Проблемы дисциплины при переходе из начальной школы в среднее звено
презентация к уроку (5 класс) на тему

Цветкова Татьяна Геннадьевна

Проблемы дисциплины при переходе из начальной школы в среднее звено.

Являюсь классным руководителем 5 класса. 

С данным докладом выступала на педагогическом совете посвященному школьной дисциплине.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы дисциплины При переходе из начальной школы в среднее звено .

Слайд 2

Внешние изменения в жизни 5-классников : НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЙ РЕЖИМ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА

Слайд 3

Внутренние изменения Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.

Слайд 4

Трудности 5-классников : - возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают; - возросший объем работы как на уроке, так и дома; - новые требования к оформлению работ; - необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Слайд 5

Признаки трудности в период адаптации: 1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка. 2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. 3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4. Нежелание выполнять домашние задания. 5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7. Беспокойный сон. 8. Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 6

Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 10–11 предметов 13 предметов 2 25 часа 29 часов 3 1 – 3 учителя 8 учителей 4 1 - 2 часа 2 -2,5 часа

Слайд 7

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем , а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Слайд 8

Дисциплина- наличие порядка!!! Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников в усвоении учебного материала. Недисциплинированные ученики не редко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становится на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу.

Слайд 9

Формы нарушения дисциплины.

Слайд 10

Причины нарушения дисциплины 1.Основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятильности 2.Резкое измененние условий обучения. Низкий уровень самодисциплины-отсутствие внутренней мотивации,неумение контролировать свои эмоции, неготовность детей к урокам, диструктивнач атмосфера класса

Слайд 11

Методы решения проблемы школьной дисциплины применяемые в школе Классическое решение проблемы: Повышение голоса записи в дневниках, вызов родителей, помощь социального педагога, помощь директора . Профессиональный подход: Увлекательное изложение материала, Разнообразные виды деятельности на уроках, Разноуровневые задания, Энергичный темп ведения урока, Дружелюбное отношение у ученикам.

Слайд 12

Какими должны быть пятиклассники ? уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Слайд 13

Поэтому основными задачами развития в этот период являются: формирование умения учиться в средней школе; формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития; развитие учебной мотивации, интересов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Слайд 14

Работа классного руководителя: Ознакомление детей с правилами поведения и уставом школы; Помощь в адаптационном периоде; Проведение классных часов на тему «Я пятиклассник» , «Дружба» и т.д. Работа с родителями(родительское собрание на тему «Мой ребенок в 5 классе»).

Слайд 15

Школьные предметы

Слайд 16

Новое в школьной жизни

Слайд 18

Взаимоотношения с родителями

Слайд 19

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя: Слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования: Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слайд 20

Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптации индивидуальные, групповые формы работы нестандартная ситуация на уроке пик умственной активности – вторая половина урока оптимальный темп и ритм урока нет - шумовым раздражителям динамические паузы атмосфера доброжелательности, искренности своевременное окончание урока

Слайд 21

Рекомендации родителям пятиклассника:

Слайд 22

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, работающим в 4-5-х классах

Слайд 23

Сложный для ребёнка этап перехода из начальной школы в среднюю всегда можно смягчить. При условии, если ребёнок будет делать это не в одиночку.



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Проблемы дисциплины при переходе из начальной школы в среднее звено.

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

Слайд 2.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

  • НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ
  • НОВЫЙ РЕЖИМ
  • НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • НОВЫЕ ПРАВИЛА

Слайд 3.

Внутренние изменения.

* Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Слайд 4.

Трудности 5-классников:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Психологические особенности ПЯТИКЛАССНИКОВ Трудности у пятиклассников может ВЫЗЫВАЕТ необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. С адаптационным периодом, часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. Рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов Характерен негативизм- стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Дети становятся более тревожными, робкими, или напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит… Повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых.

Слайд 5.

Признаки трудности в период адаптации:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 6.

Сравнение начальной школы и 5 класса.

4 класс

5 класс

1

10–11 предметов

13

предметов

2

25

часа

29

часов

3

1 – 3

учителя

8

учителей

4

1 - 2

часа

2 -2,5

часа

Слайд 7.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Слайд 8.

Дисциплина- наличие в порядка, определенных правил школе) твердо установленного и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников в усвоении учебного материала. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу

Слайд 9

Различные формы нарушений дисциплины пятиклассниками

Слайд 10

Причины нарушения дисциплины

Причины нарушений дисциплины  низкий уровень самодисциплины- отсутствие внутренней мотивации- неумение контролировать свои эмоции- неготовность к урокам детей

 1.Основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.

2.Резкое изменение условий обучения, разнообразие, качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями – огромная нагрузка на психику

Слайд 11

методы решения проблемы

Слайд 12

Какими должны быть пятиклассники

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор

Слайд 13.

Поэтому основными задачами развития в этот период являются:

  • формирование умения учиться в средней школе;
  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;
  • развитие учебной мотивации, интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе, чувства собственного достоинства.  
  • Поэтому основными задачами развития в этот период являются:

Слайд 14.

Работа классного руководителя:

  • Ознакомление детей с правилами поведения и уставом  школы;
  • Помощь в адаптационном периоде; (Первое время водила детей от кабинета в кабинет, бейджи для благоприятного знакомства с учителями и т д);
  •  Проведение классных часов на  тему «Я пятиклассник» , «Дружба» и т.д.
  • Работа с родителями(родительское собрание на тему «Мой ребенок в 5 классе»).

Слайд 15

Я, как классный руководитель , 5 «Б» класса провела анкетирование учащихся, чтобы получить из первых уст информацию о впечатлениях, которые получили мои пятиклашки от учебы в среднем звене.

Класс большой (28), дружный, очень активный. Не претендуя на абсолютную объективность, интересны были ответы на поставленные мною вопросы.

Школьные предметы.

Слайд 16.

Новое в школьной жизни.

Слайд 17.

Как тебе дается учеба

Слайд 18.

Взаимоотношения с родителями

Слайд 19

  • Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

Слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слайд 20.

Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптации:

  • индивидуальные, групповые формы работы
  • нестандартная ситуация на уроке
  • пик умственной активности – вторая половина урока
  • оптимальный темп и ритм урока
  • нет - шумовым раздражителям
  • динамические паузы
  • атмосфера доброжелательности, искренности
  • своевременное окончание урока

Слайд 21.

Рекомендации родителям

- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка

Помощь родителей в период адаптации

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Слайд 22.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПЕДАГОГАМ, работающим в 4-5-х классах

1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.

2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.

4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.

5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Плохая дисциплина на уроке- зависит от ряда причин- пятиклассники входят в подростковый возраст, у них наблюдается резкая смена настроений, дети еще не адаптировались к новым для них условиям: обезличивание отношений с педагогами, отсутствие привычных условий, новые требования, ослабление контроля за поведением на перемене и на уроке приводят к нарушениям различного рода. УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ХОРОШО ЗНАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах: у опытных, хорошо знающих свой предмет учителей на уроках не бывает нарушений дисциплины. И, наоборот, плохо подготовленный урок учителем насыщен разговорами школьников, играми на телефонах, смехом, различными другими нарушениями. Огромное значение имеет качество отношений между учителем и учеником, их партнерство, а также атмосфера класса: поддерживающая или декструктивная. Личность учителя является основой и залогом дисциплины на уроках: требовательность, яркий образ учителя-все это несет воспитывающую функцию и формирует мотивацию к предмету, который ведет этот учитель. Учитель должен всегда быть интересен для учеников как личность