1914 год:состояние нефтяной отрасли России и ее готовность к функционированию в условиях войны
статья по истории (9, 11 класс)

Лебедев Игорь Вадимович

Данная статья - результат исследования, проведенного в фондах музея истории РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Выступление было заслушано на IV Международной научно-практической конференции 27-28 ноября 2014 года и опубликовано в сборнике конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii_28.11.14.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на конференции 28.11.2014

Слайд

Текст

1

Первая мировая война была технической войной, в ходе которой основные участники применяли и на суше и на море виды вооружений, использующие двигатели внутреннего сгорания – это самолеты, танки, автомобили, мотоциклы. Для эффективного использования этих вооружений необходимы продукты переработки нефти и газа. В те времена первостепенное значение имел керосин. Наличие у армии возможности бесперебойно получать его для заправки самолетных двигателей определяло ее боеспособность. Так же в начале прошлого века перед учеными была поставлена задача извлечения из нефти других горючих фракций, которые можно использовать в двигателях. Внимание было обращено на бензин. Начались разработки технологий его получения из нефти и из нефтяного (природного) газа. В то же время на повестку дня становиться и проблема получения из нефти различных масел.

Вопрос об уровне развития нефтегазовой отрасли российской промышленности перед Первой мировой войной является одним из актуальных для создания целостного представления о возможностях обеспечить армию России горючим и смазочными материалами. Чтобы рассмотреть этот вопрос необходимо оценить не только разведанные запасы нефти и газа, но и понять каков был уровень и глубина переработки углеводородов, какими способами доставляли нефть и газ к перерабатывающим предприятиям, а продукты переработки непосредственно потребителю.

Важно так же отметить, что исследований, в которых были бы обобщены данные о состоянии и уровне развития отечественной нефтегазовой отрасли в целом по России накануне Первой мировой войны на данный момент нет. В советский период было не принято задаваться вопросами экономической составляющей  участия России в Первой мировой войне. Было вполне достаточно констатировать экономический кризис, вызванный войной и  подтвердить, что именно война привела к революционным событиям 1917 года. В постсоветский период до нынешнего времени не было случая обратиться в этой проблеме. И вот сейчас, в год столетнего юбилея начала этой героической и трагической эпопеи в истории России и всего человечества, есть возможность и необходимость рассмотреть данный вопрос.

Поскольку обобщенных данных по рассматриваемому вопросу нет, мы постараемся  проанализировать данные по наиболее значимым и давно разрабатываемым месторождениям, перерабатывающим заводам и транспорту нефти и газа в последние десятилетия XIX века и в первое десятилетие XX столетия. 

2

Одним из самых известных, разработанных и богатых месторождений нефти в России в конце  XIX – начале  XX века было Бакинское месторождение.

3

В начале XX в. нефтяные промыслы Бакинского нефтяного общества находились на Апшеронском полуострове в селениях Балаханы (60 дес.), Сабунчи (21 дес.), Сураханы (12 дес.), а также в Раманах, Биби-Эйбате, Карачухуре, Бюль-Бюле и Зыхе.

4

Добыча нефти обществом постоянно возрастала: в 1874/75 г. добыто 965702 пуда, в 1875/76 г. — 2,38 млн пудов, в1882/83г. —7,2 млн пудов,в 1888/89г. — 11,3 млн пудов,в 1890/91 г.— 18 млн пудов, в 1914 г. — 25 млн пудов (из 299 скважин). В 1874/75 г. в центральную часть России общество вывезло 373,4 тыс. пудов керосина, в 1875/76 г. — 727,8 тыс. пудов, в начале 1890-х гг. заводы остановлены.

5

Само общество было учреждено в 1874 г. (устав утвержден 18 января 1874 г.; действия открыты 9 июня 1874 г.; учредители — П.И. Губонин и В.А. Кокорев) с основным капиталом 2 млн руб., разделенным на 20 000 акций номиналом по 100 руб. Наиболее деятельно в финансировании общества участвовали Русско-Азиатский, Международный и Учетный банки. 

