Проблемы адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено
презентация к уроку (5 класс) на тему

Небольшой доклад для семинара по преемственности в школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО Отчет по теме самообразования Кл. рук. 5 «А» класса Шевелёва Ю.А.

Слайд 2

ВОПРОСЫ К РАССМОТРЕНИЮ Психологические особенности учащихся данного возраста Результаты анкетирования и тестирования пятиклассников Проблемы преподавания учебных предметов в 5 классах с точки зрения активности и возрастной зрелости учащихся и пути и решения в период адаптации Период адаптации учащихся: проблемы и пути их решения

Слайд 3

ПРОБЛЕМА При переходе из начальной школы в основную успеваемость учащихся, их мотивация к учебе, активность на уроках падает.

Слайд 4

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ Постепенное вступление младших школьников в трудный подростковый период. Начинающаяся «гормональная буря». Психологические проблемы, связанные с переходом в новые условия обучения, к новым учителям. Поток некачественной учебно-методической литературы, обрушившийся на школу.

Слайд 5

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАЕТСЯ ПО СВОИМ УЧЕБНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ ОТ ПРЕЖНИХ: Их внимание менее устойчиво и, как следствие этого, им трудно слушать и слышать учителя, одноклассников, понимать вопросы и задания. Эти дети хуже запоминают – это сказывается перегрузка тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста, - мозг пытается защищаться, и забывание начинает доминировать над запоминанием. В результате учащиеся делают больше ошибок в вычислениях, хуже решают задачи и т.д.

Слайд 6

Эти дети не любят читать, основной источник получения информации для них является телевидение, компьютер, интернет. Как следствие , заметно снижается техника чтения, страдает грамотность письма и речи.

Слайд 7

Многие дети оказываются неготовыми к обучению в 5 классе, к различным системам требований учителей-предметников, не имеют навыков самостоятельной работы, им трудно приспосабливаться ко всем изменениям, и это сказывается на их успеваемости.

Слайд 8

Отношение учащихся к учебным предметам в 5 классе меняется, оно становится менее активным, менее ответственным. Снижение интереса в ряду предметов связано с субъективным ощущением утомления, перегруженности, увеличения трудностей. Нехватка квалифицированных учителей.

Слайд 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ Снижение самооценки Высокий уровень школьной тревожности

Слайд 10

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения Неподготовленность учителей к работе в детьми младшего школьного возраста

Слайд 11

Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым методам обучения в сравнении с начальной школой Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы. Непонимание учащимися материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.

Слайд 12

Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5 классе. Неспособность учеников справиться с возросшим объемом домашнего задания. Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.

Слайд 13

Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников Недостаток дифференцированного материала для организации самостоятельной работы учащихся. Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе. Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

Слайд 14

СЛОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И УЧЕБНОГО ХАРАКТЕРА Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность Создание ситуации успеха для пятиклассников Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. Наличие большей свободы и самостоятельности. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. Ослабление контроля родителей. Личностный контакт с учителями.

Слайд 15

ИТОГИ I – III ЧЕТВЕРТЕЙ В СРАВНЕНИИ С ИТОГАМИ 4 КЛАССА (5 «А» КЛ.) отличники ударники неуспевающие 4 класс 12,5% 2 66,66% 10 0% 0 I четверть 5,8% 1 35,2% 6 5,8% 1 II четверть 0% 0 41,2% 7 12,5% 2 III четверть 5,8% 1 47,1% 8 5,8% 1

Слайд 16

ИТОГИ I – III ЧЕТВЕРТИ В СРАВНЕНИИ С ИТОГАМИ 4 КЛАССА

Слайд 17

% УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ Русский язык Математика Общая Усп-ть Кач-во Усп-сть Кач-во Усп-сть Кач-во 4 класс 100% 81,25% 100% 87,5% 100% 75% I четверть 94,1% 52,9% 94,1% 82,4% 94,1% 41,1% II четверть 94,1% 47,1 94,1% 82,4% 94,1% 41,1% III четверть 94,1% 58,8% 94,1% 70,6% 94,1% 52,9%

Слайд 18

УСПЕВАЕМОСТЬ КЛАССА В %

Слайд 19

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ В %

Слайд 20

УСТАМИ РЕБЕНКА Когда я перешла в 5 класс, мне было грустно, что мы уходим от нашей любимой учительницы. Все потому, что она нам была второй мамой и помогала нам во всем. А сейчас мы выросли и должны стать самостоятельными. Летом я очень переживала…. Я и так не была отличницей… Я больше всего боялась стать двоечницей…. В 4 классе я боялся переходить в пятый класс… Думал, что там очень строгие учителя…. Боялся потеряться, так как бегают по разным кабинетам. Мне сначала было страшно, а потом привык к новым учителям и классному руководителю.

Слайд 21

АДАПТИВНОСТЬ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ К ПРИСПОСОБЛЕНИЮ (5 – 6 НЕДЕЛЬ) Виды адаптации: Легкая адаптация Адаптация средней тяжести Низкая адаптация = дезадаптация

Слайд 22

ГРУППЫ АДАПТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ I группа – 80 % детей. Адаптивная функция достаточно высокая, дети проходят процесс адаптации в течение первых двух месяцев. Эти дети быстро вливаются в коллектив, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без особого напряжения выполняют требования учителя . Возникающие трудности исчезают к концу октября.

Слайд 23

II ГРУППА АДАПТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - 13,33% детей имеют длительный период. Дети достаточно долго не могут принять учебную ситуацию, нормально общаться с учителями и сверстниками. Они могут играть на уроках, разговаривать с соседями по парте. Эти дети испытывают трудности в освоении программы. Лишь к концу I полугодия реакции этих детей становятся адекватными и т.о. адаптивность возрастает.

Слайд 24

III ГРУППА АДАПТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6,66 % детей. Неблагоприятно протекал период новорожденности. Дети, перенесшие черепно-мозговую травму Часто болеющие дети Имеющие нервные расстройства Дети группы риска Имеющие неблагополучную семейную обстановку.

Слайд 25

ИНДИКАТОРЫ ТРУДНОСТИ АДАПТИВНОГО ПРОЦЕССА Чрезмерное возбуждение Агрессивность Заторможенность Депрессия Чувство страха Нежелание идти в школу Быстро нарастающая усталость Неприспособленность к предметной деятельности учебного процесса

Слайд 26

Неспособность произвольно управлять своим поведением Невозможность принять темп школьной жизни Школьный невроз Негативная поведенческая реакция

Слайд 27

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5А КЛАССА

Слайд 28

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПО АСПЕКТАМ %

Слайд 29

ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 5А КЛАССА

Слайд 30

ПАМЯТКА Соблюдение возрастных учебных требований, единства методов и форм обучения и воспитания на уроках и во внеурочное время Система и учет устного и письменного контроля за усвоением программного материала, гуманный подход к оценке знаний учащихся. Диагностика качества знаний, её результативность

Слайд 31

Соблюдение орфографического режима, ведение тетрадей (рабочих, контрольных, по развитию речи), ведение дневников Взаимодействие учителей начальной школы, учителей-предметников, классных руководителей в решении проблемы преемственности.

Слайд 32

ВЫВОД Тяжелая адаптация возникает тогда, когда весь комплекс учебных и внеучебных нагрузок превышает возможности ребенка. И поэтому мы, взрослые, должны создать все необходимые благоприятные условия для успешной адаптации ребенка к новым условиям. И самое важное, что мы сегодня можем сделать – это начать разговор по преемственности между средним и начальным звеном, составить план совместной работы.