Методическая разработка урока "Экономические реформы 1906-1911 гг. Деятельность П.А. Столыпина"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Меляков Дмитрий Вениаминович

Методическая разработка урока "Экономические реформы 1906-1911 гг. Деятельность П.А. Столыпина", с использованием методов развития критического мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                 Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

                                                 образовательное учреждение

                                    «Реставрационный колледж «Кировский»

                                           

                                               МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                                                    урока по «Истории России»

                                                       

                                      Тема: «Экономические реформы 1906-1911 г.г.

                                                 Деятельность  П.А. Столыпина».

                                                                       Разработал: преподаватель СПб ГБПОУ РК                     «Кировский»

                                                                                                                            /Меляков Д.В.

                                                         

       

   Санкт-Петербург                                                                                                                      

    2015

Тема: «Экономические реформы 1906-1911 г.г. Деятельность П.А.Столыпина».

Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о предпосылках и целях  экономических реформ 1906-1911 гг., а также  итогах их осуществления.

Познавательный аспект: Систематизировать знания и представления обучающихся о общественной жизни России начала XX века.

Развивающий аспект: Совершенствовать навыки обучающихся в работе с источниками (историческими документами), позволяющими сформировать мнение о проведении  реформ; расширить знания обучающихся о личности П. А. Столыпина.

Воспитательный аспект: Способствовать развитию чувства патриотизма, нравственности, формирование национального самосознания, понимания неразрывности истории России, сопричастности к истории Отечества. 

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Форма урока: интегрированный урок.

Методы обучения: объяснение, развитие критического мышления (кластер), исследование, работа с  историческими источниками, работа с электронным продуктом, работа с учебным пособием, проблемно-поисковые, дедуктивные.

Образовательные технологии: проблемное обучение, информационно- коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Межпредметные связи: экономика, история государства и права, политология.

Обеспечение урока: электронная презентация «Экономические реформы. Деятельность П.А.Столыпина», раздаточный материал, демонстрационная доска, учебник  Н.В.Загладин «История России XX-начало XXI века» 11класс.

Структура урока:

Структура урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

1

2

3

4

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка списочного состава обучающихся.

3 мин

2.Мотивация познавательной деятельности обучающихся.

Представление темы и целей урока. Обучающиеся знакомятся с планом работы (презентация слайд №1,2,3):

I. Эпоха П.А.Столыпина. Человек и политик.

II. Программа  реформ.

III. Закон о военно полевых судах.

IV. Аграрная  реформа.

-разрушение общины;

-переселенческая политика;

-развитие кооперации.

V. Результаты реформ.

Знакомство с планом работы.

2 мин

3.Изучение нового материала.

Этапы: предлагаемые технологии.

I. Эпоха П.А.Столыпина. Человек и политик (слайд №4).

Третья Государственная дума стала первой проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Третьедумский период-время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни; между правительством и депутатским корпусом. Правительство подготовило серию законопроектов, ставших предметом обсуждения. Центральным оставался острейший аграрный вопрос. В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории появилась мощная фигура П.А.Столыпина (1862-1911).

1 Технология разбивки на кластеры: обучающимся предлагается работа с раздаточным материалом №1 и материалом учебника (информационная вставка). Необходимо познакомиться с оценкой личности П.А.Столыпина данной историком А.Н.Сахаровым и составить кластер.

 

2 Сообщение обучающихся: оценки П.А.Столыпина современниками. Преподаватель координирует деятельность обучающихся, помогает сформулировать выводы. (слайды №5, 6)

II. Программа  реформ.

25 августа 1906 г. в газетах одновременно появились два документа: программа мер по преобразованиям в социальной  и аграрной сферах и закон о военно полевых судах.

3 Работа с учебным пособием: обучающиеся определяют масштаб замыслов политика.

Преподаватель обобщает высказывания и обозначает, что начать реформы Столыпин решил с переустройства жизни деревни. (слайды №7, 8)

III. Закон о военно полевых судах.

4 Работа с историческим источником: Извлечения «Об учреждении военно полевых судов». Преподаватель координирует работу, делает акцент на не однозначных оценках современников этих мер правительства. В тоже время нужно озвучить статистику количества террористичеких актов осуществляемых революционерами. Обучающиеся будут высказывать различные точки зрения, важно обсудить позицию как сторонников так и противников введения военно полевых судов.(слайды №9, 10, 11).

Обучающиеся работают с раздаточным материалом №1 и материалом учебника. Работа может осуществляться как в тетради так и на доске. В центре схемы размещается имя П.А.Столыпина от него  в разные стороны рисуются линии. На конце линий обучающиеся размещают  характеристики личности Столыпина как политика, так и человека. Могут быть даны такие характеристики как административный опыт, хорошее образование, понимание нужд сельского хозяйства, верность государю и т. п. Данная работа позволяет оценить и почувствовать масштаб личности П.А.Столыпина.

Данная работа готовится заранее, ее можно поручить ученикам проявляющим интерес к истории. При подготовке сообщений необходима консультация преподавателя. Должны прозвучать оценки деятельности Столыпина со стороны императора, «левых», либералов, консервативных и оппозиционных кругов.

Обучающиеся работают с учебным пособием. Отвечают с места. Обучающиеся  называют законопроекты которые должны были серьезнейшим образом изменить страну: о гражданском равноправии, о реформе высшей и средней школы, о подоходном налоге и т.д.

Обучающиеся должны определить:

-причины введения меры;

-условия работы суда;

-методы;

-сделать вывод оправдано ли введение военно полевых судов.

 

17 мин

4.Отработка учебных умений.

IV. Аграрная  реформа.

5 Работа в группах: обучающиеся разбиваются на три группы. Каждая из групп выбирает одно из направлений аграрной реформы:

-разрушение общины (разд мат №3);

-переселенческая политика (разд мат№4);

-развитие кооперации(разд мат№5).

Преподаватель обобщает выводы обучающихся. (слайды №12,13,14).

6 Написание эссе: «Власть — это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. » П.А.Столыпин.

V. Результаты реформ.

Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. Но семь лет энергичных реформ дали заметные результаты. Повысились продуктивность земледелия и животноводства, расширились посевные площади. Увеличилось производство хлеба. В то же время необходимо отметить и противоречивость результатов реформ.

Обучающиеся могут дополнить комментарии преподавателя. Для обобщения используется слайд презентации. (слайды №15, 16, 17, 18).

Каждая из групп работает со своим раздаточным материалом. Группа работает в рамках вопросов обозначенных в материале. После окончания работы представители групп должны озвучить выводы и вопросы к преподавателю если они возникнут.

Данное задание можно предложить тем обучающимся которые успешно справлялись с написанием эссе или использовать в качестве домашнего задания.

20 мин

5.Подведение итогов.

Преподаватель анализирует выполненную работу, предлагает обучающимся ответить на вопросы «Что вы узнали?» и «Что хотели бы узнать?» в рамках данной темы. Выставляет оценки, задает домашнее задание.

Д/З §5, вопр.

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают  пожелания по заинтересовавшим их материалам.

3 мин


Раздаточный материал №1.

А.Н.Сахаров член корреспондент РАН, доктор исторических наук.

  Столыпин являлся русским консерватором новой формации, понимавшим, что для защиты исконных государственных начал необходимо изменить социальную природу общества, создать массу крепких собственников-хозяев, которые стали бы естественной базой социального умиротворения. Он никогда не сомневался, что серьезные преобразования можно проводить в России лишь сильной, властной и честной рукой, что введение правового строя-процесс длительный и сложный...

