Урок "Общественное движение при Александре I"
план-конспект урока по истории

Карлова Елена Вячеславовна

Урок "Общественное движение при Александре I"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvennoe_dvizhenie_pri_aleksandre_pervom.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа»

                                                                             

 

Учитель: Карлова Е.В.

Тема: «Общественное движение при Александре I»

Цели урока:

- показать учащимся причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти 19 века;

- развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать исторические источники и делать выводы на основе анализа документов;

- воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны, гордость за истинных и верных сынов Отечества.

Оборудование:  учебник А. А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России: 19 век», рабочие тетради,  презентация, текст «Конституции» Муравьева, текст «Русской правды» Пестеля.

Урок требует индивидуальной  предварительной подготовки.  Учащиеся готовят сообщения: Александр Николаевич Муравьев, Сергей Петрович Трубецкой, Кондратий Федорович Рылеев, Сергей Иванович Муравьев-Апостол, Матвей Иванович Муравьев-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Петр Григорьевич Каховский, Сергей Григорьевич Волконский, Павел Иванович Пестель, Никита Михайлович Муравьев

Ход урока:

 Учитель: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня открытый урок по теме: «Общественное движение при Александре I».        

слайд 1- название темы

Откройте тетради и запишите тему урока.

Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Что же такое общественное движение?

Общественное движение – тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах.

слайд 2- общественное движение

Запишите в тетрадь определение термина.

Впервые в истории России общественное движение приобрело организованные формы: кружки и тайные общества. Основу деятельности их участников составляли либеральные идеи. Что такое либерализм? Каковы его основные идеи?

Распространение либеральных идей началось в России со времен Екатерины Второй. Она вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма 18 века. С кем из идеологов либерализма переписывалась Екатерина Вторая? Каковы их основные идеи?

В конце своего правления Екатерина Вторая сама начала гонения на либералов и запретила распространение либеральных идей в России.  Почему Екатерина Вторая запретила распространение либеральных идей в России?

Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России.  Что привлекло российское офицерство во время заграничного похода?

Молодые дворяне вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества.

Император Александр Первый тоже проникся либеральными идеями. Вернувшись из Европы, он поручил разработку законопроектов по подготовке Конституции и отмене крепостного права. Какие проекты реформ были созданы при Александре Первом? Почему Александр Первый не принял их?

Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их наиболее нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков.

Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» - 1816-1818гг. Запишите в тетрадь.

 слайд 3 - «Союз спасения»

Его основателем был  молодой полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев.

Сообщение учащегося об А.Н. Муравьеве

слайд 4 – А.Н. Муравьев

 В «Союз спасения» входило 30 человек. Среди известных членов были Сергей Петрович Трубецкой и Кондратий Федорович Рылеев.

Сообщения учащихся о С.П. Трубецком и К.Ф. Рылееве

слайды 5-6 – С.П. Трубецкой и К.Ф. Рылеев

Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия.

 слайд 7 – цели

Свою задачу видели в поддержке правительства.  Но время от времени в их рядах звучали призывы к заговору и цареубийству. Это привело к противоречиям между членами. В 1818г. «Союз спасения» был распущен.

Был создан «Союз благоденствия» - 1818-1821гг.

Запишите в тетрадь.

слайд 8 – «Союз благоденствия»

«Союз благоденствия» насчитывал около 200 членов. Во главе были Александр Николаевич Муравьев, Сергей Петрович Трубецкой, Кондратий Федорович Рылеев,  Сергей Иванович Муравьев-Апостол, Матвей Иванович Муравьев-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Петр Григорьевич Каховский, Сергей Григорьевич Волконский.

Сообщение учащегося  о С.И. Муравьеве-Апостоле

слайд 9 – С.И. Муравьев – Апостол

Сообщение учащегося о М.И. Муравьеве-Апостоле

слайд 10 – М.И. Муравьев-Апостол

Сообщение учащегося о М.П. Бестужеве-Рюмине

слайд 11 – М.П. Бестужев-Рюмин

Сообщение  учащегося о П. Г. Каховском

слайд  12 -  П.Г. Каховский

Сообщение учащегося о С.Г. Волконском

слайд 13 – С.Г. Волконский

Программа «Союза благоденствия» была изложена в уставе, получившим название «Зеленая книга». Выступали против крепостничества и самодержавия.

слайд 14 – программа

«Союз благоденствия» был распущен, когда стало ясно, что правительство Александра  Первого отказалось от реформ.

Возникли новые организации. В 1821г. Возникло «Южное общество».

Запишите в тетрадь.

слайд 15  - «Южное общество»

Это общество объединяло офицеров второй армии, размещенной на Украине. Руководителем был Павел Иванович Пестель.

Сообщение учащегося о П. И. Пестеле

слайд 16 – П.И. Пестель

В «Южное общество» входили Сергей Григорьевич Волконский, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Сергей Иванович Муравьев-Апостол.

 Программу «Южного общества» разработал Пестель в 1822г. Он назвал ее «Русская правда».

