Методическая разработка уроков по теме: "Либеральные реформы Александра П"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

В работе представлены методические принципы преподавания темы "Либеральные реформы АлександраП". В работе представлены развернутые планы уроков, источники, литература по теме и  методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reformy_aleksandra_ii_1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Великие реформы Императора Александра II

Методическая разработка уроков для центров образования, в которых обучаются учащиеся с особыми возможностями здоровья

Вводные методические замечания

    Проблема отмены крепостного права и либеральных реформ императора Александра II занимает особое место в изучении школьного курса отечественной истории. на уровне первого концентра эта тема изучается фактологически и, на мой взгляд во всей полноте и сложности не может быть усвоенной учениками 8-го класса. Поэтому в старшей школе я уделяю этой теме особое внимание и помимо чисто фактологической информации стараюсь дать учащимся более обширные сведения методологического и обобщающего характера, на которых в большем объеме можно пусвоить все сложности этой эпохи и те задачи, которые она призвана была решить. На примере этой темы я показываю учащимся возможные границы реформирования империи, специфику стартовой площадки капиталистической российской модернизации и характерные особенности, незаконченности либеральных преобразований Александра II, породившие противоречия приведшие к российским революциям. обращение к либеральному курсу 60-70-х ГГ. XIX века помогает учащимся выработать компитентную и научно-обоснованную позицию, связанную с природой реформирования как таковой, с границами возможностей проведения реформ, с ценой реформ, которую можно применять и относительно реформирования в современной россии. на уроках я формирую гражданскую самостоятельную позицию учащихся. Они  лучше осознают сложность и проведения реформ и столкновение разных интересов различных общественных кругов, касающихся отношения к реформам. эта тема позволяет учащимся 11-го класса отработать некоторые методологические приемы подготовки к  единому государственному экзамену. так как наша школа является заочной и предполагает обучение учащихся разного возраста, преимущественно взрослых, я большое внимание уделяю информационной составляющей урока, что делает его похожим на лекцию. контроль за ведением конспекта и выполнение домашних и зачетных заданий учащимися позволяет выявить степень освоенности учебного материала. Изучая в деталях крестьянскую реформу и каждую из либеральных реформ в отдельности, учащиеся лучше структурируют информацию, что помогает более эффективному усвоению. Обращение к личностям реформаторов дает возможность учащимся сосредоточиться на человеческом факторе и не забывать, что у истоков любого политического курса стоят конкретные люди с их человеческими свойствами, которые и определяют не только общий облик, но и конкретные детали той или иной политики. Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование исторической памяти и научного подхода к историческому прошлому отечества, умение выделять главное и правильно расставлять акценты - все это и многое другое хорошо укладывается в рамки изучения Великих реформ императора

Александра II.

проводя подобные уроки уже не один год, я убеждаюсь, что каждый класс по-своему индивидуально воспринимает учебный материал, и в зависимости от этого я отбираю из всего объема информацию, которая в данном классе найдет свой отклик и заинтересует учащихся. Вместе с тем основная канва событий, процессов и тенденций остается неизменной,. Вариативность такого рода помогает сделать каждый урок по-своему оригинальным, интересным и живым, отвечающим общему уровню подготовки каждого класса. Учащиеся неизменно проявляют интерес к данной теме. На базе одиннадцатого класса гораздо эффективнее возможно объяснить и сделать удобным к усвоению данный учебный материал. Реформы Александра II, порожденные длительной историей крепостного права в России и имевшие принципиальное значение, определившее специфику российской модернизации второй половины XIX века, позволяют поднять проблемы, касающиеся очень широкого участка отечественной истории и отработать общеисторические учебные навыки и на новом уровне обобщения взглянуть на российскую историю. Изучения Проблемы реформирования как таковой дает возможность учащимся задуматься над проблемами современной России. Работа с источниками позволяет сформировать собственный взгляд (без посредников)  на аспекты нашего исторического прошлого. материал уроков способствует подготовке учащихся к единому государственному экзамену.  

УРОК 1.

Отмена крепостного права.

Цель урока.

Сформировать  представление  и отношение учащихся к проблеме отмены крепостного права в России.

Задачи урока: поэтапно изучить крестьянскую реформу, представить проблему в максимально возможном для школьного курса объеме, отработать различные  навыки учащихся, связанные с освлоением материала, сформировать аргументированную и научно-обоснованную позицию учащихся, способствовать подготовки к единому государственному экзамену.

План урока:

1. организационный момент и формулирование основных задач урока.

2."Царь-Освободитель"

3. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы.

 4. Содержание "Положений" 19 февраля 1861 г. и их проведение в жизнь.

 5. Ответ крестьян на реформу.

 6. Особенности проведения крестьянской реформы в национальных окраинах России.

