Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы Александра II"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Огурцов Евгений Владимирович

конспект открытого урока истории на методической площадке на тему "Либеральные реформы Александра II"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii_v_8_klasse_po_teme.docx95.85 КБ
Файл prezentatsiya.rar2.92 МБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока истории в 8 классе по теме:

«Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века»

Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №54» г. Кемерово Огурцов Е.В.

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. Параграф 21-22.

Цель:   Сформировать у учащихся представление о проведении и особенностях либеральных  реформ в России в XIX в., об отношении к реформам властей и общества.

Задачи:

  1. Ознакомить с  либеральными реформами  России в середине XIX в.
  2. Вырабатывать навыки самостоятельной работы c историческим источником.
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся через выполнения   ряда заданий.
  4. Воспитать нравственные качества и патриотизм.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, учебник.

Новые понятия: земства, курии, апелляция, всеобщая воинская повинность.

Персоналии: Александр II, Д.А. Милютин.

Вспомните что такое реформа?

- Франц. Reforme, от лат. Reform – преобразовываю, преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

-Дайте определение понятию «либеральный» / «либерализм»

Либерализм (фр. liberalisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.  

За отменой крепостного права в 60-70-х гг. последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, в военном деле.

  1. Причины проведения реформ.

1.После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами

2.Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств

3.Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами

4.Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден

5.Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму

6.Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения.

2. Реформа местного самоуправления.

1864 г. – Земская реформа. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства – выборные органы местного самоуправления.

Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских крестьянских обществ.

 

- Вспомните, что такое имущественный ценз? ( Требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости).

1 курия – Землевладельцы – владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. (Дворяне, владельцы крупных промышленных предприятий, крупная буржуазия).

2 курия – Городские избиратели - лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах).

Полномочия земств: вопросы местного хозяйственного значения (строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности и т.д.).

16 июня 1870 – Городская реформа. Введение городского самоуправления по типу земского.

Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

В 509 городах России были введены думы — бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания. Требования к избирателю были следующими:

  1. Он должен был быть Российским подданным
  2. Быть старше 25 лет
  3. Владение имуществом
  4. Отсутствие недоимок по сбору налогов
  5. Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием.

1864 – судебная реформа. Принятие новых судебных уставов.

В соответствии с реформой вводились принципы буржуазного права:

  1. Равенство все сословий перед законом
  2. Гласность суда
  3. Независимость судей
  4. Состязательность обвинения и защиты
  5. Введение суда присяжных заседателей (пример: суд над Верой Засулич)

Судебная система России по реформе 1864 года.

1861 – 1874 гг. – военная реформа. Осуществлялась под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Главной задачей Д.А. Милютин считал необходимость сократить численность армии в мирное время при возможности значительно увеличить ее в военное время за счет резерва.

1863 – 1864 – реформирование военно-учебных заведений. Вместо кадетских корпусов создаются военные училища и военные гимназии. Кроме того, в 1864 г. были образованы юнкерские училища. Всего к 1876 г. действовало 17 военных училищ, которые ежегодно выпускали около 1500 офицеров, что было достаточно для армии. 1874  - Принят Устав о воинской повинности. Вместо существующих  со времен Петра I рекрутских наборов в России вводится всеобщая воинская повинность. К военной службе привлекалось мужское население по достижении 21 года. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны. Устав определил общий срок военной службы 15 лет (на флоте 10), из них действительная военная служба 6 лет (на флоте 7),  в запасе 9 лет (на флоте 3 года). 

1867 г. – вместо гладкоствольных были введены нарезные орудия. Изменена система боевой подготовки – отказ от муштры и палочной дисциплины.

Реформы в области просвещения.

1864 г. – Положение о начальных народных училищах. Такие училища теперь могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Создание начальных школ различных типов – государственных, земских, церковно-приходских, воскресных. Срок обучения до 3-х лет.

1864 г. – Устав гимназий и прогимназий.

Прогимназия — (от лат. pro — перед и гимназия) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Учреждены в 1864 году. В прогимназии было четыре класса образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными.

        

  1.  г. - Университетский устав. 

  1. новый университетский устав увеличивал самостоятельность университетов, освобождал от бюрократической опеки
  2. закреплял за университетами право решать внутренние вопросы, выбирать  деканов и ректоров
  3. Шел рост рядов интеллигенции, повышение общественной активности студентов
  4. в университеты можно было поступить только после окончания классической гимназии, и только мужчинам (дискриминация женщин)
  5. Для женщин были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем девушек стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе "Александр Невский"

Полное описание урока обобщения по теме: "Александр Невский"...

конспект урока истории в 11 классе "Столыпинская модернизация России. Аграрная реформа"

Урок-исследование с использованием различных источников информации, с применением ЭОР....

Реформы Столыпина: «тихая революция» (конспект урока истории в 9 классе)

Тема: «Реформы Столыпина: «тихая революция»Цели урока:Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами техн...

Разработка для ИД iQBoard по истории, тема "Буржуазные реформы Александра II"

Разработка для ИД iQBoard по истории, тема "Буржуазные реформы Александра II"Для просмотра материала скачайте и установите приложение IQBoard Software V5.2b для  Windows  http://ww...

Методическая разработка уроков по теме: "Либеральные реформы Александра П"

В работе представлены методические принципы преподавания темы "Либеральные реформы АлександраП". В работе представлены развернутые планы уроков, источники, литература по теме и  методические реко...

Урок по теме"Крестьянская реформа Александра II"

Данная разработка  разработана для преподавания истории в 9 классе по системе ФГОС , где рассказывается  о том ,как проводилась главная реформа второй половины  XIX  века....

Конспект урока истории в 8 классе "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»Цели урока:Образовательная (дидактическая):создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности...