Главные вкладки

    Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе.
    материал на тему

     

    Преемственность работы педагогов адаптационном периоде

    у пятиклассников в коррекционной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_preemstvennost.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преемственность работы педагогов адаптационном периоде

    у пятиклассников в коррекционной школе.

    Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ребёнка.

    Проблема адаптации учащихся при переходе из начальной  в среднюю школу представляет сложную теоретическую и практическую проблему для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь эти «школьники со стажем» находятся теперь в новых условиях.

    В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

    Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

    Перед педагогами стоит основная задача  –  сделать естественный процесс адаптации более интенсивным, менее болезненным для всех участников образовательного процесса.

    У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.  

    С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

    В период адаптации важно обеспечить ребенку, особенно с ЗПР, спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал помощь и поддержку взрослых.

    Затрудняет адаптацию детей к средней школе рассогласованность и противоречивость требований разных педагогов (например: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы воспитанница, отвечая на уроке, придерживалась сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение).

    Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь учащихся.

    Но важно обратить внимание и на позитивную сторону этого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

    Помощь учителей, воспитателей и родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий, и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.

    Мы обратили  внимание на то, что ухудшение успеваемости пятиклассников в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

    Нужно помочь ребятам познакомиться с учителями, с новой учебной ситуацией, с новыми правилами.

    Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собственное. Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный процесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных общих задач, есть специфические задачи для каждой возрастной группы.

    При проведении адаптационного периода в пятых классах следует обратить внимание, на наш взгляд, на:

    • адаптацию к "разноголосице" требований;
    • введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной "мамы");
    • принятие новой позиции – ученик основной школы.

    Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на наш взгляд, следующие этапы его организации:

    1) принятие классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла;

    2) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы;

    3) обеспечение администрацией ОУ организационных условий для проведения адаптационного периода (изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);

    4) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, музыки ИЗО, например) для проведения итоговых коллективных творческих дел;

    5) промежуточный анализ и корректировка программы психологом, логопедом, психиатром и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

    6) обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;

    7) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

    8) итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, логопедом, психиатром, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

    9) проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей, с целью осмысления результатов адаптационного периода;

    10) подготовка итоговой справки-анализа "Об адаптационном периоде пятиклассников в школе".

    Основные задачи развития в этот период:

    формирование умения учиться в средней школе;

    формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;

    развитие учебной мотивации, интересов;

    развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

    формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

    Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    * организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);

    * выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;

    * определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

    Диагностика в нашей школе проводится психологом в конце 1-го семестра обучения (в декабре) по трем основным направлениям: психологическое обследование школьников, экспертный опрос педагогов и родителей.

     Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.

    Нельзя не сказать несколько слов о дезаптации учащихся 5-х классов.

    Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

    1. Интеллектуальная - низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

    2. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).

    3. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

    4. Эмоциональная - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

    Младший подростковый возраст характеризуется, прежде всего, такой особенностью, как чувство взрослости, которое предполагает отношение подростка к самому себе как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной, творческой деятельности.

    Заключительный этап адаптационного периода пятиклассников должен быть связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества – класса.

    Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:

    • учитывать психологические особенности 10-11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;

    • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

               

         

      Значимым фактором адаптационного периода являются родительские собрания, которые проводятся в 5-х классах. На собрании учитель проясняет для себя ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, приглашая родителей к сотрудничеству; знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.  

    Примерный сценарий организационного родительского собрания

    (с показом презентации по преемственности)

    Цель:

    Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.

    Задачи:

    1. Изучить приоритетные интересы родителей.

    2. Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе.

    3. Провести выборы родительского комитета.

    Предварительная подготовка

    1. Изучение классным руководителем личных дел учащихся, результатов их учебной деятельности в четвертом классе.

    2. Изучение характеристики класса за предыдущий год.

    3. Беседа с учителем начальных классов и завучем по воспитательной работе.

    4. Посещение уроков в 4 классе (в мае месяце)

    5. К родительскому собранию можно подготовить высказывания, которые будут прикреплены на классной доске.

               На первом родительском собрании, посвящённом проблемам адаптации, мы предлагаем родителям заполнить анкету.

             

    Анкета для родителей.

    1.

    Охотно ли ребёнок идёт в школу?

    Неохотно

    Без особой охоты

    Охотно

    С радостью

    Ответить затрудняюсь

    2.

    Вполне ли приспособился ребёнок к школьному режиму?

    Пока нет

    Не совсем, но в основном, да

    Ответить затрудняюсь

    3.

    Переживает ли ребёнок свои успехи и неудачи?

    Нет

    Скорее нет, чем да

    Ответить затрудняюсь

    4.

    Часто ли ребёнок делится с вами школьными впечатлениями?

    Пока нет

    Делится иногда

    Всегда

    5.

    Каков преобладающий характер впечатлений у ребёнка?

    Отрицательные эмоции

    Разные, но отрицательных больше

    Положительных и отрицательных поровну

    В основном, положительные

    6.

    Сколько времени тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (указать конкретно)

    7.

    Нуждается ли ребёнок в помощи при выполнении домашних заданий?

    Нужна всегда

    Помогаем довольно часто

    Помогаем иногда

    Не нуждается

    8.

    Как преодолевает трудности в работе?

    Пасует

    Обращается за помощью

    Старается преодолеть их сам

    Настойчив в преодолении трудностей

    Ответить затрудняюсь

    9.

    Способен ли сам проверить свою работу и найти ошибку?

    Сам этого делать не может

    Иногда может, если его побуждать к этому

    Как правило, может

    10.

    Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу?

    Довольно часто

    Бывает, но редко

    Такого практически не бывает

    Ответить затрудняюсь

    11.

    Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без напряжения?

    Нет

    Скорее нет, чем да

    Скорее да, чем нет

    Безусловно, да

                А также даём родителям следующие рекомендации (с показом на слайдах):

    • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
    • Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
    • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
    • Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц.
    • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
    • Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
    • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
    • Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
    • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
    • Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.
    • Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
    • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
    • При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

    Желаем успехов Вам и Вашему ребенку!

    Список литературы

    1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.

    2. Овчарова Р.В. Технологи практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

    3. Практическая психология образования  под ред. И.В.Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.

    4. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов /под ред. Л.П.Пономаренко. - Одесса: Астро Принт, 2004.

    5. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год в коррекционной школе 8 вида социального педагога

    Календарно-тематическое планирование социального педагога на 2013-2014 учебный год...

    Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе.

    В данной презентации выявлены проблемы, с которыми сталкиваются в 5 кл, и предоставлены пути реализации данных проблем....

    презентация по теме "Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе"

    Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние год...

    Сценарий торжественной линейки "Здравствуй школаСценарий торжественной линейки "Здравствуй школа!" Подготовила: Педагог-организатор Бароненко К.А."в коррекционной школе-интернате

    Сценарий торжественной линейки "Здравствуй школа!" в коррекционной школе-интернате.Подготовила: педагог-организатор Бароненко К.А....