слайд 17- «Русская Правда»

Руководящим органом «Южного общества» была коренная управа.

В1821г. в Петербурге возникло «Северное общество».

Запишите в тетрадь.

слайд 18 – «Северное общество»

Его возглавлял Никита Михайлович Муравьев.

Сообщение учащегося о Н.М. Муравьеве

слайд 19 – Н.М. Муравьев

В «Северное общество» входили Кондратий Федорович Рылеев, Петр Григорьевич Каховский, Сергей Петрович Трубецкой и другие. Идеи большинства членов общества нашли выражение в «Конституции» Н.М. Муравьева.

слайд 20 – «Конституция»

Работа в учащихся в группах. Учащиеся делятся на две группы.  Первая группа работает с текстом «Русской правды», вторая – с текстом «Конституции». Вопросы для работы:

 - крестьянский вопрос

 - политическое устройство России

Обсуждение вопросов.

Несмотря на тайный характер организаций, правительство имело немало сведений об их деятельности. В 1822 г. принят специальный указ о запрете тайных обществ. Александр Первый знал  о наличии тайных офицерских организаций, имена руководителей.  За несколько дней до смерти он приказал арестовать некоторых участников движения.  

Вопросы для закрепления изученного материала:

1.Что такое общественное движение?

2. Каковы особенности общественного движения при Александре Первом?

3. Какие тайные общества возникли при Александре Первом? Назовите их руководителей.

4. Дайте характеристику программам  тайных обществ.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Конституция

Глава I.

 О народе Русском и правлении

  1. Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

Глава III.

 О состоянии, личных правах и обязанностях Русских.

13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле Русской, становится свободным.

23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.

24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим.

25. Крестьяне экономические и удельные будут называться общими владельцами равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами, поелику земля, на которой они живут, представляется им в общественное владение и признается их собственностью.  

27. Поселяне, живущие в арендных имениях (владениях) равно делаются вольными, но земли остаются за теми кому они были даны, и по то время, по которое были даны.

 Глава IV.

О России.

43. В законодательном и исполнительном отношениях вся Россия делится на 13 Держав

Глава VI.

О народном Вече

59. Народное Вече, состоящее из верховной Думы и Палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.

Глава IX.

О власти, преимуществах Народного Веча и составлении законов.

78. Народное Вече собирается, по крайней мере, раз в год.

 81. Заседания обеих Палат публичные.

 92. Народное Вече имеет власть постановлять и отменять законы судные и исполнительные, то есть:

1) Издать для России Уложение Гражданское, Уголовное, Торговое и Военное, уставить Учреждения по благочинию и правила судопроизводства и внутреннего управления присутственных мест.

2) Объявлять законом в случае нашествия или возмущения, что такая область находится на военном положении и под военными законами.

3) Обнародовать закон о Всепрощении.

4) Распускать правительственные собрания Держав в случае, если бы оные преступали пределы своей власти, и повелеть избирателям приступить к новым выборам.

5) Объявлять войну.

6) Устройство, содержание, управление, расположение и движение войск сухопутных и морских, система укрепления пределов, берегов, пристаней, набор, пополнение войск и внутренняя стража зависят от узаконении Народного Веча.

7) Налоги, займы, поверки расходов, пенсии, жалованья, все сборы и издержки, одним словом, все финансовые меры. Но оно не может утвердить никакой бюджет более, нежели на два года.

8) Все меры Правительства о промышленности, о богатстве народном, учреждения ямов, почт, содержание сообщений сухопутных и водяных, заведение новых, учреждение банков.

9)Покровительствует Наукам и полезным Искусствам, дает сочинителям и изобретателям исключительное право пользоваться определенное число лет их сочинениями и изобретениями. Имеет право предлагать Держ. Прав. собраниям повсеместное преподавание Закона Божия, языка Российского, Общественного Устава и Военных Наук, но отнюдь не может ограничивать в сем смысле свободы оных и частного преподавания.

10) Постановления правил награждения для гражданских чиновников, устройство порядка службы во всех отраслях управления и статистические отчеты всех частей правительства.

11) Получая донесение Министра, в случае болезни телесной или нравственной Императора, кончины или отреченья объявляет регентство или провозглашает Наследника Императором.

12) Избирает Правителей Держав.

Глава VII.

О Палате Представителей, о числе и выборе Представителей.

60. Палата представителей составлена из Членов, выбранных на два года гражданами Держав.

66. До тех пор назначается число представителей 450. Каждые 2 года последний вторник сентября месяца имеют быть сходки для выбора народных представителей под председательством уездных или поветовых и тысяцких и их помощников.

 72. Палата представителей сама избирает своего председателя, она одна пользуется правом предавать суду Сановников Империи.

Глава VIII.

О Думе верховной.

73. Верховная Дума состоит из трех граждан каждой Державы, двух граждан Московской области и одного гражданина Донской области. Всего - 42 члена. Члены Верховной Думы избираются правительственными сословиями Держав и областей, т.е. обеими соединенными в одно место палатами выборных и Державными Думами.

