Урок - исследование "Историческая тема в произведениях М. Ю. Лермонтова".
план-конспект урока по истории (8 класс)

Автухов Денис Игоревич

Данный урок проводился в рамках недели гуманитарных наук, посвященной творчеству М. Ю. Лермонтова. Главная идея урока - связать предметные области история и литература. Проблема урока - можно ли считать произведения М. Ю. Лермонтова историческими источниками на примере стихотворений "Два великана", "Поле Бородина", "Бородино".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект – исследование Историческая тема в произведениях М. Ю. Лермонтова Поэт в России – больше, чем поэт….(Е. Евтушенко)

Слайд 2

Цели проекта познакомится со смысловым содержанием текста стихотворений «Два великана», «Поле Бородина», «Бородино»; выявить, насколько произведения Лермонтова можно считать историческими источниками развивать связную речь и мыслительные процессы: анализ и синтез; воспитывать интерес к историческому прошлому России, патриотическое отношение к своей Родине, чувство восхищения героизмом простого народа.

Слайд 3

Гипотеза . Произведения М. Ю Лермонтова, посвященные Отечественной войне 1812 года могут считаться историческими источниками.

Слайд 4

Ход исследования Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве, умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы В 1828 — 1841 гг., за неполные 13 лет литературной работы, Лермонтов создал лирические стихи, поэмы («Тамбовская казначейша», «Мцыри», «Демон» и др.), пьесы («Маскарад», «Два брата» и др.), прозаические произведения («Герой нашего времени» ) и др..

Слайд 5

Причины обращения Лермонтова к теме Отечественной войны 1812 г. - война 1812 г. со всей ясностью показала великую и грозную силу народа - подлинного победителя наполеоновских полчищ; - изображение героических событий того времени заключало, по словам Белинского, «жалобу на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» ; - 1812 г. и последовавшие за ним трагические для русского общества коллизии усилили внимание Лермонтова к Наполеону, личность которого своеобразно преломлялась в сознании и творчестве поэта.

Слайд 6

Поле Бородина Шумела буря до рассвета.. Пробили зорю барабаны, Восток туманный побелел... Шесть раз мы уступали поле врагу и брали у него На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Слайд 7

Два великана

Слайд 8

Бородино В 1837 г., в двадцатипятилетнюю годовщину Отечественной войны, Лермонтов написал свое знаменитое «Бородино». Стихотворение это является великим фактом русской литературы прошлого века, оно вошло в сокровищницу русской поэзии. Вопреки своему малому объему оно является в сущности целой поэмой об Отечественной войне 1812 г., поэма эта написана в духе народной песни и прекрасно воспроизводит живую народную речь. В этом стихотворении воплотилось многое из того, над чем упорно размышлял поэт в последние годы жизни: и раздумья об исторических путях своей родины, и опыт непосредственных наблюдений над жизнью крестьянской массы, народа, взятого в один из напряженных моментов его истории.

Слайд 9

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?

Слайд 10

Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие!..

Слайд 11

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют что ли командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»

Слайд 12

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

Слайд 13

Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!»

Слайд 14

...Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнуло перед нами, Все побывали тут.

Слайд 15

...И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...

Слайд 16

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..

Слайд 17

Вот смерклось. Выли все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили басурманы.

Слайд 18

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Слайд 19

- Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Слайд 20

Результаты -Искусство не только рассказывает о чем-то в образной форме, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. -Лермонтов художественным языком, языком эпитетов и метафор ярко и отчетливо передал великие события нашей истории 19 века. -Произведения М. Ю. Лермонтова вполне можно считать историческими источниками.

Слайд 21

редут – стоянка войск под открытым небом; мусью –человек другой веры, иноземец; картечь – оружие из стали особой закалки; лафет – квадратное земляное укрепление на поле; бивак – боевой станок, на котом закрепляется ствол артиллерийского орудия; кивер – солдат конного полка; булат – артиллерийский снаряд; улан – высокий головной убор из твердой кожи; басурман – сударь, господин; хват – трехгранная рогатина, посаженная на ружьё; штык –молодец, удалец, храбрец;

Слайд 22

Словарная работа редут – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; б асурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги. хват – молодец, удалец, храбрец. штык – трехгранная рогатина, посаженная на солдатское ружье для удара.



Предварительный просмотр:

Историческая тема в произведениях М.Ю. Лермонтова

Цели:

  • познакомить учащихся со смысловым  содержанием  текста стихотворений  «Два великана», «Поле Бородина», «Бородино»;
  • выявить, насколько произведения Лермонтова можно считать историческими источниками
  • развивать связную речь и мыслительные процессы: анализ и синтез;
  • воспитывать интерес к историческому прошлому России, патриотическое отношение к  своей Родине, чувство восхищения  героизмом простого народа.

Оборудование: презентация

Технология – проблемное обучение

Гипотеза урока -  стихи М . Ю. Лермонтова «Два великана», «Поле Бородина», «Бородино» можно считать историческими источниками.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Открывается слайд 1:

Поэт в России – больше, чем поэт….(Е. Евтушенко)

Сл 2. Озвучивание целей урока.

Сл 3. Гипотеза урока.

У нас сегодня необычный урок. Это урок-путешествие в 19 век, который был насыщен великими для нашей страны победами и творчеством великих людей, к коим мы причисляем в первую очередь М. Ю. Лермонтова. Сегодня мы  попытаемся совместить в  одном уроке науку и творчество, историю и литературу. Главная проблема, которую мы сегодня попытаемся решить, насколько произведения М. Ю. Лермонтова можно считать историческими источниками.

Итак, история – Отечественная война 1812 года, литература – стихи Лермонтова 2 великана, поле бородина, бородино…

Начнем с истории…

1Рассказ учителя..

Сл 4. 2. Причины обращения Лермонтова к героическим страницам русской истории многозначны. Лермонтов родился в год, когда русские войска победоносно завершили борьбу с Наполеоном. Лермонтову было 11 лет, когда на Сенатской площади произошло вооруженное выступление дворянских революционеров. Менее 50 лет отделяло Лермонтова от времени Пугачева. В 16 лет Лермонтов услышал об Июльской революции во Франции. Почти одновременно он стал свидетелем крестьянских волнений в России.
Эпоха 1812 г., особо интересовала Лермонтова.

Сл. 5  Во-первых, война 1812 г. со всей ясностью показала великую и грозную силу народа - подлинного победителя наполеоновских полчищ; во-вторых, изображение героических событий того времени заключало, по словам Белинского, «жалобу на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел»; в-третьих, 1812 г. и последовавшие за ним трагические для русского общества коллизии усилили внимание Лермонтова к Наполеону, личность которого своеобразно преломлялась в сознании и творчестве поэта.

Лермонтов, как известно, вырос и вращался в среде, в которой было много непосредственных участников освободительной войны против Наполеона и восстания 14 декабря 1825 г.
Отец Лермонтова принимал участие в военных действиях 1812 г., братья бабушки поэта - Дмитрий Алексеевич и Афанасий Алексеевич Столыпины - проявили себя в этой войне храбрыми и опытными военачальниками. О войне Лермонтов слышал дома, у своих друзей и знакомых, на лекциях в Московском университете, в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда был принят в ноябре 1832 г.
Наиболее сильное впечатление на юного Лермонтова произвели рассказы о Бородинской битве и пожаре Москвы.

После того, как поэт окончил военную школу, он стал служить   офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами.

Сл 6. Одним из ранних лермонтовских произведений, посвященных Бородинскому сражению, было стихотворение «Поле Бородина» (1831), в котором поэт выразил решимость русских отстоять родную землю.

Чтение стихотворения.

