Урок истории в 8 классе.Общественное движение при Александре 1
методическая разработка (история, 8 класс) по теме

Рыжова Ольга Ильинична

В работе содержится: ход урока и презентация в виде слайдов,которые могут быть использованы в ходе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.i.r.obshch_dv.pri_a1.docx39.82 КБ
Файл obshchestvennoe_dvizhenie_pri_aleksandre_i.pptx443.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Общественное движение при Александре I.

Тип урока: работа над новым материалом.

  1. Цели: Образовательные:
  1. раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания
  2. познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;
  3. проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;
  4. изучить цели и планы декабристов

2. Развивающие:

  1. Развивать наглядно-образное мышление учащихся;
  2. Формировать умение работать с таблицами;
  3. Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

3. Воспитывающие:

  1. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
  2. Воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.

Оборудование: портреты декабристов; карточки с текстами из программных документов Северного и Южного обществ («Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля);

компьютер,слайды

Предварительная подготовка: ученики готовят небольшие сообщения по биографиям декабристов, учат стихи К.Ф. Рылеева; один из учащихся готовит доклад на тему «Влияние Отечественной воины 1812 г. и заграничных походов на формирование взглядов декабристов»,презентацию о декабристах

Ход урока

Постановка перед учениками задачи:определить тему о которой будем говорить на уроке.Посмотрите на доску,слайд 1вспомните задания ,которые вы выполняли дома.Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня говорить?

  1. Работа над новым материалом

На доске 2 слайд: тема  урока  и  план. учащиеся  записывают  в  тетрадях.

1. Предпосылки возникновения движения декабристов.

В начале ХГХ в. Россия вышла победительницей из тяжелого противостояния с наполеоновской Францией и содействовала освобождению от иноземного господства некоторых европейских народов. Однако успехи имели и оборотную сторону: в стране был законсервирован существовавший строй, сохранялось крепостное право. Продвижение по пути прогресса оказалось замедлено.

В этих условиях вопрос о необходимости преобразований тайно и открыто обсуждался в высших слоях общества.

(Ученик читает доклад об участии будущих декабристов в Отечественной войне 1812 г. и в заграничных походах, о влиянии этих событий на их мировоззрение.Учащиеся под руководством учителя формулируют выводы о влиянии российской действительности и внешних факторов на взгляды будущих участников революционного движения.)

2.        Преддекабристские организации — «Союз спасения» и «Союз благоденствия»;

Слайд3,слайд 4.Первые  тайные организации

(Учитель объясняет,

Слайд 5.Тайные организации .Посмотрите и перечертите в тетрадь таблицу.По ходу рассказа об обществах вы должны заполнить таблицу.

3.        Северное и Южное общества.

(Учитель рассказывает о создании тех тайных обществ, члены которых участвовали в восстаниях в декабре 1825 г. и в январе 1826 г. Рассматриваются программные документы Северного и Южного обществ

В 1816 г. возникло первое тайное общество в России — «Союз спасения». Его организатором стал полковник Гвардейского Генерального штаба А. Н. Муравьев. В «Союзе спасения» числилось 30 офицеров, почти все они принадлежали к титулованным дворянским семьям, все имели блестящее образование, владели несколькими языками.

Что же хотели эти молодые дворяне, старшему из которых, С. П. Трубецкому, исполнилось всего 27 лет? Они выступали за введение в России Конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Члены «Союза спасения» требовали также ликвидации военных поселений. Они были убежденными монархистами. Народу заговорщики не доверяли и боялись его бунтарской стихии. Ужасы народной революции, как говорили они, страшили их.

    В Москве гвардейская молодежь создала новое тайное общество — «Союз благоденствия».

В «Союзе благоденствия» состояло уже более 200 человек. Его программе симпатизировали не только широкие круги просвещенных офицеров и нарождавшейся русской интеллигенции, но и высокопоставленные молодые люди — придворные и чиновники. Среди приверженцев идеям «Союза благоденствия» были даже люди, близкие к царю, в том числе его молодые генерал-адъютанты.

Когда через одного из них Александру I стало известно о создании тайного общества в России, о его программе и даже о составе участников, император отнесся к этому сдержанно. Не мне карать, — сказал он, а потом пояснил, что подобные взгляды он и сам исповедовал в молодости.

 «Союз благоденствия» просуществовал чуть больше прежнего тайного общества.

В России восстал Семеновский полк, и некоторые члены «Союза благоденствия», служившие там, были разосланы по обычным армейским частям.

Двое из них, настроенные наиболее революционно — С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин, оказались в Черниговском полку, на Украине. Там же, на юге, появился и П. И. Пестель, ставший командиром Вятского полка.

По существу, тайное общество переживало кризис. Все большее количество его членов требовали решительных действий, склонялись к ликвидации в России монархии и объявлению страны республикой, а также к революционному военному перевороту. Другие настаивали на проведении умеренной линии переустройства страны. В 1821 г. «Союз благоденствия» объявил о самороспуске. Обе стороны решили идти своим путем.

Образование Северного и Южного тайных обществ.

В 1821 г. возникло Южное общество. Его руководителем стал полковник Павел Пестель..

Через год, в 1822 г., было организовано Северное общество, во главе которого стояли Н. М. Муравьев, брат А. М. Муравьева, основателя «Союза спасения», С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский, другие члены «СоюзаСпасения»

4.Рассматриваются программные документы Северного и Южного обществ.

 Ребятам раздаются карточки с отрывками из «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституций» Н.М. Муравьева. Ученики читают вслух и анализируют тексты источников, сопоставляют их. В частности, обращается внимание на различия методов достижения поставленных целей.

 Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля

Документ 1

Из «Конституции государственного завета» П. И. Пестеля:

<...> 4) Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие - гражданское. <...>

  1. Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.
  2. <...> Верховная власть разделяется на законодательную и верховно исполнительную. Первая поручается Народному Вечу, вторая -Державной думе. Сверх всего нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов,
  3. Народная веча состоят из народных представителей, выбранных народом на 5
    лет. Каждый" год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. <...> Народ
    ная веча есть одно целое<...> Вея законодательная власть в ней обретается. <...>
    Никто не может распустить Народной в«чи. Она представляет волю в государстве,
    душу народа.        .        *•

10)        Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. <. . .>

Н) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном ни в исполнительном порядке. <...> Народная веча препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное <...>

Документ 2

Иэ «Русской правды» П. И. Пестеля:

Россия есть государство единое и неразделимое. <...> Государства бывают или неразделимые, или федеративные. Неразделимыми называются те, в коих все части или области, государство составляющие, одну общую Верховную Власть, .один образ правления, одни законы имеют н признают и в коих ни одна область не имеет право частно для- себя издавать законы и постановления.

Федеративными же называются те государства, в которых области, хотя и признают общую над собой Верховную Власть н обязываются совокупно действовать во всех сношениях внешних, но при всем том право свое сохраняют законы делать и постановления издавать для собственного своего внутреннего гражданского и политического образования и устраивать свое правление по частному своему усмотрению. <...>

А посему <...> постановляется коренным законом Российского государства, что всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло.

Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государство ...единым и неразделимым...

Все ДОЛЖНЫ быть веред законом равны. <...> Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из ее-го явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех- перед

законом, есть нестерпимое зловластис, долженствующее непременно быть уничтоженным. <...>

Дворянство. <...> Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей пользы прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевышнего <.. .> И потому не может долее а России существовать позволение одному человеку иметь" и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. <...>

Военные поселяне. <...> Одна из первейших обязанностей Временного верховного правления состоит в уничтожении военных поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежащих. <.. >

<...> человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать; следовательно, земля есть собственность всего рода человеческого, и никто не должен быть от сего обладания ни прямым ни косвенным образом исключен. <...> Законы политические должны утверждать и обеспечивать 'законы духовные и естественные, а не нарушать оные. <...> Наперед надо помышлять о доставлении всем людям необходимого для жития, а потом уже о приобретении изобилия. <...>

<...> средства (для этого - Я. С.) состоят в разделении земель <...> на две половины <...> Одна половина получит наименование земли общественной, .другая -земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ли продана; ни заложена быть не может. Она будет предназначена для доставления необходимого всем гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной что ям угодно. Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставлению изобилия. <.. .>

Документ 3- Из «Конституции» Н. Муравьева Вступление

Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно ги-• бельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности н^ другой. <...> Става себя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне-законов, вне человечества!... Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ Русской заслуживает и то и другое.

Но какой образ правления ему приличен?,.. Федеральное или Союзное правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие -народа и свободу граждан: <...>

О состоянии, личных правах я обязанностях русских

<...> 10. Все русские равны пред законом. <...>

13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, -все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди. <...>

23. Орава собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно

24. Земли помещиков остаются за ними. <.. •>

  1. Военные поселения немедленно уничтожаются. <...>
  2. Разделение людей на 14  классов отменяется. <...> Названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина  или русского.        » .

