Методическая разработка «Виды и формы организации музыкальной деятельности»
методическая разработка по музыке по теме

Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством музыкального обучения. Автор раскрывает основные виды и формы музыкальной деятельности в условиях дополнительного образования детей и подростков, способствует формированию физического и нравственно-эстетического развития индивидуальности воспитанника.

Цель данной методической разработки – представить и раскрыть виды, формы организации музыкальной деятельности, определить их роль, взаимосвязь в обучающем процессе.

Основная задача – дать представление о видах и формах музыкальной деятельности на занятиях, раскрыть содержание различных форм и методов в зависимости от возрастных особенностей обучающихся.

Музыка для ребёнка – это мир эмоциональных переживаний. В нём - огромная палитра красок, научиться пользоваться которой – задача взрослых, прежде всего педагогов-профессионалов, владеющих различными технологиями обучения, формирующих активную роль обучаемого. Музыка выполнит свои воспитательные функции лишь в том случае, если мы поможем детям развить, прежде всего, их эмоциональную отзывчивость. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается, благодаря использованию всех видов музыкальной деятельности, всех творческих возможностей растущего человека с учётом возрастных особенностей ребёнка. Основная цель музыкальной деятельности - формирование и развитие всесторонне развитой личности. Достижение наиважнейшей цели ставит перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc105 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

«Виды и формы организации музыкальной деятельности»

                                                                         педагог дополнительного образования

Т. А. Карпенко  

                                                           Обсуждено на заседании отдельной  

                                 дисциплины дополнительных

                                  образовательных программ

                                                           Председатель – педагог

                                                           дополнительного образования

                                                           (руководитель дисциплины)                                                                                                                            

                                           В. Лаврентьев

Утверждено и рекомендовано к использованию

на заседании ОД

Протокол № __ от «__» _______2014 г.

Тверь 2014г.


Содержание

  1. Вводная часть…………………………………………………………………………….2
  1. Пояснительная записка……………………………………………………….….2
  2. Технологии обучения……………………………………………………………4

      2. Основная часть. Содержание основных разделов обучения……………………….….4

2.1.      Вокально-ансамблевая работа…………………………………………………..4

  1. 2.2.      Пение произведений…………………………………………………………….5

2.3.       Индивидуальные занятия………………………………………………………..6

2.4.      Пение в ансамбле………………………………………………………………...6

2.5.      Теоретические сведения…………………………………………………………7

2.6.      Вокально-интонационные навыки……………………………………………...8

2.7.      Воспитание чувства метроритма………………………………………………..9

2.8.      Воспитание творческих навыков………………………………………………11

      3. Заключительная часть…………………………………………………………………...12

3.1.      Перечень учебно-методического обеспечения и список  литературы………13

3.2.        Дидактическое и материальное обеспечение…………………………………13

3.2.      Рецензия…………………………………………………………………………14

     

Пояснительная записка

Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством музыкального обучения. Автор раскрывает основные виды и формы музыкальной деятельности в условиях дополнительного образования детей и подростков, способствует формированию физического и нравственно-эстетического развития индивидуальности воспитанника.

Цель данной методической разработки – представить и раскрыть виды, формы организации музыкальной деятельности, определить их роль, взаимосвязь в обучающем процессе.

Основная задача – дать представление о видах и формах музыкальной деятельности на занятиях, раскрыть содержание различных форм и методов в зависимости от возрастных особенностей обучающихся.

Музыка для ребёнка – это мир эмоциональных переживаний. В нём - огромная палитра красок, научиться пользоваться которой – задача взрослых, прежде всего педагогов-профессионалов, владеющих различными технологиями обучения, формирующих активную роль обучаемого. Музыка выполнит свои воспитательные функции лишь в том случае, если мы поможем детям развить, прежде всего, их эмоциональную отзывчивость. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается, благодаря использованию всех видов музыкальной деятельности, всех творческих возможностей растущего человека с учётом возрастных особенностей ребёнка. Основная цель музыкальной деятельности - формирование и развитие всесторонне развитой личности. Достижение наиважнейшей цели ставит перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач.  

