Главные вкладки

    Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).
    учебно-методический материал (5 класс) на тему

    Карцева Людмила Сергеевна

    Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкиваются и какую реальную помощь можно им оказать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osobennosti_vospitatelnoy_raboty_v_adapt_period.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчет по самообразованию классного руководителя по теме:

    «Особенности воспитательной работы

     с учащимися 5 класса в адаптационный период

    (при переходе из начальной школы в среднее звено)».

    Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Одной из актуальных проблем в современной школе можно считать адаптацию выпускников начальной школы к обучению и новым отношениям в общении  на  2 ступени.

     Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления учащихся к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие индивиду при сохранении здоровья удовлетворить свои актуальные потребности. 

    Устойчивая психическая адаптация – уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

    Понятие “устойчивая адаптация” можно считать синонимом нормы здоровья.

    Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.

    1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.
    2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.
    3. Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.

    В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Прежде всего, нужно говорить именно о психологической адаптации учащихся -   так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов). Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.  Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

    Задача классного руководителя — разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь можно им оказать. Поэтому можно выделить основные моменты, на которые направлена работа классного руководителя в период адаптации:

    1. Формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.
    2. Формирование устойчивой учебной мотивации.
    3. Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях.
    4. Диагностику уровня адаптации пятиклассников.
    5. Взаимодействие с учителями основной школы, их знакомство с индивидуальными особенностями пятиклассников.

    Логика развития адаптационного периода 5-классников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта "здесь и сейчас".

    Первый этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен знакомству учеников друг с другом. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. На классном часе-игре «Расскажи мне о себе» ребята делись тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное - в каждом

    Большая работа проводилась по формированию умения учиться в средней школе. Учащиеся знакомились с школьными правилами, новыми требованиями, предъявляемыми к учащимся среднего звена, анализировали собственные ощущения в новой роли ученика 5 класса.  На классных часах проходили беседа «Здравствуй, 5 класс!», обсуждения «Единые требования к учащимся школы», «Внешний вид учащихся», «Пропуски уроков – путь к неуспеваемости», «Поведение в школе», «Готовность к урокам».

    Во втором этапе адаптационного периода ребятам представилась возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Для развития навыков личностного общения и сотрудничества в группе сверстников прошла игра «Находим друзей». 

    Были разработаны дифференцированные правила для различных видов взаимодействия - интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии", "Быть благодарным". Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без "не", так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, "не драться", следовательно, нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил.

    Еще одной значимой содержательной частью данного этапа было создание портрета настоящего школьника. На тренинге «Я – пятиклассник» ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответствующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Это способствовало умению добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитию уверенности в себе.

    В дальнейшем с целью преодоления тревожности пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих адаптационный период проводились тренинги «Что поможет мне учиться?», «Легко ли быть учеником?», «Добро и зло», «Конфликт или взаимодействие».  Тренинговые занятия проводились как со всеми учащимися класса, так и с группой детей, которым такие занятия нужны в большей степени.

    Задачи тренингов:

    - способствовать снижению тревожности;

    - выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы;

    - дать уверенность учащимся в том, что они готовы к обучению в среднем звене;

    - дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;

    - дать представления об умениях, навыках обучения в среднем звене;

    - отслеживать эмоциональное состояние;

    - стимулировать фантазию, воображение учащихся;

    - формировать адекватное отношение к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

    - способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию;

    - формировать навыков взаимодействия с другими людьми.

    Третий этап адаптационного периода 5-классников был связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества - класса. На этом этапе ребята создавали автопортрет своего класса. Работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределялись поручения в классе.

     Учащиеся вовлекались в жизнедеятельность класса и к участию в общешкольных мероприятиях, таких как акция «Чистый двор», школьный турнир по шашкам, осенний кросс. Эмоциональное переживание за успех своей команды укрепляло чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.

    Став классным руководителем, чувствуешь огромную ответственность. Период адаптации, пожалуй, самый трудный. Проводимая работа содействовала адаптации учащихся в среднем звене.

    Кл. руководитель 5 «В» класса Карцева Л.С.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

    для учителей, которые начинают работу в 5 классе...

    Проблемы дисциплины при переходе из начальной школы в среднее звено

    Проблемы дисциплины при переходе из начальной школы в среднее звено.Являюсь классным руководителем 5 класса. С данным докладом выступала на педагогическом совете посвященному школьной дисциплине....

    «Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»

           Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...

    Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднее звено.

          Успешность адаптации школьника к обучению в пятом классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием....

    Проблемы адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

    Небольшой доклад для семинара по преемственности в школе...