75. Условия, необходимые, чтобы быть Членом Верховной Думы, суть:

* 30 лет возраста,

* 9 лет гражданства в России для иностранца и жительство во время избрания в той Державе, которая его избирает,

* недвижимого имения ценою на 1500 фунтов чистого серебра или движимого на 3000 фунтов чистого серебра.

76. Дума избирает сама своего председателя, наместника председателя и прочих своих чиновников.

 77. Верховной Думе принадлежит суд над министрами, верховными судьями и всеми прочими сановниками Империи. Дума участвует вместе с Императором в заключении Мира, в назначении судей верховных судебных мест, Главнокомандующих сухопутных и морских сил, корпусных командиров, начальников эскадр и Верховного Блюстителя.

Глава X.

О верховной исполнительной власти.

101. Император есть: Верховный Чиновник Российского Правительства. Его права и преимущества суть:

1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.

3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждать ее ко вторичному рассмотрению закона.

4) Он Верховный Начальник сухопутной и морской силы.

5) Он Верховный Начальник всякого отделения Земских Войск, поступающего в действительную службу Империи.

6) Он может требовать письменного мнения главного чиновника каждого исполнительного департамента о всяком предмете, с его обязанностью сопряженном.

7) Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и с согласия Верховной Думы, лишь только две трети присутствующих Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число Верховных законов.

8) Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех ея отношениях с иностранными Державами. Он назначает всех чиновников, о которых не говорено в сем Уставе.

9) Не может однако же помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние Граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча Народного условия напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России.

10) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной Думы.

11) Он наполняет все места, сделавшиеся свободными, когда Народное Вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам Грамоты на сии места, которые имеют силу до окончания первого съезда Думы.

12 Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом Приказе Главу, как-то:

1) Главу казначейского Приказа  

2) Главу Приказа сухопутных сил

3) Главу Приказа морских сил

4) Главу Приказа внешних сношений.

13) Он обязан при каждом съезде обеих Палат доставлять Народному Вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которые ему покажутся необходимыми или приличными.

14) Он имеет право созывать обе Палаты и Верховную Думу в случае переговоров или суда.

15) Не может употреблять войска во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному Вечу. которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия в необходимости Военного положения.

16) По востребованию его обе Палаты разбирают его предложение в тайном совещании, ежели сие покажется ему нужным.

17) Если бы Палаты не согласились между собой на время отсрочки их заседаний, то он может отсрочить оные, но не более, как на три месяца.

18) Он принимает послов и уполномоченных иностранных Правительств.

19) Наблюдает за строгим исполнением общественных законов.

20) Дает Грамоты назначения всем Чиновникам Империи.

 

П. И. Пестель 

Русская правда

или

Заповедная Государственная Грамота Великаго Народа Российскаго

служащая

Заветом для Усовершенствования Государственнаго Устройства России

и Содержащая

Верный Наказ как для Народа так и для Временнаго Верховнаго Правления.

… 4) Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие – гражданское.

7) Правительство разделяется на законодательную и верховную исполнительную. Первая поручается – Народному Вечу, вторая – Державной думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов.

9) Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на пять лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами.   …. Народная веча есть одно целое. … Вся законодательная власть в ней обретается. …. Никто не может распустить  Народной вече. Она представляет волю в государстве, душу народа.

10) Державная дума состоит из пяти членов, народом выбранных на пять лет. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором.

11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами.Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном ни в исполнительном порядке. …. Народная веча препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное….

 4) Россия есть Государство Единое и Неразделимое. …  Неразделимыми называются те в коих все части или области Государство составляющия, одну общую Верьховную Власть, один образ Правления и одни Законы имеют и признают и в коих ни одна область не имеет права частно для себя издавать Законы и Постановления.

…. средства состоят в разделении земель…. На  две половины…. Одна половина получит именование общественной, другая – земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может. Она будет предназначена для доставления необходимого всем гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные бубут принадлежать казне или частным лицам, обладаюим оными с полною свободою и право имеющим  делать из оной что им угодно. Сии земли будут предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставлению изобилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая работа "Общественное движение при Александре 1" 8 класс

практическая работа содержит таблицы по теме "Общественное движение при Александре 1", выполненные с выпощью технологии критического мышления - прием фишбон...

Общественное движение при Александре 1

—Зарождение организованного общественного движения—Тайные общества : «Союз спасения», «Союз благоденствия»—Южное  общество—Северное общество...

Урок истории в 8 классе.Общественное движение при Александре 1

В работе содержится: ход урока и презентация в виде слайдов,которые могут быть использованы в ходе урока....

Тест "Общественные движения при Александре II"

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа. Два варианта заданий с ответами....

Общественное движение при Александре 1

Раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания. Познакомиться с личностями, входившими в тайные общества; проанализировать основные иде...

общественное движение при Александре I

разработка плана - конспекта урока для учеников 8 класса по итсории Отечества...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Общественное движение при Александре I» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМАТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение....