Адаптационный период в начальной школе
презентация по теме

Как помочь младшему школьнику справиться со сложностями, с которыми он сталкивается в первые годы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptac._period_1.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon diaramma_1_ETAPA.doc34 КБ
Microsoft Office document icon diaramma_2_ETAPA.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное  (коррекционное)  образовательное

учреждение  для  обучающихся, воспитанников  с  ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа  № 9 г.Новороссийска

Выступление с презентацией на краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск – 2011» в г. Краснодаре

Адаптационный

период в начальной школе.

Выполнила: Плошник Т.В.

Г. Новороссийск

2011 г.

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано очень  много в психологической и педагогической литературе. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяет и в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Слайд 1

То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в первый год, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, и враждебный ему – школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.  Слайд 2

Чтобы в этом разобраться, очень важно определиться с тем, что же мы понимаем под адаптацией. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Слайд 3

 Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Иногда наиболее гуманистически настроенные педагоги добавляют еще один критерий – важно, говорят они, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения. Но можно и утверждать, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной сфере, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. Именно на таком представлении о сути школьной адаптации можно строить свою систему конкретной психолого – педагогической работы с конкретным ребенком и коллективом первого класса.

Цель психолого – педагогической деятельности – создание педагогических и социально- психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Цель достигается за счет последовательного решения следующих задач: Слайд 4

  1. Выявления индивидуальных особенностей каждого школьника;
  2. Создание системы психолого- педагогической поддержки всех первоклассников в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности;
  3. Создание специальных педагогических и социально- психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми, испытывающие различные психолого- педагогические трудности.

Т.е., для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него личностные, физические комплексы для успешного обучения и полноценного развития педагогам необходимо: Слайд 5

  1. знать ребенка;
  2. настраивать учебно - воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности,  потребности;
  3. помогать ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Для того, чтобы помочь ребенку необходим комплексный подход к адаптации  детей с ограниченными возможностями здоровья.

На протяжении многих лет в нашей школе используется тесная взаимосвязь с узкими специалистами детского поликлинического отделения, и психотерапевтическое воздействие -  психиатрами, которые назначают медикаментозное лечение.

Для эффективности психотерапии мы стараемся, чтобы сообщаемая информация была в меру его возможностей  полезной и важной для ребенка. Психотерапевтические методы помогают в работе с детьми, имеющими как функциональные, так и органические поражения центральной нервной системы. Понимая, что главным средством психотерапии является слово, преподносим материал кратко, доступно. Систематически проводятся беседы, даются разъяснения, как детям, так и родителям.

Вашему вниманию предложена  программа «Адаптация младшего школьника». Слайд 6

Цель программы - создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющие ребенку с ограниченными возможностями, начиная с самого 1 класса, успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Основной формой её проведения являются различные  методы, игры, внеклассные мероприятия, динамические паузы.  Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение.

        

Данная программа делится на несколько этапов: Слайд 7

  1. Первый этап – поступление ребенка в школу, адаптация             (1 класс) .

Цель: выявление индивидуальных особенностей деятельности, общения, поведения ребенка, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде.

  1. Второй  этап – выстроенная в определенной логике система занятий  для предупреждения и преодоления трудностей к школьному обучению (2, 3, 4  класс).

Цель: -  организация методической работы педагога с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первый год обучения; организация педагогической поддержки школьников;

         - создание условий для более успешного развития качеств личности ребенка (на формирование таких качеств внимания как концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость или на такие составляющие процессы памяти, как запоминание, сохранение, воспроизведение).

Содержание диагностики.

Диагностика проходит в режиме индивидуального диалога педагога с ребенком. Она состоит из двух частей:

  1. Анкета ребенка
  2. Анкета – протокол

В анкете – протоколе выделены графы:

Субтесты – разделы, изучаемые на 1 этапе

Протокол тестирования – комментарии педагога

Баллы – результаты ребенка.

Критерии баллов:

«0» - свое отношение к происходящему не выражает, не реагирует на вопросы, не выполняет задания;

«1» - не реагирует на вопросы, затрудняется с ответами, но выполняет инструкции с помощью учителя (по образцу);

«2» - слышит и воспринимает вопросы, отвечает правильно, соблюдает правила;

«3» - самостоятельно выполняет инструкцию, соблюдает правила.

По окончании всей диагностики баллы суммируются и заносятся в общий график результатов по 1 этапу за 1 год обучения.

Анкета ребенка Слайд 8

  1. Как тебя зовут? Назови имя.
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут маму?
  4. Как зовут папу?
  5. Где ты живешь? Назови адрес.
  6. Тебе нравится в школе?
  7. Нарисуй любимую игрушку.

Анкета – протокол. Слайд 9

Субтесты

Протокол тестирования

0

1

2

3

Бытовые навыки

Культурно – гигиенические навыки

Навыки самообслуживания

Трудовые навыки

Игра

Вернемся к 1 этапу, когда ребенок  поступает в школу.

Ребенок сталкивается с новым, «чужим» ему миром. Главная наша задача – не дать ему разочароваться.

Индивидуальный и дифференцированный подход позволяет нам реализовать ряд педагогических задач.

Сущность индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

В нашей  школе для изучения учащихся мы имеем возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики и дневники наблюдения  учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально – волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему занятий  для предупреждения и преодоления трудностей к школьному обучению. «2 этап»

Дифференцированный  подход осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании к ним, поощрении. В результате рационального подхода, направленного на разумное воспитание и перевоспитание мышления, оценки своего состояния, мы помогаем данной категории детей самоутвердиться в жизни, регулировать свое поведение, исправлять речевые нарушения. Такое  воздействие перекликается с задачами логопедического обучения. Мы стараемся дифференцировать это воздействие по возрасту детей. Если у ребенка не получается какое-либо упражнение, логопед и учитель дают совет, как добиться удачи, вселяют уверенность в позитивном результате. При появлении даже минимальных успехов обращаем на них внимание окружающих и ребенка. Ребенку нравится, когда его хвалят. У нас практикуется получение призов, всевозможных поощрений. В результате этого ребята стремятся к скорой нормализации речи, изменений к лучшему поведению. Весь комплекс адаптационного периода  проводится по принципу преемственности, индивидуального подхода, дифференцированной направленности бесед, разъяснений, убеждений, внушений. Педагогическое воздействие является важной частью коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи; правильно построенная, систематически проводимая работа повышает эффективность помощи детям-логопатам и содействует их социальной адаптации. Поэтому на 1 этапе необходима тесная связь с логопедом.

        Следующий эффективный метод в преодолении сложностей в адаптационном периоде является игротерапия. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Метод игротерапии помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повышается внимание, интерес, речевая активность. Дети привыкают к самоконтролю, а это необходимо для процесса обучения. Игра развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте другого. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому мы используем методы, облегчающие этот процесс. Метод наглядного моделирования является одним из таких методов. Вначале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям.

На первом этапе  большое внимание уделяется  созданию специальной коррекционно – оздоровительной среды.

 Это проведение уроков в режиме открытого пространства: на улице, у окна;

 привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых, осязательных, обонятельных;

Работа в режиме дальнего и ближнего расстояния;

Использование элементов релаксации;

Щадящий режим подачи информации;

Проведение психологических тренингов;

Использование элементов музыкальной терапии;

Проведение динамических физкультминуток.

Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним родителей, а также родительские собрания, которые проводятся в 1-х классах в течение адаптационного периода. На собрании учитель приглашает родителей к сотрудничеству; знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода, проводит анкетирование, которое помогает больше узнать ребёнка и подобрать к нему свой “ключик”. Психолог в свою очередь знакомит родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей, отвечает на вопросы и проводит консультации.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется дополнительная работа всеми специалистами по графику и индивидуальному плану. Большую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывает  классный руководитель. Он помогает детям адаптироваться в непривычных условиях, ведет индивидуальную работу по привитию элементарных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Своевременная помощь специалистов коррекционной школы способствует улучшению здоровья детей и их развитию.

В этой работе я показала своё видение адаптации первоклассников, которая меня очень волнует, и я постоянно ищу новые  пути этого процесса. Подбираю рекомендательный материал для педагогов и родителей, обновляю коррекционный материал для детей, который нахожу как в специальной литературе, так и на сайтах, которым делятся коллеги.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Результаты диагностики 1 этапа

Фамилия, имя учащихся 1 «А» класса:

  1. Васильева Анжелика
  2. Ермоленко Дмитрий
  3. Коротков Данил
  4. Козуб Виктор
  5. Лимарев Михаил
  6. Петров Александр
  7. Панченко Никита
  8. Ситников Данил
  9. Шульц Виктор



Предварительный просмотр:

Результаты диагностики 2 этапа

Фамилия, имя учащихся 2 «А» класса:

  1. Бережняк А.
  2. Васильева А.
  3. Глушкова Л.
  4. Ермоленко Д.
  5. Коротков Д.
  6. Лимарев М.
  7. Петров А.
  8. Ситников Д.
  9. Шульц В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период в школе.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились ...

Адаптационный период в школе.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились ...

Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе.

Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе....

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

Адаптационный период учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка вначальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу,полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. ...