочных цен на сельскохозяйственные продукты

5. К источникам быстрого восстановления народного хозяйства в послевоенное время не относится:  а) получение репараций Германии и Японии  б) получение крупных займов США   в) трудовой героизм советских людей

6. Четвертый пятилетний план предусматривал:

а) равномерное распределение капиталовложений между промышленностью и сельским хозяйством  б) перекачку денежных средств из промышленности в сельское хозяйство

в) перекачку денежных средств из сельского хозяйства в промышленность

7. Для послевоенного сельского хозяйства не характерно:  а) нехватка рабочей силы

б) роспуск части колхозов и совхозов   в) сокращение посевных площадей

8. Политика сталинских властей в послевоенный период в деревне была направлена:

а) на повышение уровня жизни колхозников   б) на развитие частного сектора в сельском хозяйстве   в) на использование сельского хозяйства для развития промышленности

9. Голод 1946 г.:  а) вынудил   власти   сократить   государственные  хлебные поставки

б) стал причиной гибели около 1 млн советских людей

в) заставил власти СССР принять международную  помощь

  1. Домашнее задание  (1 – 2 минуты) 

1. Учить §30  и даты.

2. Сравнить положение страны после Гражданской войны и ВОВ (пути выхода).

3. Творческое задание. Глазами очевидцев. Восстановление экономики Осетии (взять интервью у тружеников тыла).

  1. Подведение итогов урока  (0,5 – 1 минута).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Последовательность заполнения энергетических уровней и подуровней в атомах ХЭ малых периодов

Данная презентация может быть полезна в качестве иллюстрации при изучении строения атома. В презентации показана последовательность заполнения энергетических уровней и подуровней в атомах химических э...

Адаптационный период в начальной школе

Как помочь младшему школьнику справиться со сложностями, с которыми он сталкивается в первые годы обучения....

Сводная таблица качества знаний обучающихся за отчётный период

учебный год:2007/085 "Б" класс-29,2%(1 полугодие)                44% (2 полугодие)...

Особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны

Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами)....

Опыт работы по сопровождению учащихся в период адаптации

Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и его систем к изменению окружающих условий жизни, направленных ...

Рекомендации учителям-предметникам по организации работы с пятиклассниками в период адаптации

"Рекомендации учителям-предметникам  по организации работы с пятиклассниками в период адаптации " должны быть всегда в центре внимания у учителей- предметников, которые начали свою работу с пятик...