Обучающие:

- развить систему опорных знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самообразования;

-  сформировать интерес и любовь к пению;

- дать знания и умение использовать различные технические средства, средства массовой информации, справочную и другую специальную литературу в самостоятельном знакомстве с музыкой.

Развивающие:

- дать возможность совершенствования детской, подростковой эмоциональной сферы, эстетического вкуса, интереса, желания слушать и исполнять музыку;

- развивать способности мыслить художественными образами;

- развивать музыкальное мышление, воображение, фантазию;

- развивать точность и тонкость различения звука, оттенков музыкальной речи.

Воспитательные:

- приобщить к "золотому фонду" народной, классической и современной музыки;

- приобщить к "национальной широте" музыкального вкуса - стремления слушать образы национальной музыки своего народа, к желанию познать интонационную музыку, как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (одному из способу эстетического освоения духовной культуры другого народа);

- оказать влияние на духовную автономию свободы, как основе индивидуальной художественной культуры;

- воспитать дисциплинированность, чувство товарищества, вежливость, скромность;

- воспитать умение работать в коллективе;

- воспитать умение сопереживать неудачи и радоваться успехам товарищей;

- воспитать чувство патриотизма, через приобщение к национальной культуре.

Определяя цели и задачи обучения, автор считает важным довести до сведения педагогов тезисное заключение по вступительной части:

- не предмет, которому учат детей, есть главный, а личность, которую формируют;

- не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;

-  развивать творческое мышление стоит всесторонним анализом проблем;

- познавательные задачи следует решать несколькими способами, чаще практикуя творческие задачи;

- необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения;

- следует обеспечить усвоение не просто знаний, а системы знаний;

- обязательно стоит учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединяя в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;

- необходимо изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития;

-  следует поощрять творческую работу учеников.

Технологии обучения

1. Технология рефлексивного обучения – наиболее развитая технология в современном музыкальном образовании, когда создаются условия для формирования умений, знаний и способностей посредством личностного опыта учащегося;

2. Технология проективного обучения – помогает реализовать воспитанникам свой личностный потенциал через актуализацию личностного отношения к изучаемым предметам, проблемам и участникам образовательного процесса.

3. Технологии дифференцированного обучения

(и связанные с ними групповые технологии).

4. Технология игрового обучения.

5. Технология проблемного обучения, в котором особую роль играет эвретический метод (технология - часто применяемая в исполнительской практике).

6. Технология развивающего обучения.

7. Технология коллективной творческой деятельности.

8. Технология программированного обучения.

9. Технология полного усвоения (задаёт единый для всех уровень знаний, умений и навыков, но создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала).

Содержание основных разделов обучения

Вокально-ансамблевая работа

Вокальная работа предполагает разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, внимания, мышления, памяти, творческих способностей, эмоционального отношения к пению.

Начальный этап формирования вокальных знаний особенно важен для индивидуально-певческого развития каждого участника коллектива. На данном этапе закладывается фундамент базисных навыков пения, которыми вокалист  пользуется в освоении последующего материала.

Начальные вокальные навыки формируют такие базисные певческие навыки, как:

- певческая установка;

- правильное звукообразование (мягкую атаку звука),

- певческое дыхание;

- сохранение устойчивого положения гортани;

- формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанные навыки с упражнений на пение сочинений;

- обучение умению анализировать и характеризовать исполняемое произведение.

По окончании начального этапа формирования основ вокальных базисных навыков последующая работа предполагает развитие приобретенных умений на более сложных примерах – упражнениях учебно-тренировочного материала, пении произведений с усложнением вокальных партий, форм.

Изучение теоретических сведений является той базой, на которой строится вокальная работа. Важно теоретически осмыслить строение мелодии, фразы, определяя связи с другими предметами, такими, как строевая подготовка, пение хором, где необходимо чувство ритма, темпа, правильное интонирование мелодии.

Определение на слух ставит своей целью укрепление музыкальной памяти и оперативного мышления.

Ритмическое воспитание имеет цель развивать у учащихся ритмическую координацию на основе ощущения метрической пульсации.

  1. Пение учебно-тренировочного материала

В зависимости от года обучения, возрастных, физиологических особенностей учащегося, его природных данных, степень сложности учебно-тренировочного материала  в разный период обучения различна. Автор считает возможным повторить, что формирование групп происходит в зависимости от вокальных, возрастных, особенностей учащихся, физиологических изменений, происходящих в подростковом возрасте индивидуально с каждым в различный период времени обучающегося, мутационного изменения его голоса.

В зависимости от вышеперечисленных особенностей степень сложности учебно-тренировочного материала различна. Общим для упражнений распевания является следующий принцип построения:

- постепенное расширение диапазона внутри каждого отдельного упражнения и общего диапазона звучания;

-  увеличение степени нарастания интонационных трудностей.

  1. Пение произведений

Первостепенным фактором при обучении пению является возможность для учащихся выразить свои творческие способности в пении, как  ансамблевом, так и сольно.

Подбор произведений следует производить с яркой, лаконичной формой, доступной для детей определённой возрастной категории. Беседы о разучиваемых произведениях целесообразно проводить с привлечением материала из школьной программы из других видов искусств.

Обработка народной песни. Знакомство с национальными, культурными традициями народов мира.

Раскрытие ее значения как выразительницы исторического прошлого народов.

Произведения русских классиков. Сообщение о композиторе, авторе текста (биография, творческий путь), разбор формы произведения. Определение места произведения в творчестве.

Произведения современных композиторов. Сообщение о композиторе, авторе слов (биография, творческий портрет), разбор формы произведения.

Духовные сочинения. Определение места произведения в богослужении, разбор формы, текста. Встречи-беседы со священнослужителями.

Произведения зарубежных классиков. Сообщение о композиторе, авторе текста (биография, творческий путь), разбор формы произведения. Определение места произведения в творчестве.

Сочинения эстрадного направления. Тематический отбор содержания, соответствующего возрастным особенностям, интересу учащихся: предпочтение песням патриотической, духовной направленности. Выбор сопровождения особенно важен: гитара классическая, инструментальное сопровождение ВИА, рояль, пение под фонограмму, соответствующей качественным слуховым параметрам, отвечающей диапазону звучания голоса ребёнка, сбалансированной по тембральным характеристикам. Использование фонограмм с проведением партии голоса недопустимо.

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия пением целесообразно проводить по индивидуально-разработанным планам.

Индивидуальные занятия предполагают:

- помощь педагога конкретному ребенку в освоении материала, изучаемого в классе, представляющим сложность в освоении;

- подготовку  ребенка способного (одаренного) к выступлению с определенной песней (программой выступления).

Автор считает, что в условиях работы дополнительного образования есть все необходимые составляющие, при которых индивидуально проводится работа, как с одаренными детьми, так и нуждающимися в помощи.

Задачи педагога в работе с одаренными детьми заключается в следующем:

- продолжается работа по развитию музыкального слуха;

- совершенствуются вокальные и технические приемы владения голосом;

- формируется умение передавать музыкальный образ произведения, задуманный авторами – композитором и поэтом;

- развиваются творческие способности и актерское мастерство.

Работа с «отстающими» детьми включает в себя:

- развитие музыкальных способностей;

- работу над координацией между слухом и голосом;

- развитие голосового аппарата;

- вокальную работу (предполагается музыкальный материал облегченного варианта);

- создание комфортной атмосферы для работы не только на индивидуальных занятиях, но и в классе (пении ансамблем), то есть на групповых занятиях.