6

Акции Бакинского нефтяного общества относились к «излюбленным спекуляциею» бумагам. Общество было создано для «нефтедобычи и производства осветительных и других нефтепродуктов и торговли ими». В собственность общества при учреждении перешли некоторые принадлежавшие Кокореву лично и сообща с Губониным нефтеносные земли, нефтяные колодцы, суда и пр. 

7

Однако в начале 20 века уровень добычи нефти из «старых» скважин на Бакинском месторождении неуклонно падает. Не спасают и «новые» скважины. Диаграмма, обнаруженная в записях 1920 г. хорошо иллюстрирует эту ситуацию. Бакинское месторождение очевидно стареет. Возникает острая необходимость поиска и разработки залежей нефти в других регионах Прикаспия и России вцелом

8

В первые годы 20 века нефть бакинского месторождения играла ведущую роль во всех отраслях хозяйства. Из диаграммы видно, что во всех ведущих отраслях хозяйства большая или значительная часть потребностей в нефти покрывается именно из бакинского месторождения

9

Нефтепромышленное и торговое Общество под фирмой «Каспийское товарищество» было основано в 1886 г. (устав утвержден 8 сентября 1886 г., действия открыты 1 января 1887 г.) Учредителями товарищества стали братья Павел (Погос), Акоп, Аршак, Абрам Гукасовы (Гукасян). Целью общества объявлялось «содержание и развитие действий керосинового завода близ Баку, у Каспийского моря и нефтяных промыслов, находящихся на Балахано-Сабучинской даче, а также торговлей русской нефтью и продуктами из оной. Правление товарищества находилось в Баку. Состав правления (1901-1917 гг.): П.О. Гукасов (председатель), И.П. Тер-Маркосов, А.О. Гукасов. 

10

Всего в 1891 г. товарищество добыло 22,4076 млн пудов нефти, или 7,7% от общей нефтедобычи на Апшеронском полуострове. Этот уровень сохранялся на протяжении последующего десятилетия. В 1900 г. Каспийское товарищество располагало 60 буровыми скважинами на Сабунчах, в Романах и на Биби-Эйбате, 82 паровыми машинами и 23 буровыми станками; добыло 37,616 млн пудов нефти, или 6,2% от всей нефтедобычи на полуострове. Для транспортировки нефти с промыслов на заводе имелось два нефтепровода. Каспийское товарищество имело две собственные пристани на Бакинском рейде, паровой баркас и четыре нефтеналивные баржи. Общая численность рабочих Каспийского товарищества на промыслах и на заводе в 1910 г. — 2062 чел. 

11

Каспийское товарищество сотрудничало с крупнейшими в нефтяной промышленности производителями Нобелями и Ротшильдами, однако при этом стремилось к завоеванию собственных рынков сбыта, имело своего представителя в Великобритании; часто действовало совместно с фирмой «А.И. Манташев и К°».

12

Например, в 1902 г. вместе с ней создало в Великобритании фирму «Хоумлайт ойл К°», которая установила партнерские отношения с британской компанией «Бритиш петролеум». На внутреннем нефтяном рынке товарищество также стремилось преодолеть монополию Нобелей и Ротшильдов. Уступив в 1902 г. «Нобельмазуту» исключительное право продажи мазута в России, Каспийское товарищество создало по всей стране сеть продаж других нефтепродуктов — сбытовые подразделения в С.-Петербурге, Тифлисе, Екатеринодаре, Ростове- на-Дону, Царицыне и других городах. «Каспийское товарищество» входило в концерн «Russian General Oil». 

