Адаптационный период в школе.
классный час по психологии на тему

Юлия Александровна Батрова

 

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

По материалам книги «Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения». Научный редактор - кандидат педагогических наук Т.В.Фролова (М., Сентябрь, 1999)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 2.  «Правила школьной жизни»

Необходимые материалы: бумага для записей, подготовленные задания на отдельных листах с названием предметов для представления пантомимы.

Ход занятия.

Вступление. Цель – введение в тему. Ведущий кратко напоминает о том, что получилось на первом занятии: одно из изменений в жизни пятиклассника – изменение буквы А на Б, цифры 4 на 5 и пр. кто еще помнит?

1. Игра «Доброе слово».

«Давайте поприветствуем друг друга, скажем теплые слова». (По кругу, начать может учитель: «Здравствуй, Вова. Очень приятно снова видеть тебя» и т.д.) (10-15 мин.)

2.  «Правила пятиклассника» Ребятам предлагается подумать и назвать правила пятиклассника. Ответы фиксируются на доске, затем обсуждаются. Основные правила записываются учениками в тетрадь.

3. Игра «Угадай, что это?» Работа всего класса в одном кругу. (продолжительность - 30-40 минут).

Ведущий из числа учащихся выходит с учителем и получает задание представить по своему выбору какой-либо предмет без слов, с помощью пантомимы. С классом договариваемся, к какой теме относится изображаемый предмет: животные, птицы, мебель и т.д. Ведущий перед классом представляет заданный ему предмет. Дети должны угадать этот предмет.

Цель игры: развитие внимания, взаимопонимания, воображения, умения принимать чужое мнение и корректировать свои действия для лучшего понимания их другими людьми.

Инструкция:

"Ребята, сейчас ведущий покажет вам какой-нибудь предмет, а вы попытайтесь угадать, что это».

Ведущему: «Придумай какой-нибудь предмет, изобрази его и продемонстрируй ребятам».

Тот, кто угадает, становится ведущим. Игра завершается обсуждением. Эту игру можно проводить и по командам, когда вся команда или коллективно, или индивидуально показывает пантомиму.

4. Подведение итогов. Цель – обобщение. Ведущий кратко подводит итоги занятия, напоминая, зачем нужны правила школьной жизни.



Предварительный просмотр:

Занятие 3. Наш класс

Необходимые материалы: бумага для рисования (небольшие листочки), ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей, лист ватмана с нарисованным на нем деревом.

Ход занятия

  1. Вступление. Цель-создание условий для понимания ребятами целей работы.

  1. «Создание портрета класса». Цель – формирование сплоченности, повышение ценности личности каждого учащегося.

Каждый получает задание: изобразить то, что может расти на «Дереве» (лист, плод, цветок), вырезать по контуру из бумаги. На изображении нужно написать свое имя, а так же одно качество, которым автор может быть полезен своему классу (например «Я могу выступать от класса на соревнованиях, потому что быстро бегаю»).

Готовые работы наклеиваются на дерево в том месте, которое выбрал автор. Автор комментирует свою работу, озвучивая написанное на ней.

Необходимо пресекать попытки вербальной агрессии. Детям, которые затрудняются назвать свою сильную сторону, может потребоваться помощь ведущего.

Подведение итогов. Цель – обобщение. Ведущий кратко обобщает результаты занятия, подчеркивая, что в классе множество хороших ребят, которые много знают и умеют. «Дерево» остается в красном уголке.



Предварительный просмотр:

Как выжить в старшей школе

(адаптационные классные часы для учащихся десятых классов)

Задания и игры для организации активного взаимодействия старшеклассников

1-й этап адаптации

Вводное слово ведущего (цель – установление контакта с классом, создание мотивации на работу). Обсуждается цель занятий. Ведущий рассказывает о режиме и правилах работы на классных часах.

  1. Знакомство. (цель – знакомство учащихся друг с другом). Учащиеся по кругу называют свое имя и увлечения. А также повторяют имя и хобби своего соседа справа. Т.о. последний участник называет всех одноклассников.

  1. Игра «Времена года».

Класс делится на четыре группы - по временам года, когда ребята родились. Каждая группа занимает свой стол. На столе лежат фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны для визиток и булавки. Всем группам предлагается общее задание:

подготовить визитки, на которых каждому участнику понравившимся цветом написать имя, которым он хотел бы, чтобы его называли в группе;

подобрать к каждому имени прилагательное или эпитет и все любимое (для этого человека), начинающееся на ту же букву (важно, чтобы был услышан каждый в вашей группе);

каждой группе найти что-то общее, объединяющее всех в этой группе (любимые занятия, пристрастия, личностные качества, еще что-то);

подготовить представление своего времени года и представить его всему классу.

3. Игра «Перепутаница». 

Все встают в круг как можно ближе друг к другу и правой рукой берут любую руку стоящего напротив. Все то же самое повторяют левой рукой. Получается путаница. А затем, не разнимая рук, пытаются распутаться.