Реформа в государственной и удельной деревне.

7. Значение отмены крепостного права в России.

8. домашнее задание. Ответить на следующие вопросы:

1. Дайте характеристику экономического и политического положения Российской

империи на момент вступления на престол Александра II. Какие проблемы встали

перед новым императором?

2. Почему первые годы правления Александра II были

названы современниками "оттепелью"?

3. Проведите сравнение между началом царствования Александра 1 и Александра П. Что вы видите общего? В чем различие?

4. Каковы были главные причины отмены крепостного права?

5. Как вы думаете, почему Александр II так упорно добивался, чтобы просьба об

отмене крепостного права исходила от помещиков?

6. На каких условиях отмены

крепостного права остановился император? Как вы думаете, почему были определены

именно эти условия?

7. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

8. Назовите главные причины, почему крепостное

право следовало отменить.

9. Какие условия успешного развития сельского

хозяйства указаны в записке Кавелина?

10. Какие пункты вошли в программу первоочередных реформ, которую пропагандировал «Колокол»? Сравните ее с программой, намеченной В. Г Белинским в «Письме к Гоголю»

11. Охарактеризуйте аграрную программу Н. Г. Чернышевского. Укажите ее

отличия от программы Кавелина. Как вы считаете, которая из них выглядит

предпочтительней'

12. Назовите центральные и местные учреждения, занимавшиеся подготовкой крестьянской реформы. Почему правительству пришлось создавать такую сложную систему учреждений?

13. Какие различия обнаружились в позициях помещиков черноземных и нечерноземных губерний? Чем объяснялись эти различия?

14. Назовите основные идеи законоположений об отмене крепостного права.

15. Как изменилось положение бывших крепостных крестьян? Какие права они получили? 16.  Какие обязанности были возложены на мировых посредников? Почему они не подчинялись ни местной, ни центральной администрации? Чем они должны были руководствоваться в своей деятельности?

17.  Как Наделялись крестьяне землей в черноземных и нечерноземных губерниях?

18. Как отличалась сумма выкупа в черноземных и нечерноземных губерниях?

Урок 2

РЕФОРМЫ 1863 - 1874 ГОДОВ.

Цель урока:

Сформировать представление учащихся о принципиальных положениях либерализма и на примере реформ показать, как либеральные принципы воплощались и преломлялись в российской политике 60- 70-х годов XIX века.

Задачи урока:

Показать обоснованность и необходимость реформаторского курса АлександраII, изучить поэтапно каждую реформу по следующей схеме:

 1. положение в данной сфере до реформы и обоснованность причин реформирования.

2. ход реформы и ее особенности, деятели реформы.

3. результаты и последствия реформы. Сформировать навыки работы с источниками и умение анализировать их, сформировать арнаучно-аргумментированную позицию учащихся к курсу Императора Александра II, показать противоречивость всей реформаторской политиуки Александра II, выделить противоречия, обусловившие специфику российской модернизации.

План урока

1. Организационный моментт: проверка домашнего задания, вступительная речь учителя, вводящая учащихся в тему данного урока.

2.Реформы в области местного управления.

3. Судебная реформа.

4. Финансовые реформы.

5. Реформы в области народного образования и печати.

6. Военные реформы. Русская армия во второй половине XIX в.

7. Значение реформ 1863 - 1874 гг.

8. Домашнее задание. Ответить на следующие вопросы:

1. Почему после отмены крепостного права государство оказалось перед

необходимостью проведения других реформ?

2. Какими обстоятельствами было обусловлено создание местного самоуправления? Дайте характеристику земской реформы. В чем вы видите ее плюсы и минусы?

3. Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее последовательной?

4. Какие изменения произошли в армии? \Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?

5. В чем вы видите достоинства и недостатки реформы в области просвещения?

6. Дайте оценку проекта М. Т. Лорис-Меликова. Можно ли считать этот проект

конституционным?

7. Чем была вызвана необходимость введенияземства?

8. Какие сословия и классы участвовали в земских выборах?

9. Что такое <третий элемент>?

10. Расскажите, как действовал суд с присяжнымизаседателями. Чем он отличался от мирового суда? Что у них общего?

11. Как вы считаете, можно ли называть реформы 60 - 70-х гг. шагом по пути к

представительному строю и правовому государству? Почему?

На двух уроках, посвященных либеральным реформам60- 70-х  гг. XIX века мне удалось с максимальной полнотой раскрыть тему, и сформировать у учащихся целостную карттину политического процесса "Эпохи Реформ". уроки были перенасыщены информацией, что помогало мне в отборе наиболее интересных для учащихся фактов.

Источники.

1. Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб, 1995. Государственные деятели России глазами современников. Александр II. М., 1995

  1. Богданович А.В. Три последних самодержца. Дневник. М., 1990.