13

Нефтепромышленное и торговое Общество «А.И. Манташев и К°» — одна из наиболее крупных акционерных нефтепромышленных фирм в Российской империи — возникло в 1899 г. в результате преобразования торгового дома нефтепромышленника А.И. Манташева. 
Основной капитал Общества при учреждении — 22 млн руб. ; по-видимому, в результате упадка бакинской нефтяной промышленности (1905-1907 гг.) в 1911 г. уменьшился до 11 млн руб.; в 1913 г.— 20 млн руб.

14

Среди главных акционеров — Петербургский Международный, Русско-Азиатский, Сибирский торговый банки, а также предприниматели Т.В. Белозерский, И.О. Гукасов, С. Г. Лианозов, А.И. и Л.А. Манташевы, А.И. Путилов, «Г.М. Лианозова сыновья», Русское товарищество «Нефть». 
Правление Общества первоначально располагалось в Баку, затем — в С.-Петербурге. При своем основании Общество владело 147,7 десятиной нефтеносных земель, а также арендовало 25,6 десятины в Балаханах, Сабунчах, Раманах, Забрате, Биби-Эйбате (все близ Баку); добыча нефти накануне акционирования, в 1898 г., составляла 5 млн пудов. В 1911 г. оно владело 10 десятинами нефтеносных земель, арендовало 18 десятин, имело 183 скважины, из них 126 производительных; в 1915 г. — соответственно 10 и 25 десятин. Обществу также принадлежали в Баку керосиновый завод и механическая мастерская в Забрате, где изготовлялось оборудование для собственных скважин и заводов, а также склады и наливные станции в 34 населенных пунктах в России  и в 15 населенных пунктах в Египте, ящичный завод в Батуме (ежегодная производительность — 8 млн жестяных и 4 млн деревянных ящиков), нефтепровод протяженностью около 50 верст. Стоимость имущества Общества составляла: 31,4 млн руб. в 1909 г.; около 29 млн руб. в 1915 г. 

15

По добыче бакинской нефти — 49,2 млн пудов в 1904 г. — Общество уступало только фирме Нобелей и Каспийско-Черноморскому нефтепромышленному и торговому обществу. Общество продавало нефть и нефтепродукты в Российской империи, а также экспортировало их, главным образом керосин, через Батум.

16

Добыча нефти Обществом постоянно снижалась: 49,2 млн пудов в 1904 г., 25,3 млн в 1907 г., 23,6 млн в 1913 г., 15,2 млн в 1915 г. В 1908 г., в связи с новым понижением цен, Общество постиг кризис: доход превысил расход на 169,2 тыс. руб., дивиденд не выплачивался. В дальнейшем финансовые показатели Общества были неравномерными.

В 1912 г. Л.А. Манташев продал Петербургскому Международному и Русско-Азиатскому банкам контрольный пакет акций Общества (22 тыс. акций, 50% капитала), что означало присоединение Общества к Русской генеральной нефтяной корпорации (РГНК). Взамен Обществу Манташева было передано не менее 35 тыс. акций РГНК. С включением в состав РГНК Общество Манташева отошло на вторые роли: неуклонно падала его нефтедобыча, фактически прекратилась экспортная деятельность в Египте и на Дальнем Востоке, часть производственных мощностей была сдана в аренду фирме Лианозовых. Со второй половины 1916 г. осуществлялась постепенная интеграция Общества Манташева вместе с частью предприятий «Russian General Oil» в состав концерна Нобелей. 

Устав "Товарищества нефтяного производства братьев Нобель" — крупнейшей нефтяной компания Российской империи — был утвержден в 1879 г. Товарищество создавалось для «содержания и распространения действий перегоночного завода, находящегося в Баку и принадлежащего купцам Людвигу и Роберту Нобель, а также разработки и добывания нефти в других местах империи». 
Основателями компании были выходцы из Швеции братья Альфред, Людвиг и Роберт Нобели. Еще в 1874 г. они арендовали бакинские нефтеносные земли, а в 1875 г. купили небольшой керосиновый завод в Баку и серьезно модернизировали его. К моменту учреждения компании семейное предприятие Нобелей располагало нефтеносными землями в Баку (8,5 десятины), 8 буровыми скважинами, нефтеперегонным заводом, первым в России трубопроводом от промыслов к заводу и Бакинскому порту, первыми в России вагонами-цистернами, а также складами нефтепродуктов в Царицыне.