  Родился Петр Аркадьевич Столыпин в 1862 г. в родовитой дворянской семье... Окончил гимназию в городе Вильно и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил с отличием. С 1884 г. начал службу в Министерстве земледелия и государственных имуществ... В 1889 г. перешел на службу в МВД, получив назначение ковенским уездным предводителем дворянства. Эта служба дала ему первый значительный административный опыт и близко познакомила его с проблемами и нуждами сельского хозяйства. Его работоспособность, честность, открытость нравились далеко не всем, но большинство дворянства и местной администрации относились к нему с симпатией.

  П.А.Столыпин являлся истинным русским монархистом... Он был абсолютно искренен, когда летом 1906 г. заверял Николая II в письме: «...жизнь моя принадлежит Вам, Государь, что все помыслы мои, стремления мои-благо России; что молитва моя ко Всевышнему-даровать мне высшее счастье: помочь Вашему Величеству вывести нашу несчастную Россию на путь законности, спокойствия и порядка».


  1. Раздаточный материал №2.
  2. Об учреждении военно-полевых судов (19 августа 1906)

Извлечение

Совет министров полагал:

1. На основании статьи 87 Свода Основных Государственных Законов, издания 1906 года: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, Генерал-Губернаторам, Главноначальствующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, передавать обвиняемого Военно-Полевого Суду, с [333] применением в подлежащих случаях наказания по законам военного времени, для суждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:

1) Военно-Полевой Суд учреждается по требованию Генерал-Губернаторов, Главноначальствующих или лиц, облеченных их властью, должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения.

3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток.

4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях...

5) Приговор, по объявлении на суде, немедленно вступает в законную силу и безотлагательно, и во всяком случае не позже суток, приводится в исполнение по распоряжению военных начальников, указанных в статье первой настоящих правил...

Текст воспроизведен по изданию: История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. - М., 2000. С. 333 - 334.


Раздаточный материал №3.

Разрушение общины.

Из указа 9 ноября 1906 г.

1.Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли...

6.Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли... предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, поставленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность... домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству... домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником...

12.Каждый домохозяин... имеет право... требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом?

Легко ли было крестьянам выйти из общины?


  1. Раздаточный материал №4.
  2. О передаче кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для образования переселенческих участков. Извлечение
  3.                                       Именной Высочайший указ 19 сентября 1906 г.

Законом 31 мая 1899 года (16991) повелели Мы произвести поземельное устройство водворившихся в Алтайском округе, на землях кабинета Нашего, крестьян и инородцев с передачею отведенных им земель в собственность казны, за установленное законом вознаграждение. Ныне признали Мы необходимым облегчить возможность водворения на незаселенных еще землях названного округа переселенцев из внутренних губерний. 
Ожидая, что издаваемые с этой целью правила, в связи с повелениями Нашими от 12 и 27 минувшего августа о передаче части удельных земель Крестьянскому банку и о предназначении свободных казенных земель в Европейской России для устройства переселенцев, послужат к дальнейшему обеспечению нуждающихся в земле крестьян, повелеваем:
В изменение и дополнение подлежащих узаконений, на основании статьи 87 Свода Основных государственных законов, издания 1906 года, постановить нижеследующие правила:
1. Все незаселенные, но пригодные к заселению земли Алтайского округа передаются, по мере образования на них переселенческих участков, в собственность казны и поступают в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для водворения переселенцев. Права на недра означенных земель сохраняются за кабинетом на основаниях, действующих законом указанных (Пол. крест. Сибир., изд. 1902 г., ст. 126). 
2. В переселенческие участки обращаются: 
а) свободные земли...
3. В состав переселенческих участков не могут быть включаемы: 
а) ценные, защитные и водоохранные лесные дачи; 
б) земли и леса, отведенные или необходимые для отвода кабинетским и частным горнозаводским предприятиям, фабрикам, заводам и другим промышленным заведениям...
4. Предоставляемые переселенцам земли поступают в их постоянное пользование и облагаются оброчною податью на общих основаниях с переселенческими участками...
5. На лиц, водворяемых в Алтайском округе, распространяются все льготы, установленные для крестьян, переселяющихся на казенные земли. 
7. За передаваемые в казну кабинетские земли Алтайского округа государственное казначейство обязано уплачивать кабинету вознаграждение в размере двадцати двух копеек с десятины удобной земли, ежегодно, в течение 49 лет. Уплата сего вознаграждения начинается с 1 января следующего года по истечении первого пятилетия со времени таковой передачи. 
8. В смету Главного управления землеустройства и земледелия, начиная с 1907 г., вносятся необходимые кредиты на расходы по переселению в Алтайский округ...

3 ПСЗ. Т. 26. № 28357. 
Собрание узаконений. 1906. 21 сентября. Отд. I. Ст. 1622.

Какие цели преследовало правительство осуществляя переселенческую политику?

Какие способы получения земли крестьянами обозначены в документе?


Раздаточный материал №5.

Перед октябрьским переворотом российская кооперация насчитывала свыше 60 тысяч первичных объединений различных видов и типов: около 35 тысяч потребительских обществ, 16 тысяч кредитных и ссудно-сберегательных товариществ, 7,8 тысяч сельскохозяйственных обществ, 2,9 тысяч молочных артелей и т.д.

Общую численность кооператоров исследователи определяют до 24 миллионов человек. Суммарные годовые обороты кооперативов достигали сотен миллионов рублей. Окраины России, особенно Сибирь, во многом благодаря кооперации заявили о себе не только на российском, но и мировом рынке, как регионы конкурентоспособных товаропроизводителей. Сельское хозяйство Сибири своему подъёму в дореволюционный период обязано крестьянской кооперации (потребительской, кредитной, маслодельной).

Российская кооперация имела своих достойных идеологов и организаторов. К таким принадлежал Александр Николаевич Балакшин (1844-1921). В начале века в Сибири была создана крупнейшая в мире кооперативная организация – Союз сибирских маслодельных артелей. Ведущая роль в создании этого кооперативного союза принадлежала А.Н. Балакшину. Во многом благодаря Союзу, Сибирь в 20-х годах была крупнейшим в мире центром маслоделия, вторым после Дании экспортёром масла. От продажи масла, поступавшего из Сибири, за границу, в российские банки со всех сторон света золотым потоком стекалась иностранная валюта.

В стоимостном выражении вывоз масла, например, из Западной Сибири почти вдвое превосходил вывоз хлеба. Стоимость вывозимого по Транссибу сибирского масла была выше стоимости всей продукции горной промышленности и выше стоимости среднегодовой добычи золота всей империи. Накануне первой мировой войны из Сибири ежегодно вывозилось свыше 6 миллионов пудов сливочного масла. Оборот Союза сибирских маслодельных артелей к 1917 году составлял 160 миллионов золотых рублей. Союз объединял около 3 тысяч артелей и кооперативов.

А.Сербия по данным сайта http://pravo-wmeste.ru/

Чем можно объяснить стремительное развитие кооперативного движения?

Какую специализацию выбирали крестьянские кооперативы и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методическая разработка учителя: "Личностно-ориентированный подход в деятельности учителя иностранного языка"

Материал представлен в виде презентации.Может быть использован при подготовке выступлений по проблемам обучения в школе и на уроках. Содержит вопросы педагогики и психологии....

Методическая разработка «Виды и формы организации музыкальной деятельности»

Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством музыкального обучения. Автор раскрывает основ...

Методическая разработка "Как подготовить детей к проектной деятельности" 2-4 класс

Методическая разработка "Как подготовить детей к проектной деятельности" 2-4 класс...

Методическая разработка "Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся"

Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся в группе продленного дня (использование психологических занятий и упражнений в игровой форме)...

Методическая разработка урока "Самоопределение подростка через трудовую деятельность"

Разработка представляет собой план-конспект и стенограмму интегрированного урока (литература, технология и обществознание) с применением системно-деятельностного подхода....