Разработка урока по теме "Межнациональные отношения"
план-конспект урока по истории на тему

Слученкова Ольга Леонидовна
Данный урок разработан для учащихся 10-11 классов. Может быть предназначен и подработан как урок изучения нового материала, так и для закрепления и обобщения темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003.doc69 КБ
Файл prez.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Многие виды живых существ (Львы, ядовитые змеи, осы, пчелы и др.) вооружены столь основательно, что драка между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Поэтому у них природа выработала запрет на применение  оружия во внутривидовых « разборках»- споры разрешаются в турнирах.  Более 50 лет назад австрийский зоолог, Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью. Проанализировав поведение многих видов, он пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия. Человек и его предки были слабо вооружены от природы-даже кусаться толком не могли. Поэтому естественная мораль была изначально слаба. Но в процессе исторического развития человек стал самым вооруженным видом на земле.

Задание: Согласны ли вы с представленной точкой зрения? Обозначьте роль и значение общественной морали. Предложите свой вариант взаимоотношений в обществе.

Представьте себе невероятную ситуацию: корабль, на котором вы плыли, потерпел бедствие, и в спасательной шлюпке оказались люди разных национальностей: армяне, азербайджанцы, узбеки, турки-месхетинцы, грузины, абхазы, русские, чеченцы, украинцы. И вы- в данном случае человек без национальности. В перегруженной лодке имеется большой  запас оружия, а еды лишь на сутки. До ближайшего берега плыть 5 дней.

Задание: Прокомментируйте данную ситуацию. С какой речью вы обратились бы к товарищам по несчастью?

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на земле, как люди»

                           

                           Бернард Шоу

            Конспект урока по теме: «Этносоциальные отношения в современном                      мире»

Цель урока:

Раскрыть причинно-следственные связи межэтнических отношений.  

Задачи:

  • Усвоить основные понятия урока
  • Продолжать формировать, развивать умения анализировать, моделировать ситуации, аргументировать; вырабатывать способность делать правильный выбор в конкретной ситуации.
  • Воспитывать толерантность.

Форма урока:

Изучение нового материала

Оборудование:

  • Раздаточный материал
  • Использование ИКТ (презентация, фрагмент фильма)

Основные понятия:  этнос, нация, конфликт, межнациональный (этносоциальный) конфликт, национализм, шовинизм, геноцид.

 

План урока:

  1. Понятие «этнос», «нация».
  2. Межнациональные отношения.
  3. Основные тенденции развития нации.
  4. Понятие «конфликт», «межнациональный конфликт».
  5. Причины межнациональных конфликтов.
  6. Понятие «национализм», «шовинизм», «геноцид»

                                 Ход урока:

(Слайд 2)

1.Организационный момент ( Добрый день.  Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаем вам найти пути решения на некоторые ситуации. Просим разделится вас на группы. Ваши группы должны соблюдать некоторые правила: выбрать( летописца, оратора,держателя времени). Регламент работы  5 минут. 

2.Вступительное слово учителя: Мотивационная часть: (работа с раздаточным материалом)

 «Последние десятилетия 20 и начало 21 века поставили человечество перед фактом безудержного роста насилия как в отношениях между государствами, так и на бытовом  уровне. Нетерпимость присутствует в эмоциональных человеческих реакциях  на иной оттенок кожи, другой язык, иные виды пищи,  запахи.   Английский писатель Б. Шоу как-то заметил: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научится жить на земле, как люди»

Что имел в виду автор? Как этого добиться? Это мы обсудим в итоге нашего занятия.(Опрос по карточкам Просим озвучить ваши ответы. Зачитайте ситуацию и ваш ответ. И почему так решили?)(Слайд 1)

Тема нашего с вами урока  «Межнациональные отношения».

Целью урока является: (объявление цели, задач)

      А сейчас мы с вами попробуем разобрать и понять что же такое этносоциальные отношения  в современном мире. Для того чтобы нам было проще разобраться в этой проблеме давайте вспомним, что же такое (слайд 3)

 «Этнос- исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.»

И что же такое « нация-  это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.»

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности. (Слайд 5)

                   

                      Межнациональные отношения 

1.Отношения между разными национальностями внутри одного государства.

2. Отношения между разными национальностями-государствами

Все это связывает между собой  формы отношений и вытекает либо в мирное сотрудничество, либо в этнический конфликт.

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны  (Работа с раздаточным материалом) Сейчас вы поработаете с текстом. И ответите на вопрос указанный ниже.

Способы мирного сотрудничества

Наименование способа

Его характеристика

Этническое смешивание

Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через национальные браки. Таким путём сформировалось латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов.