17

Основной капитал Товарищества при учреждении — 3 млн руб. (Людвигу Нобелю принадлежало акций на 1610 тыс. руб., Роберту — на 100 тыс. руб., Альфреду — на 115 тыс., партнеру Нобелей по прежней деятельности П.А. Бильдерлингу — на 930 тыс. руб.). В 1880 г. акционерный капитал увеличен до 4 млн руб., в 1881 г. — до 6 млн, в 1882 г. — до 10 млн, в 1884 г. — до 15 млн руб. и оставался таким до 1912 г. В 1916 акционерный капитал Товарищества «Братья Нобель» был увеличен до 45 млн руб.
До 1888 г. правление компании возглавлял Людвиг Эммануил Нобель, после смерти которого пост председателя занял его сын Эммануил Людвиг Нобель, который и оставался во главе компании вплоть до 1917г. 

18

До начала XX в. добыча нефти Товариществом «Братья Нобель» быстро росла; максимальной за все годы добыча нефти у Товарищества была в 1899 г.: 171 скважина дала 93 260 тыс. пудов, что составляло 17,7% общероссийской и 8,6% мировой нефтедобычи. Товарищество всегда было основным поставщиком керосина на внутреннем рынке: в 1899 г. — 50,1 % всего общероссийского потребления, в 1905 г. — непревзойденный максимум в 69,7%. В конце XIX - начале XX в. завод по производству смазочных масел, принадлежавший Товариществу, был крупнейшим в мире; в значительной мере производство было ориентировано на экспорт. 
С конца 1890-х гг. в поставке нефтепродуктов на внутренний рынок преобладали две фирмы — Товарищество «Братья Нобель» и «Мазут» Ротшильдов; в 1901 г. их совместная доля в общем вывозе по Каспийскому морю составляла: по керосину — 43%, по нефтяным остаткам (мазуту) — 43,5%, по смазочным маслам — 67,5%. Начиная с 1903 г. обе фирмы заключили ряд соглашений (по керосину, мазуту, нефти, бензину) о ценах, долях участия, совместной покупке нефтепродуктов у мелких предприятий, порядке транспортировки и т.п.; в отдельных районах даже создавались общие продажные конторы. Компания успешно действовала на внешнем рынке. Склады Товарищества «Братья Нобель» имелись в Марселе, Антверпене, Гамбурге, Лондоне, других зарубежных городах. К 1909 г. в заграничные торговые операции компании было вложено 5 млн руб. 

В 1909 г. Товарищество располагало 132,5 десятины нефтеносных земель. Добыча нефти составляла: в 1911г. — 66,8 млн пудов (11,96% общероссийской добычи), в 1913 г. — 68,4 млн (12,12%), в 1915 г. — 65,9 млн (11,53%). В 1913 г. общее число рабочих Товарищества «Братья Нобель» на всех производствах — свыше 2,5 тыс. чел. 
В 1911 г. получено разрешение на увеличение акционерного капитала компании до 30 млн руб.

К 1917 г. в финансово-промышленную группу Товарищества «Братья Нобель» входило около 20 нефтепромышленных и пароходных компаний Российской империи, в т.ч. Челекено-Дагестанское нефтяное общество, Товарищество минеральных масел «В.И. Рагозин», Нефтепромышленное и торговое общество «Колхида», Пароходное и торговое общество «Кама». Завод фирмы «Людвиг Нобель» в С.-Петербурге производил паровые машины, нефтеоборудование, двигатели внутреннего сгорания. 