3.   Валуев П.А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. М., 1961. Т. 1 - 2.

Государственные деятели России глазами современников. Александр II, М., 1995.

4. Конец крепостничества в России. Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.

Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы.( К пятидесятилетию судебных уставов: 1864 г.

- 20 ноября 1914 г.). М., 1914.

5. Крестьянское движение в России в 1857 - мае 1861 гг. Сб. док.

 М., 1963.

6. Крестьянское движение в России в 1861 - 1869 гг. Сб.док. М.,1962.

Крестьянское движение в России в 1861 г. после отмены крепостного права. М., Л., 1949.

Ч. 1 - 2.

7.  Материалы по истории СССР. Освободительное движение и общественная мысль в

России XIX в.М., 1991.

8. Милютин Д.А. Дневник Д.А. Милютина. М., 1947 - 1950, Т. 1 - 4.

9. Отмена крепостного права. Доклады министра внутренних дел о проведении крестьянской реформы (1861 - 1862). М., Л., 1950.

10.  Российское законодательство X - XX веков. М., 1988 - 1994. Т.7-9.

11. Российское законодательство X - XX веков. Документы крестьянской реформы. М., 1989. Т. 7.

12. Российское законодательство X - XX веков. Судебная реформа. М., 1991. Т. 8.

13. Семенов-Тян-шанский П.П. Мемуары. Пг., 1915 - 1916. Т. 3 - 4.

14. Чичерин Б.Н. Земство и Московская дума. 1868 - 1893. М., 1934

Литература

1. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1973.

2. Бобович И.М. Экономическая история России. 1861 - 1914. СПб., 1995.

3. Борисов А.В. Министры внутренних дел России. М., 1996.

4. Веселовский В.В История земства за сорок лет. СПб., 1909 - 1911, Т. 1 - 4.

5. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. (Колл.мон.) СПб., 1996.

6. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957.

7. Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. Историческая справка. 10-е изд. СПб., 1907.

8. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе: 1861 - 1880. М., 1978.

9. Дружинин Н.М. Социально-экономическая история России /Избр. труды. М., 1987.

10. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 4-е изд. М., 1997.

11. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

12. Зайончковский А.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861г. М., 1958.

13. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 - 1870-х годов в России. М., 1952.

14. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат в самодержавной России в XIX веке.

М.,1978.

15. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 - 1861. М., 1984.

16. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

17. Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 г. Черноземный центр. М., 1972.

18. Лосицкий А.Е. Выкупная операция. СПб., 1906.

19. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в.:

Правительственная политика. Л., 1984.

20. Политическая история России середины XIX начала XX в. (Колл. мон.). М., 1992.

21. Революционная ситуация в России в середине XIX века. (Колл. мон.) / Под ред.

М.В.Нечкиной. М., 1978.

22. Российские консерваторы. Сб. ст. М.,1997.

23. Российские реформаторы. XIX - начало XX в. Сб. ст. М., 1995.

24. Российские самодержцы. 1801 - 1917 гг. Сб. ст. М., 1993.

25. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.

26. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. М.,1995.

27. Смирнов В.В. Реформы начальной и средней школы в 60-е годы XIX в. М., 1954.

28. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978.

29. Чернуха В.Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60 - 70-е годы XIX в.). М., 1971.

30. Чернуха В.Г. Правительственная политика в отношении печати. 60 - 70-е годы XIX в.Л., 1978.

31. Шумилов М.М. Местное управление и центральная власть в России в 50-х - начале 80-х годов XIX века. М., 1991.

32. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы. Шестидесятые годы XIX века. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Аграрная реформа Столыпина"

Урок разработан для обучающихся 9-х классов...

Методическая разработка урока "Экономические реформы 1906-1911 гг. Деятельность П.А. Столыпина"

Методическая разработка урока "Экономические реформы 1906-1911 гг. Деятельность П.А. Столыпина", с использованием методов развития критического мышления....

Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг."

В ходе урока учащиеся должы узнать, какое международное положение занимала Россия в начале XX века, определить основные задачи западного направления внешней политики....

Урок по теме"Крестьянская реформа Александра II"

Данная разработка  разработана для преподавания истории в 9 классе по системе ФГОС , где рассказывается  о том ,как проводилась главная реформа второй половины  XIX  века....

Методическая разработка урока для 8-го класса. Тема: «Реформы и реформаторы второй половины XIX века»

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе «Реформы и реформаторы второй половины XIX века» разработан с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового пок...

Методическая разработка урока истории в 9 классе «Великие реформы Александра II: причины, ход, итоги»

    Данный урок составлен в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Историко-культурного стандарт...

Методическая разработка урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.» (9 класс)

Разработка урока в 9 классе по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г."...