О народном вече

. 59. Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных представителей, облечено всею законодательною властию. <...>

О власти, преимуществах народного веча • составлении законов <...> 88. Всякий проект закона прочитаете* три раза в каждой палате.

  1. Всякое предложение получившее согласие Думы и Палаты представителей,
    должно еще быть представлено
    императору, чтобы получить силу закона. Если им-'
    ператор одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает
    с своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило
    <...>     '
  2. Ежели император по прошествии 10 дней ... не возвратит представленного
    ему проекта, то оный получает силу закона.
    <...>

О верховной исполнительной власти

<...>" 101. Император  есть: верховный чиновник Российского правительства.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть...

В качестве ответа на вопрос учащимся предлагается заполнить на доске и в тетрадях таблицу:

Взгляды декабристов по основным проблемам

Северное общество «Конституция»

Южное общество «Русская правда»

Государствен

ное устройство в России

О собственности и землевладении

Крепостное право и военные поселения

- Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? (Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьева, поскольку он предлагая лишь ограничить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса по проекту Н. Муравьева также предполагало менее радикальные изменения.)

5.

При рассказе о Северном обществе можно прочитать вслух стихи К.Ф. Рылеева (например, оду «К временщику»).Учитель добавляет ,что стихотворения декабристов можно прочитать в книге:»Русская поэзия первой половины 19 века»

6.По ходу рассказа об организациях декабристов, начиная с «Союза спасения», ученики самостоятельно заполняют таблицу. В конце урока выполненную работу сравнивают с таблицей на слайде и исправляют неточности.

Тайные обществаСлайд 6

Название организации

Хронологические рамки

Руководители

Программный документ

Цель

1

2

3

4

5

«Союз

спасений;»

1816-1818

А.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и С.И. Му-равьевы-Апосто-*лы, И.Д. Якушкин

Устав «Союза спасения»

Введение конституции и гражданских свобод

«Союз благоденствия»

1818-1821

А.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и СИ. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель, Е.П. Оболенский

«Зеленая книга»

Содействие в подготовке общественного мнения к предстояг щим реформам (введению конституции *и освобождению крестьян)

Северное общество

1821-1825

А.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, Е.П. Оболенский, А.А. Бестужев, К.Ф. Рылеев

«Конституция» Н.М. Муравьева

Установление конституционной монархии, отмена крепостного права

Южное общество

1821-1825

П.И. Пестель, С.П. Муравьев-Апостол, МЛ. Бестужев-Рюмйн

«Русская правда» П.И. Пестеля

Установление в России республиканского строя, отмена крепостного права (с передачей половины земельного фонда крестьянам)

7.        Участники декабристских организаций.Презентация

(Ученики зачитывают заранее подготовленные краткие биографические справки о нескольких наиболее ярких представителях движения декабристов.)

[8. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала

  1. 1)Назовите имена виднейших представителей движения декабристов. (Примерный ответ. П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, А.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, Й.Д. Якушкин,М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.Г. Волконский,
    С.П. Трубецкой, И.И. Пущин, В.Ф. Раевский, А.А. Бестужев,М.П. Бестужев-Рюмин, Ф.Н. Глинка, Е.П. Оболенский.)
  2. Кто из будущих декабристов участвовал в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах? (П.И. Пестель,Н.М. Муравьев, А.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, И.Д. Якушкин,М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, В.Ф. Раевский, Ф.Н. Глинка.)
  3. Как вы считаете, какую программу реальнее было осуществить на практике — представленную в «Русской правде» П.И. Пестеля или в «Конституции» Н.М. Муравьева?

9)-На экране тесты .Слайд 7Учащиеся выполняют тесты, ,проверяя полученные знания

Тест

1.        Кто был руководителем «Союза спасения»?

а)        А.М. Муравьев;

б)        М.П. Бестужев-Рюмин;

в)        К.Ф. Рылеев.

2.        В каком году был создан «Союз благоденствия»?
а) в 1816 г.   ;б)1817    в) 1818 г.

3.        Кто из перечисленных людей был лицейским другом
А.С. Пушкина?

а)        И.Д. Якушкин;

б)        И.И. Пущин;

в)        С.Г. Волконский.

4.        Кто автор оды «К временщику»?

а)        А.А. Бестужев;

б)        И.И. Пущин;
в) К.Ф. Рылеев.

5.        Как назывался первоначальный проект конституции, разработанный Н.М. Муравьевым?

а)        «Русская правда»;

б)        «Зеленая книга»;

в)        «Уставная грамота славяно-русской империи».

Проверка:чтение ответов по очереди.

  1. Подведение итогов
  2. Дома п8  ,вопросы с 58


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

I . Александр 1 Николай 1

Слайд 2

Общественное движение при Александре I . План урока: 1.Значение заграничного похода на формирование общественного движения 2.Зарождение тайных обществ. 3.Цели первых дворянских обществ. 4.Характеристика Южного общества. 5.Характеристика Северного общества 6.Работа с документами. 7.Подведение итогов урока

Слайд 3

Причины возникновения. После 1812 г. в России стало нарастать общественное движение.Причинами этого было: -Влияние русского и французского просвещения, -Патриотический подъем после войны 1812 г., -Реакция во внутренней политике в 10-е гг. 19 в. -Реформаторская деятельность Александра I , -Начало кризиса феодально-крепостнической системы. Тюрьма в России в н.19 века.

Слайд 4

Тайные общества. Первым тайным общест-вом стал «Орден рус-ских рыцарей» М.Ор-лова,созданный сразу после возвращения ар-мии из заграничного похода в 1814 г. Наряду с ним действова-ли офицерские артели в Генштабе и в Семе-новском полку и кру-жок В.Раевского. Их численность не пре-вышала10-15 человек, а цели были довольно туманными. М.Ф.Орлов

Слайд 5

Тайные общества Название организации Хроно логические рамки Руководители Програм­мный документ Цель «Союз спасения» 1816-1818 А.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин Устав «Союза спасения» Введение конституции и гражданских свобод

Слайд 6

На­ звание органи­ зации Хроно­ логи­ ческие рамки Руководители Програм­ мный до­ кумент Цель 1 2 3 4 5 «Союз спасе­ ний;» 1816- 1818 А.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и С.И. Му- равьевы-Апосто- *лы, И.Д. Якушкин Устав «Союза спасе­ ния» Введение конститу­ ции и гражданских свобод «Союз благо ден ствия » 1818- 1821 А.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и СИ. Мура­ вьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель, Е.П. Оболенский «Зеленая книга» Содействие в подго товке общественного мнения к предстояв щим реформам ( введению конституции и освобождению кре стьян ) Се верное обще ство 1821- 1825 А.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, Е.П. Оболенский, А.А. Бестужев, К.Ф. Рылеев « Консти туция » Н.М. Му равьева Установление кон ституционной монар хии , отмена крепостного права Юж ное обще ство Общество соединенных славян.. Сли лось с Юж ным обществом 1821- 1825 1823-1825 П.И. Пестель, С.П. Муравь ев-Апостол , М Л . Бестужев- Рюмин А.Борисов,П.Борисов,Люблинский,Горбачевский «Русская правда» П.И. Пе стеля Установление в России республиканского строя, отмена крепостного права (с передачей половины земельного фонда крестьянам ) Создание Федерации славянских народов

Слайд 7

Тест 1. Кто был руководителем «Союза спасения»? а) А.М. Муравьев; б) М.П. Бестужев-Рюмин; в) К.Ф. Рылеев. 2. В каком году был создан «Союз благоденствия»? а) в 1816 г. ;б)1817 в) 1818 г. 3. Кто из перечисленных людей был лицейским другом А.С. Пушкина? а) И.Д. Якушкин; б) И.И. Пущин ; в) С.Г. Волконский. 4. Кто автор оды «К временщику»? а) А.А. Бестужев; б) И.И. Пущин ; в) К.Ф. Рылеев. 5. Как назывался первоначальный проект конституции, раз­работанный Н.М. Муравьевым? а) «Русская правда»; б) «Зеленая книга»; в) «Уставная грамота славяно-русской империи». Проверка : чтение ответов по очереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 8 кл. "Начало царствования Александра 1"

Архивный файл содержит план - конспект урока, презентацию и рабочий документ к уроку....

Урок в 8 классе "Общественное движение при Николае "

Технологическая карта урока. План - конспект урока. Презентация....

Урок истории в 8 классе по теме "Александр I: надежды или разочарование?"

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Александр I: надежды или разочарование?" На уроке организована групповая работа учащихся с документами, самостоятельную работу, тестирование. Урок сопровождаетс...

Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы Александра II"

конспект открытого урока истории на методической площадке на тему "Либеральные реформы Александра II"...

Методическая разработка конспект урока истории в 8 классе "Внешняя политика Александра I"

Технологическая карта урока истории в 8 классе "Внешняя политика Александра I"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III....