Если проходит много времени, а распутаться не удается, интерес к игре пропадает, то игру необходимо прекратить.

4. Диалог с помощью мяча.

Все садятся в круг, у ведущего - небольшой мячик. Ведущий, кидая мяч любому, задает какой-нибудь вопрос, например:

- если бы тебе удалось поймать Золотую рыбку, то какие три желания ты бы ей загадал?

- какие три самые необходимые вещи ты возьмешь на необитаемый остров?

- у тебя есть сапоги-скороходы, куда бы ты хотел попасть?

Тот, кто получает мячик, отвечает на заданный вопрос, задает свой, а потом бросает мячик дальше.

Подведение итогов.

Ребята по кругу высказывают свое мнение о занятии: «Что понравилось, что не понравилось»

2-ой этап адаптации.

Занятие 2. Цели обучения в старшей школе.

Необходимые материалы: листочки для «Незаконченного предложения»

Ход занятия

1. «Незаконченное предложение» (цель – актуализация представлений о целях обучения в старшей школе). Каждый ученик по очереди предлагает свой вариант завершения предложения «Я пошел(а) в десятый класс, потому что …» результаты обсуждаются, обобщаются.  

2. «Полоролевая дискуссия».

Класс разделяется на группу девушек и группу юношей. Группы сидят кругом и отвечают на вопросы ведущего, причем ответов может быть несколько даже от одной группы.

Вопросы ведущего:

- что больше всего вы цените в девушке?

- что больше всего вы цените в юноше?

- что труднее всего в общении с девушкой?

- что труднее всего в общении с юношей?

- что проще всего в общении с девушкой?

- что проще всего в общении с юношей?

Дискуссия заканчивается после того, как на все вопросы будут получены ответы.

Подведение итогов.

3-й этап адаптации

1. «Общий рисунок».

Классу предлагается разделиться на пары: юноша - девушка. Каждой паре выдается лист бумаги и одна ручка (карандаш или фломастер) на двоих. Задание парам: сделать общий рисунок. Можно предложить нарисовать конкретное дерево или птицу. После выполнения задания проводится обсуждение: кто как себя чувствовал во время работы?

2. Создание визитной карточки класса.

Каждому ученику дается ручка и листок бумаги, на котором он в произвольной форме отвечает на два вопроса: «Что нового я узнал о своем классе?» и «Какой он - наш класс?»

Следующий этап работы - объединение в пары и подготовка общей визитки. Затем пары объединяются в «четверки», «четверки» объединяются в «восьмерки» и т.д. В итоге класс выдает конечный продукт - свою визитную карточку.

3. Рисунок «Автопортрет нашего класса».

На столе находится ватман. Каждому ученику предлагается выбрать два цветных фломастера или мелка. Задание: нарисовать совместными усилиями «автопортрет» нашего класса. После окончания рисунка ребятам предлагается придумать название, затем происходит представление рисунка, где каждый высказывает свое мнение о нем.

Подведение итогов.

 

В завершении программы с классом проведена диагностика «Шкала тревожности» (Рогов Е.И., 1996)

Цель методики: выявить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность).



Предварительный просмотр:

Факторы успешного прохождения учащимися 10-х классов

адаптационного периода.

1.Согласованность требований педагогов.

2.Привлечение учащихся к самостоятельной творческой деятельности по выработке норм и правил школьной жизни.

3.Вера учителя в возможности ученика, убеждение его в способности добиться поставленной цели, внезависимости от действительных способностей, что несомненно повысит результаты его учебной деятельности.

4.Бережное отношение к статусу отличника или ударника.

5.Личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить! Самодисциплина, эмоциональная устойчивость учителя благотворно влияет на психическое развитие ребенка. Дети любят учителей по - человечески счастливых, доброжелательных и жизнерадостных; улыбка, юмор учителя создают благоприятный психологический климат на уроке, снижают агрессию и тревогу на уроке.

---------------------------------------------------------------------------------------

Факторы успешного прохождения учащимися 10-х классов

адаптационного периода.

1.Согласованность требований педагогов.

2.Привлечение учащихся к самостоятельной творческой деятельности по выработке норм и правил школьной жизни.

3.Вера учителя в возможности ученика, убеждение его в способности добиться поставленной цели, внезависимости от действительных способностей, что несомненно повысит результаты его учебной деятельности.

4.Бережное отношение к статусу отличника или ударника.

5.Личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить! Самодисциплина, эмоциональная устойчивость учителя благотворно влияет на психическое развитие ребенка. Дети любят учителей по - человечески счастливых, доброжелательных и жизнерадостных; улыбка, юмор учителя создают благоприятный психологический климат на уроке, снижают агрессию и тревогу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период в начальной школе

Как помочь младшему школьнику справиться со сложностями, с которыми он сталкивается в первые годы обучения....

Адаптационный период в школе.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились ...

Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе.

Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе....

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...