Этническое поглощение (ассимиляция – от лат. Assimilation - уподобление)

Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка – пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом не мирного пути. В одном случае захватчики растворили в себе покорённые народы, в другом – сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращает образование на нём, закрывает книжные издательства и средство массовой информации.

( 5 минут ) Вопрос: в чем заключается различие двух способов мирного сотрудничества?

(Фронтальный опрос участников урока)

     Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций: (слайд 6)

       В нашем мире не существует этнически однородных государств. К таковым можно отнести условно только 12 стран, что составляет  9% всех государств мира. Таким образом,   людям разных национальностей, так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.  Как указывалось выше нам можно выбрать два пути развития мирный и конфликтный. Все вы конечно же скажете что надо идти мирным путем, но не все так поступают.  

           Давайте попробуем дать понятие «Конфликт», и что же такое «Межнациональный (этносоциальный) конфликт».

(Слайд 7)

  Итак, КОНФЛИКТ- это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Межнациональный (этносоциальный) конфликт – это одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состояние взаимных претензий, открытым противостояниям, этносов народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

      Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя с. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние террористические акты международного масштаба, конфессиональные различия. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культуре будто бы не находят отклика  идеи западной цивилизации- либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства

      Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов. (слайд 8)  

Вопрос: подумайте и ответе, какие причины на ваш взгляд, наиболее часто встречаются в повседневной жизни?

         Соответственно вместе с причинами выделяют различные типы межнациональных конфликтов . Сейчас вы поработаете самостоятельно со следующим заданием «Типы межнациональных конфликтов» (работа  с раздаточным материалом) Обсуждение. А сейчас мы предлагаем некоторые примеры этносоциальных  конфликтов. (слайды с 10-16)

         Межнациональные конфликты не возникают на пустом месте. Как правило для их проявления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

        Действие этого социально-психологического фактора реализуется как усиление единства «МЫ» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «НИХ»,  «ЧУЖИХ».   Эти процессы могут привести  к национализму.  (Слайд 9)

Вопросы на закрепление:

  1. Что такое «Этнос», «Нация», «Конфликт».
  2. Какие типы конфликтов вы знаете?
  3. Назовите причины межнациональных конфликтов.
  4. Что способствует развитию национализма

 

Останавливаясь на видах национализма хочется выделить державно – групповой. Почему? Потому что подобная форма вылилась в геноцид Грузии по отношению к Южной Осетии. (Слайд 17)

Мы предлагаем обратить внимание на этот конфликт. (Просмотр  фрагмента фильма 10 мин.)

Возвращение к эпиграфу, беседа.

      Пути разрешения межнациональных проблем могут быть различными, но хочется сказать следующее и самое важное. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания языка. Обычаев исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Работа в группах

                      Способы мирного сотрудничества

Наименование способа

Его характеристика

Этническое смешивание

Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через национальные браки. Таким путём сформировалось латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов.

Этническое поглощение (ассимиляция – от лат. Assimilation - уподобление)

Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка – пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом не мирного пути. В одном случае захватчики растворили в себе покорённые народы, в другом – сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращает образование на нём, закрывает книжные издательства и средство массовой информации.

Задание: дайте характеристику способам мирного сотрудничества.

Вопрос: в чем заключается различие двух способов мирного сотрудничества?

Работа в парах

 Задание: Приведите свои примеры конфликтов  по каждому типу

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальная работа

Классификация причин  межнациональных конфликтов

  Причины

Определение

Социально - экономические

Неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Этнодемографические

Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения

Этнотерриториальные

Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов

Конфессиональные

Из – за  принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурно-языковые

Недостаточное с точки зрения этнического меньшинства использование его языка и культуры в общественной жизни

Экологические

Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнений либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Исторические

Прошлое взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства – подчинения и т.д.)

Культурные

От особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этносоциальные проблемы в современном мире

Слайд 2

«Теперь , когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.» Б.Шоу

Слайд 3

Цель: Раскрыть причинно-следственные связи межэтнических отношений Задачи: Усвоить основные понятия урока. Продолжить формировать,развивать умения анализировать, моделировать ситуации, аргументировать; вырабатывать способность делать правильный выбор в конкретной ситуации. Воспитать толерантность.

Слайд 4

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.

