Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием кейс-технологии "Человек в оккупации"
    методическая разработка (9, 11 класс)

    Найманова Светлана Анатольевна

    Мероприятие посвящено Великой Отечественной войне. Применение кейс-метода способствует формированию у учащихся собственной точки зрения о неоднозначности и противоречивости поведения человека в условиях войны. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon chelovek_v_okkupatsii.zip2.1 МБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка внеклассного мероприятия

    с использованием кейс-технологии

    Тема: Человек в оккупации

    Класс: 9, 11

    Вид кейса: обучающий

    Цель: охарактеризовать особенности оккупационного режима; показать неоднозначность и противоречивость поведения человека в условиях оккупации через решение конкретных ситуаций.

    Знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы:

    1. Способность к обобщению, анализу и восприятию информации;
    2. Умение использовать основные методы, способы и средства переработки информации
    3. Умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленять плюсы и минусы своей деятельности);
    4. Развитие творческих навыков.
    5. Умение вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов.

    Принцип построения занятия. В начале занятия ставится проблемный вопрос о выборе человека на войне. По опережающему заданию учащиеся выступают с докладами на тему «Молодогвардейцы», «Армия генерала Власова». Предполагается разделить класс на три группы, каждая из которых получит по кейсу: оккупационная политика агрессора; формы содействия советских граждан оккупационному режиму; формы противодействия населения оккупационному режиму. Обучающиеся должны ознакомиться с предложенным кейсом, сформулировать свое мнение по проблемному вопросу и обосновать его. Подвести итог занятию, ответив на проблемный вопрос.  

    Оборудование и оснащение урока:

    1. Средства ИКТ: компьютер, проектор.
    2. Наглядные пособия – задания
    3. Учебные материалы:
    1. Меморандум министерства по делам оккупированных восточных областей от 19 августа 1942 г.// Сборник материалов Нюрнбергского процесса над главными немецкими военными преступниками в двух томах/ под редакцией К.П. Горшенина, Р.А. Руденко и И.Т. Никитченко. Т.1. – М.: Юриздат, 1954
    2. Семенов Олег. Предатели-полицаи в годы Великой Отечественной войны// Совершенно секретно – 2015г. – 13 мая.
    3. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iremember.ru/memoirs/partizani/lavrentev-ulyan-romanovich/ (1.11.15)

    Задание

    Ситуация 1. Оккупационная политика агрессора

    «Славяне должны работать на нас. Они могут умереть, поскольку они нам не нужны. Они не должны иметь возможность пользоваться немецким общественным медицинским обслуживанием. Достаточно, если они будут уметь считать до 100. Тем более полезными они будут для нас. Что касается продовольствия, то они получат только то, что совершенно необходимо. Мы господа. Мы стоим на первом месте». (Из меморандума министерства по делам оккупированных восточных областей от 19 августа 1942 г.)

    Вопросы:

    1. Какими терминами можно определить политику гитлеровской Германии на оккупированных территориях Советского Союза? (шовинизм, антисемитизм, геноцид)
    2. Каких целей преследовало правительство Третьего Рейха на захваченных советских территориях? (уничтожение, выселение, порабощение местного населения)
    3. Насколько Гитлеру удалось воплотить теоретические планы господства на оккупированных советских территориях? Какие были просчеты в оккупационной политике фашистской Германии? (Несмотря на бесчеловечную политику Гитлера, проводимую на оккупированных территориях, советский народ не пал духом, а оказал достойное сопротивление в лице партизан. Именно жестокое обращение с гражданским населением и зверства, которые чинили отряды СС под руководством офицеров Рейха, повлекли за собой создание подпольных организаций, массовый отход к партизанам, чьи заслуги в победе немаловажны).  

    Ситуация 2. Содействие советских граждан оккупационному режиму.

    «На сотрудничество с немцами я пошел потому, что считал себя обиженным советской властью. До революции у моей семьи было много имущества и мастерская, которая приносила неплохой доход… Я думал, что немцы как культурная европейская нация, хочет освободить Россию от большевизма и вернуть старые порядки. Поэтому принял предложение вступить в полицию… В полиции были наиболее высокие оклады и хороший паек, кроме того, была возможность использовать свое служебное положение для личного обогащения…» (показания полицая Огрызкина, Бобруйск, 1944 г.)

    Вопросы:

    1. Какой мотив сотрудничества с оккупантами можно проследить в тексте? (Противники советской власти приход немцев воспринимали как возможность отомстить большевикам; возможность личного обогащения за счет соотечественников; возможность получить власть). Назовите другие возможные причины пособничества. (Военнопленные, для которых служба в немецкой полиции была способом выбраться из концлагеря и выжить; вынужденное вступление в связи с угрозой для родных; внедренные по заданию подпольных организаций для снабжения информацией о планах врага).
    2. Перечислите виды сотрудничества. (Хозяйственное – работа населения в промышленности и сельском хозяйстве; административное – участие советских граждан в деятельности созданных оккупационными властями местных органов управления; политическое – создание при покровительстве германских властей различных национальных комитетов; военное – участие советских граждан в военных действиях на стороне оккупантов). Какой из видов отмечен в тексте? (административное).
    3. Можем ли мы называть факт содействия гражданских лиц оккупантам термином «предательство», принятым в советской историографии? Ответ обоснуйте. (Однозначно определить факт содействия советского населения оккупантам как предательство и измена Родине мы не можем. Следует изучить проблему изнутри, уделяя внимание причине вступления в сотрудничество, а также типу последнего (добровольное или вынужденное).

    Ситуация 3. Противодействие населения оккупационному режиму.

    «Люди первое время не знали, кто такие партизаны и зачем они вообще нужны. Но как только пошли угоны молодежи в Германию, настроение окончательно переломилось. Люди стали давать продукты, помогать. Потянулась в лес молодежь. Однако в нашем отряде остро не хватало оружия и боеприпасов. На трех-четырех партизан имелась всего одна винтовка. А людей становилось все больше и больше: беглые военнопленные, местные хлопцы, которые постоянно просились в отряд. В течение года партизанский отряд «За Родину!» быстро набирал свою силу. Воевало около 100 партизан…» (из воспоминаний Лаврентьева Ульяна Романовича)

    Вопросы:

    1. Кто входил в состав партизанских отрядов? (Местное население, не довольное оккупационным режимом; военнопленные). С какими трудностями им пришлось столкнуться? (В начале войны не было отлаженной системы взаимодействия с центром; проблемы с вооружением и продовольствием; находились в прямом контакте с врагом; трудные жизненные условия).
    2. Перечислите известные Вам подвиги советских партизан. (Молодая Гвардия, подвиг Лени Голикова, Константина Чеховича, Матвея Кузьмича Кузьмина и др.)
    3. Что определило выбор местного населения, вступившего в ряды партизан? (Население на оккупированных территориях подверглось тяжелым испытаниям: порабощение, выселение, массовое уничтожение. Перед каждым стоял выбор: сотрудничать или сопротивляться, отдать землю своих отцов или бороться за нее любыми способами. Выбор вступивших в ряды партизан определяется личными качествами человека, любовью к Родине, ценностными ориентирами и т.п.).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

    Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

    Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

    Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

    Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....