19

Известно, что Россия занимала в начале XX века 1 место в мире по добыче нефти. Однако,  обеспечить свои потребность в газе для освещения городов Россия не могла. В 1913 году в России была произведено 17 млн. кубометров искусственного газа из твердого топлива на специализированных газопроизводящих заводах .Такого объема не хватало даже для освещения центральных улиц крупных городов России . В тот же период в России была заложена первая промышленная скважина для добычи природного, так называемого, нефтяного газа на бывшем участке В.А. Кокорева в Сураханах. Работы проводило  Бакинское общество. В 1902 г. скважина давала в сутки 33000 кубометров газа.  В 1906 году была пробурена еще одна газовая скважина на месторождении «Дагестанские огни» под Дербентом. В 1909 году было внесено И.Н. Стрижовым предложение о строительстве газопровода из Грозненского газового месторождения в город для продажи газа населению и отопления города. В то же докладе И.Н. Стрижов высказал предположение о возможности получать из нефтяного газа бензин. Но дальше академических споров и лабораторных исследований дело тогда не пошло.

20

В начале XX века получила развитие нефтедобыча в Прикарпатье. С переходом на современные способы бурения Прикарпатское нефтяное месторождение в 1909 году стало давать до 2 млн. т. нефти в год. А в 1912 году в Прикарпатье был построен газопровод из Борислава до Дрогобыча протяженностью 12 км. С 1863 года здесь действует нефтеперегонный завод в Дрогобыче, который в 1901 году был куплен акционерным общество «Англо-Галиция». А к 1906-1907 года в Западной Украине работало уже более 60 мелких  заводов, перерабатывавших более 1 млн. т. нефти в год.

21

В то же время на востоке, в Средней Азии, действуют нефтеперерабатывающие заводы в Узбекистане у станции Алты- Арык (с 1909 г.).

В 1911 году первый нефтяной фонтан забил на Доссорском месторождении на Урале, предполагалось, что месторождение сможет давать до 1 млн. тонн нефти в год.

Активно развивается трубопроводный транспорт: 1907 г – начинает свою работу керосинопровод Баку – Батуми; 1914 г. – начал качать нефть нефтепровод Баку – Петровск-Порт (Махачкала)

Из приведенных данных видно, что уровень развития нефте- и газодобычи в России накануне Первой мировой войны был очень высок и быстро развивался. Можно было быть уверенным, что Россия сможет сохранить лидирующие позиции в мире еще долгие годы. Однако, масштабы и глубина переработки нефти и газа серьезно отставали от потребностей страны и армии. Основные нефтеперерабатывающие предприятия и трубопроводный транспорт принадлежали иностранным  или совместным кампаниям, значительная часть добытой нефти отправлялась за рубеж. Таким образом, можно сделать вывод, что при наличие огромного потенциала в нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем секторе российского хозяйства надежды на полное удовлетворение потребностей армии и страны в нефтепродуктах вряд ли оправдаются в ходе Первой мировой войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 9 классе "Нефтяная промышленность России"

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым наш пери...

Нефтяная промышленность России

Данный урок посвящен нефтяной промышленности России. В ходе урока определяется место России в мире по запасам и добыче нефти на основе анализа статистических материалов учебника; обсуждается история с...

"Современное состояние рыбной отрасли на Ямале"

в статье приведена подробная характеристика современного состояния рыбной отрасли на Ямале...

Презентация "Нефтяная промышленность России"

Нефтяная промышленность России...

Анализ экономического состояния рыболовной отрасли

Анализ экономического состояния рыболовной отрасли, исследовательская работа студентов к научно-практической конференцииВ. В.  Бацаценко, студентка группы Б-2Научный руководительЮ. В. Макарова, п...

Современные технологии обеспечения безопасности на предприятиях атомной отрасли России

В наше время АЭС – это один из самых выгодных способов получения энергии.Высокий технический уровень надежности современных атомных станций в совокупности с хорошо подготовленным персоналом, кот...