Слайд 5

Межнациональные отношения Отношения между разными национальностями внутри одного государства Отношения между разными национальностями-государствами Формы отношений Мирное сотрудничество Этнический конфликт (от лат. Conflictus - столкновение)

Слайд 6

Основные тенденции развития нации Межнациональная дифференциация Межнациональная интеграция Процесс разъединения, разделения противостояния различных наций , этносов и народов в самых разных планах Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни Самоизоляция в целом Протекционизм в экономике Национализм в различных формах в политике и культуре - Религиозный фанатизм, экстремизм Экономические и политические союзы (Европейский союз - ЕС) Транснациональные корпорации (ТНК) Международные культурные инородные центры - Взаимопроникновение религий, культур, ценностей Формы Глобализация (от лат. globus – шар) - это исторический процесс снижения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

Слайд 7

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Межнациональный (этносоциальный) конфликт – это одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состояние взаимных претензий, открытым противостояниям, этносов народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Слайд 8

Причины межнациональных конфликтов Социально-экономические Культурно-языковые Этнодемографические Этнотерриториальные Конфессиональные Экологические Исторические Культурные

Слайд 9

Национализм (от лат. natio - народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономический, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости: недоверие к другим нациям, нередко перерастающая в национальную вражду Виды национализма Этнический Бытовой Державно-государственный

Слайд 10

Арабо-израильский конфликт – межрелигиозный Арабы-мусульмане и иудеи (евреи) не могут поделить Святую землю – Палестину, где находятся объекты культа и тех и других. Например, храмовая гора в Иерусалиме – на ней стоял когда-то Храм Соломона – единственного и главного храма иудеев, от него осталась одна стена, а теперь на этом месте стоит мечеть Аль-Акса, на этом месте по легенде пророк Мухаммед молился вместе с Авраамом, Моисеем и Христом, а потом был вознесён на небеса и предстал перед Аллахом.

Слайд 11

Представители ЭТА ЭТА – организация, борющаяся за отделение Страны Басков от Испании, в том числе, террористическими методами. Её деятельность пример развития межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Слайд 12

Соуэто 1976 г. В Соуэто – пригороде Йоханнесбурга (ЮАР), населённом чёрными африканцами, в 1976 г. состоялась демонстрация протеста учащихся против режима апартеида, который тогда существовал в стране. Режим апартеида (раздельного существования белых, цветных и чёрных жителей ЮАР) обеспечивал господство белого меньшинства. Демонстрация была расстреляна полицейскими. Пример межрасового конфликта.

Слайд 13

Бунт цветной молодёжи в Париже (2005 г.) Пример этносоциального конфликта. Родители бунтовщиков приехали во Францию из её бывших африканских колоний в 1950–1960-х гг., когда страна нуждалась в дешёвой малоквалифицированной рабочей силе. В 1990–2000-х гг. ситуация во французской экономике изменилась в связи её переходом в постиндустриальную фазу. Новых рабочих мест в связи с выводом вредных производств в страны Азии и Африки стало создаваться меньше. Семьи эмигрантов были традиционно большими, у детей из этих семей были проблемы с усвоением французского языка и культуры. Таким образом, они оказались невостребованными на рынке труда, многие из них стали добывать себе средства к существованию преступным путём, и соответственно подвергаться преследованиям со стороны полиции.

Слайд 14

Бунт цветной молодёжи в Париже (2005 г.) Для полиции, которая состоит преимущественно из коренных французов, все эмигранты – негры или арабы на одно лицо, поэтому допускалось превышение полномочий полицейскими, и просто произвол, который и стал, в конечном счёте, поводом для этого конфликта.

Слайд 15

Демонстрация исламистов в Стамбуле Демонстрация направлена против христиан. Демонстранты выступают под лозунгом «Иисус Христос – не Бог, а пророк»

Слайд 16

Будущее – визуальная метафора первопричины всех этносоциальных конфликтов в современном мире Бедный юг – страны Азии, Африки, латинской Америки отличается высокой рождаемостью и бедностью. Для богатого севера характерна низкая рождаемость. Бедные люди с юга, по преимуществу цветные, стремятся переселиться на богатый север, чтобы воспользоваться его высоким уровнем жизни. Белые жители севера стараются ограничить эмиграцию цветных, чтобы сохранить свои богатства для себя.

Слайд 17

Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008 г.) В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.

Слайд 18

Являются ли этносоциальные проблемы в современном мире глобальными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по геометрии 8 класс: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников."

В работе дан развернутый конспект урока геометрии в 8 классе по теме: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников"....

Разработка урока "Международные отношения в конце 19 - начале 20 в.

Урок по новой истории для 8 класса разработан как модульный урок, ориентирован на самостоятельную работу учащихся.  Задания формируют навыки структурирования материала с использованием схем и таб...

Методическая разработка урока "Отношения между людьми" 7 класс

Методическая разработка с использованием краеведческого материала....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Разработка урока "Уголовно-правовые отношения"

Разработка урока в 9 классе "Уголовно-правовые отношения"....

Разработка урока на тему "Отношения"

Разработка урока на тему "Отношения" 6 класс...