 Обратимся к нашей проблеме. Можно ли считать это стихотворение ист. Источником. С одной стороны образ лермонтовского героя лишен здесь исторической конкретности. Сюжетное повествование от первого лица не дает возможности читателю, безусловно, определить, кто этот человек: солдат или офицер, пехотинец или артиллерист («Мы... штыки вострили...» и «Я, голову подняв с лафета»).
 Его речь далека от разговорной, народной речи, которой проникнуто более позднее стихотворение «Бородино». В «Поле Бородина» встречаются книжные слова, навеянные поэзией Жуковского: «...вождь... перед полками», «могильной сени», «сынов полночи», «роковую ночь».
Но, несмотря на романтические условности, «Поле Бородина» выгодно отличалось от всего, что было написано об этом сражении раньше. В стихотворении «Поле Бородина» наряду с поэтическим вымыслом имеются реалистические подробности. Так, герой говорит, что в ночь перед сражением «шумела буря до рассвета». Однако в данном случае это не только художественная деталь, но и реальный факт. В «Записках» участницы сражения Н. А. Дуровой, опубликованных в журнале «Современник» (1836, т. III), сказано, что ночь перед Бородинским сражением была бурной и холодной («Холодный пронзительный ветер леденит тело мое... Вечером вся наша армия расположилась биваками близ села Бородина... В эту ночь... шалаш был сделан  и ветер свистал сквозь него, как сквозь разбитое окно...»).

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел...

Современники - участники сражения отмечали, что утра 24-26 августа были туманные. В августе по утрам на Бородинском поле и сейчас, как правило, долго стелется туман.
В 6 часов началось сражение: под прикрытием тумана французы заняли село Бородино. Однако попытка овладеть Багратионовыми флешами была отбита. В стихотворении рассказчик вспоминает: «Шесть раз мы уступали поле врагу и брали у него». В 7 часов утра начали атаку войска маршалов Нея и Даву. Ней захватил флеши, но к 9 часам утра был выбит войсками Багратиона. Через час, в результате кровопролитной схватки, флеши оказались опять у французов. В 11 часов, получив подкрепления, Багратион второй раз овладел флешами, но был смертельно ранен, а войска его понесли большие потери.
Непрерывным атакам подвергалась батарея Раевского: в 6 часов утра французы начали обстреливать ее из 120 орудий, в 10 часов ее безуспешно атаковала дивизия Брусье. В 11 часов атака была повторена при поддержке дивизии Морана, французы овладели батареей, но были выбиты благодаря действиям генерала Ермолова. В 15 часов французы вновь атаковали батарею; в бою с обеих сторон участвовало 35 тысяч солдат и около 300 орудий. В 16 часов русские вынуждены были отойти, но с наступлением темноты опять захватили прежние позиции. Батарею атаковали несколько раз и менее крупными силами. Боевые порядки воюющих стояли тесно на открытой местности, сражались упорно. Наполеон потерял убитыми 58 тысяч человек, русские - 44 тысячи. В стихотворении говорится об этом напряжении боя:

На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Есть архивные материалы, которые говорят, что Лермонтов использовал для этого стихотворения фактические данные. В одном из рукописных списков стихотворения  в конце имеется запись: «К обработке этого сюжета относится и сохранившаяся записка о Бородинском сражении «Le champ de Borodino» (записка на французском языке излагает рассказ о сражении). В другой тетради эта же записка подписана поэтом: «М. Lermontoff».
Таким образом, мы видим что стихотворение «Поле Бородина» вполне можно считать историческим источником!

Сл 7.  Отечественной войне 1812 г. посвящено и стихотворение Лермонтова «Два великана», в котором в фольклорно-аллегорических образах дана борьба русского народа против Наполеона.

Чтение стихотворения 

В 1832 г. Лермонтов присутствовал в Петербурге при установлении Александровской колонны на площади перед Зимним дворцом. Этот памятник  прославлял Александра I. На барельефе пьедестала бронзовая доска с надписью: «Александру Первому благодарная Россия». Установка Александровской колонны проходила торжественно в присутствии более ста тысяч войск и многочисленных масс народа. Стихотворение «Два великана» как бы противопоставляется  официальным торжествам, на которых Александра I прославляли как спасителя России и Европы.
К образу «Ивана Великого» - «старого русского великана», с которым захотел померяться силами заморский удалец, Лермонтов обратился не случайно. Он любил Москву и Московский Кремль, в противовес официальному Петербургу с его Александровской колонной, олицетворяет у поэта славу русского народа. Стихотворение написано в фольклорной традиции: сражение русской и французской армий представлено как единоборство богатырей. «Русский витязь», подобно былинному Илье Муромцу, обладает громадной физической силой. Ему достаточно было «тряхнуть главою», чтобы окончательно повергнуть своего врага.
Несмотря на то,  что стихотворение «Два великана»  не дает глубокого представления о сложных и напряженных событиях «отечественной войны, здесь впервые у Лермонтова появляется образ «униженного» Наполеона. Поэт называет его «трехнедельным удальцом», «дерзким», с «рукою дерзновенной». Характерно, что не только в «Бородине», но даже в «Поле Бородина» просто нет Наполеона. Образ романтического героя, каким представлял себе поэт Бонапарта, противоречил бы идее народной войны против захватчиков.
Вывод: Стихотворение «Два великана» не смотря на отсутствие прямых фактов также можно считать историческим источником…

Вопрос классу почему?

Сл 8. . В 1837 г., в двадцатипятилетнюю годовщину Отечественной войны, Лермонтов написал свое знаменитое «Бородино». Стихотворение это является великим фактом русской литературы прошлого века, оно вошло в сокровищницу русской поэзии. Вопреки своему малому объему оно является, в сущности, целой поэмой об Отечественной войне 1812 г., поэма эта написана в духе народной песни и прекрасно воспроизводит живую народную речь. В этом стихотворении воплотилось многое из того, над чем упорно размышлял поэт в последние годы жизни: и раздумья об исторических путях своей родины, и опыт непосредственных наблюдений над жизнью крестьянской массы, народа, взятого в один из напряженных моментов его истории.  Стихотворение начинается с вопроса, волновавшего всех русских патриотов: почему Москва была отдана неприятелю:

Впрочем, давайте послушаем..

Чтение стихотворения

С. 9 Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?


Москву в 1812 г. отдали французам, но не сдали. «Сдачи Москвы не было», - писал С. Глинка. Ростопчин в 1812 г. утверждал: «Москва была отдана за Россию, а не сдана на условиях. Неприятель не вошел в Москву - он был в нее впущен - на пагубу нашествия».

Воспроизведение Лермонтовым сюжетного повествования говорит о том, что поэт в момент написания «Бородина» зрело представлял себе не только внешнюю сторону, но и внутренние особенности войны 1812 г. Отступая перед численно превосходящим противником, русская армия вступала с ним в сражения, изматывая и уничтожая его силу:

С. 10 Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!..

Солдаты и офицеры русской армии жаждали генерального сражения, многие были недовольны отступлением. Армия и народ роптали, в стихотворении об этом сказано:

с.11 Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

С.12 Емко и лаконично передает Лермонтов настроение двух противостоящих лагерей в ночь перед решающим боем. Отношение к войне как к серьезному делу исключает всякую суету и праздность. В этом смысл следующих лермонтовских строк:

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Писатель Марлинский писал: «Солдаты заботливо чистили ружья, точили штыки и, готовясь к смерти, надевали чистые рубашки. Шепотом завещали они землякам отнести поклон: кто - к жене, кто - к брату, кто - благословение детям, если вынесет бог из сражения и службы. Многие менялись крестами и образами. «Крестовый брат! не выдай!»- говорили они друг другу, прощаясь.
«Братья товарищи! не поминайте лихом!»
Они знали, что завтра будут драться на пороге Москвы, а Москву каждый считал воротами в дом свой, но это не был страх, то не было отчаяние - то была гордая решимость умереть за свою отчизну, и умереть не напрасно».
Лермонтов устами старого солдата, которому он доверил повествование, говорит о единстве духа русского народа в Бородинскую битву:

С.13 Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Мысль Лермонтова следует читать так, что личное достоинство, отвага, признанные свойства русского человека, во всей своей силе раскрывшиеся на Бородинском поле, всеобщее единение перед лицом врага явились единственным условием возможности победы.

С.14...Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнуло перед нами,
Все побывали тут.

В атаке на батарею Раевского участвовали пехота и кавалерийские дивизии. Решающую роль в Бородинском сражении сыграла артиллерия: с русской стороны стреляло 640 орудий, со стороны французов - 507. На каждую минуту боя приходилось 100 выстрелов.

С.15...И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Хотя сам Лермонтов не был артиллеристом, как Л. Толстой, однако он хорошо знал о действиях артиллерии. Ф. Глинка в своих воспоминаниях приводит слова очевидца: «Русские пушкари были примерно верны своему долгу. Брали редуты, ложились на пушки и не отдавали их без себя. Часто, лишившись одной руки, канонир отмахивался другой». По свидетельству современника, утром 27 августа Наполеон, объезжая заваленное трупами поле, приказывал переворачивать тела павших, чтобы посмотреть, отчего погибали его солдаты. Почти все были скошены осколками артиллерийских снарядов.


С.16 Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..

«...Нет языка, - вспоминал Ф. Глинка в «Очерках Бородинского сражения», - чтобы описать эту свалку,  этот ужасный треск, это последнее борение тысячей!.. Тысячи расшибались на единицы, и каждая кружилась, действовала, дралась! Это была личная, частная борьба человека с человеком... и русские не уступили ни на вершок весов».


С.17 Вот смерклось. Выли все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

В «Поле Бородина» поэт сделал попытку показать бой не как действие героя и толпы, а как массовое сражение. Но у юного поэта Бородинская битва явилась одновременно ареной патриотической войны и воплощением демонической активности героя. В стихотворении же «Бородино» он развертывает поистине эпическую картину: исход сражения зависит от армии, всего народа, от духа этого народа. В «Бородине» герой руководствуется чувством верности и любви к родине, он готов отдать свою жизнь за нее. Готовность к подвигу отличает всю армию, весь народ:

С.18 Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

С.19
Вопрос классу : как вы считаете, какую мысль Лермонтов вложил в строки..

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

– Как старый солдат называет героев своего поколения? (Богатыри)
– Почему? 
(Он гордится ими, их победой)
– Кто такие богатыри? 
(Сильные люди, народные герои, которые защищали свою Родину)
– Как вы понимаете выражения: «плохая им досталась доля», «немногие  вернулись с поля»?
(Пришлось воевать, погибли).
– Как вы думаете, если бы не пришлось оставить Москву французам, отстояли бы её русские солдаты?
(Да).

Чем объясняется победа русских?

А теперь посмотрим, насколько внимательно вы читали стихотворение Бородино, там упоминается много терминов, связанных с военным делом. Проведем словарную игру.

Сл 19.
Сл 20.

Выводы по уроку.

Сегодня на уроке мы встретились с произведениями искусства. И как мы видим,  искусство не только рассказывает о чем-то в образной форме, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. Лермонтов художественным языком, языком эпитетов и метафор ярко и отчетливо передал великие события нашей истории 19 века.

Тем самым наша гипотеза подтвердилась. Произведения М. Ю. Лермонтова вполне можно считать историческими источниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Историческая тема в произведениях художников

Исторический жанр в искусстве. История народа в человеческих типах, характерах и коллизиях. Отражение красоты и величавости русского былинно- сказочного эпоса в произведениях отечественных художников....

Историческая тема в произведениях художников

Презентация к уроку по  теме....

Разработка интегрированного урока по теме "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".

Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина...

Урок-исследование на тему: Особенности изображения батальных сцен в произведениях А.С.Пушкина «Полтава», М.Ю. Лермонтова «Бородино», Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»

На данном уроке анализируется изображение батальных сцен в произведениях А.Пушкина, М.Лермонтова и Л.Толстого, определяется специфика их творческого метода....

Урок-исследование по теме «Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» в 8 классе

Открытый урок-исследование по теме « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» был проведен в 8 классе для участников районной творческой лаборатории педагогов «Технология проблемного обучения» с и...

Теоретический материал для серии уроков в 8 классе по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Данный материал предназначен для проведения цикла уроков  литературы в 8 классе...