Пение в ансамбле

Целесообразно проводить обучение в малых и общих группах ансамбля. Обучающимся вокальному пению сольно также полезно заниматься в  основном составе ансамбля, где они получали бы вокальное воспитание на протяжении всего времени обучения. Необходимо рассматривать ансамбль как единый, целостный организм, решающий одни задачи,  при этом подразделяя состав его участников по возрастным критериям на три коллектива: младший (5-6 классы), средний (7 – 9 классы) и старший (10-11классы). В процессе обучения детей и подростков следует распределить на небольшие группы (от двух до восьми человек) соразмерно состоянию их голосового аппарата в период мутации, и происходящих, в связи с этим,  возрастными  изменениями. Автор считает, что в малых группах состав участников ансамбля следует формировать таким образом, чтобы в одной партии (на одном занятии) пели либо дисканты, либо тенора. Необходимо планировать каждую группу, исходя из общего диапазона звучания голосов, поющих в ней. В соответствии с возрастными изменениями, сопровождающиеся мутационным периодом, который для каждого участника вокального класса индивидуален, возможны изменения в составе групп ансамбля на протяжении всего времени обучения. Объединение групп в основной ансамбль следует проводить на сводных репетициях, когда участниками ансамбля проделана основная вокально-интонационная работа и есть возможность для сценического воплощения художественного образа. Задача педагога  –  контролировать мутационный период каждого участника ансамбля в тесной связи с врачом фониатором, создавая комфортные условия соответственно возрастным изменениям учащегося, профессионально подбирая тесситуру, нагрузку звучания партии.

Творческий рост коллектива происходит в непосредственной связи с индивидуально растущими способностями каждого его участника. Предлагаемые интонационные упражнения используются на занятиях в качестве музыкального материала для всего состава ансамбля.

Теоретические сведения

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом исполнителя. Это особенно относится к детям, обучающимся в младших классах, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.

Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в ладе приносит проигрывание  на фортепиано всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодически и гармонические обороты и т.д.).

Обучающиеся на занятиях исполняют, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, потому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в конце курса обучения.

Теоретические знания

Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося (пении соло, в ансамбле).

Вокально-интонационные навыки

Одной из необходимых форм работы на занятиях является пение вокально-интонационных упражнений. Упражнения помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения и анализа на слух.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически теоретические сведения, которые обучающиеся получают на занятиях.

При работе над интонационными упражнениями необходимо внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато).

Большую роль играет тональная настройка. Интонационные упражнения в начале занятий выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует оформлять ритмически. Упражнения поются как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д. Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада используются элементы существующих современных систем начального музыкального образования, как, например, показ ступеней по болгарской столбице, ручными знаками из венгерской системы относительной сольмизации, а также и некоторые другие приемы (числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточки с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т.д.).

В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и, как подготовительные упражнения к многоголосному пению, необходимо пропевать интервалы, аккорды и последовательности в гармоническом звучании.

Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного тона.

Пение вокально-интонационных упражнений, как учебно-тренировочный материал, чаще используют в начале занятия: при распевании или перед теоретическим разбором определённых ритмических, интонационных, ансамблевых и иных трудностей, определённых в сочинении. Не следует уделять им слишком много времени, так как это – вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки  из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом.

Данная методическая разработка, написана автором с учётом личного опыта, а также опыта преподавателей-теоретиков, практикующих подобную методику, предполагает использование однотонального ладового метода в течение всего первого года обучения. Подобная методика дает возможность скорейшему беспрепятственному формированию базовых теоретических знаний, практических умений и навыков. Занятие выдерживается в едином ладово-гармоническом ладе в рамках одной тональности. Данный метод способствует активной слуховой аналитической деятельности участников ансамбля, формирует базовые теоретические знания,  позволяет выполнять творческие задания без перестройки слуховых впечатлений. Со второго года обучения происходит переход в разные тональности, при этом теоретические навыки, приобретённые на начальном этапе обучения, применяются беспрепятственно уже на новых ладовых тяготениях.

Данная методика, представленная на начальном этапе обучения, являет собой сжатый теоретический, учебно-тренировочный материал основополагающих базисных знаний, позволяет в старших классах увеличить объем материала на уже известных структурах ладовых отношений.

 Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии. Навык исполнения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной  записи. В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить детей мысленно представлять мелодию, свободно ориентироваться в ней). Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность. В связи с этим, однотональный метод, рекомендуемый автором методической разработки на первом году обучения, когда пение учебно-тренировочного материала, подача теоретических сведений и иные формы работы ведутся в одной тональности, способствует формированию и установлению быстрых и прочных ладотональных связей у обущающихся.

В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, необходимо обучать ученика все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя ощущения конкретной тональности. Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. В младших классах дети это делают совместно с педагогом, в старших – самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать приём сольмизации (проговаривания названий звуков в ритме).

При пении с листа очень важна предварительная настройка в тональности. Примерная форма настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность).

Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые детям мелодические и ритмические обороты. Очень важна художественная ценность примеров, их стилистическое разнообразие, доступность для возраста.

Как пение выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению.

Важным и полезным приёмом в работе с подростками является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.

Воспитание чувства метроритма

Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков. Возможности для развития чувства метроритма имеются в различных видах работы (слуховой анализ, пение вокально-интонационных упражнений и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей младшего возраста, связано с двигательной активностью. Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть – «шаг», восьмые – «бег»).

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений:

-   простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии;

- повторное (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом;

- простукивание ритмического рисунка, записанного на доске, специальных карточках, по нотной записи;

-   проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием или без него;

-   простукивание ритмического «остинато»,  аккомпанемента к песням;

- чтение и воспроизведение  несложных ритмических партитур на ударных инструментах;

-  запись ритмических диктантов (ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т.д.).

Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог должен сам составлять варианты таких упражнений и продумывать новые. Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, оборот должны, прежде всего, быть воспринят эмоционально, затем практически проработан, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для обучающегося значительную трудность, поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли (например, тактированием). Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.

Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также применять дирижирование (тактирование) при слушании музыки.

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)

Слуховой анализ, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача педагога  – научить ребёнка правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую  слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (пением и анализом интонационных упражнений, пением с листа, творческой работой).

Систематическая работа по анализу на слух даёт возможность детям и подросткам накопить внутренние слуховые представления, развивает их музыкальную память, мышление. Особое значение систематическая работа по анализу имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает теоретическое осмысление упражнений, разбор произведения с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении сочинений, осмысленном музыкальном его восприятии. Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:

- целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;

- анализ отдельных элементов музыкального языка.

Целостный анализ. Его основная задача – научить ребёнка слушать музыкальные произведения.

При прослушивании  одноголосной мелодии дети должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т.д., и дать всему словесное объяснение.

При анализе многоголосной музыки обучающиеся должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).

Решающую роль при этом играет подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно на начальном этапе обучения, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру. Это могут быть примеры из музыкальной литературы, а также произведения, исполняемые учащимися в классе сольного (ансамблевого) пения.

Одним из обязательных условий для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение музыкальных произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в аудио, видео записи. Целостным анализом необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения.

Анализ элементов музыкального языка. Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения:

- анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада,  мелодических оборотов;

- ритмических оборотов;

- интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, от звука, в тональностях, на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях;

- аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании.

Следует заметить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на занятиях, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.

В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть использованы, как примеры из художественной литературы, так и сочиненные педагогом специальные слуховые упражнения (мелодия с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов и аккордов и т.д.). Также в качестве примеров могут быть небольшие музыкальные построения (фраза, период), сочинённые самими детьми, что, в свою очередь, будет являться их творческой деятельностью. Подобный вид работ всегда вызывает неподдельный интерес, как у исполнителей, так и у и слушателей. Музыкальные примеры должны быть организованы метроритмически и исполнены музыкально. Следует помнить, что в качестве примеров для анализа музыкального языка могут, и должны, быть разобраны изучаемые произведения пению сольно и в ансамбле. Все формы работы тесным образом связаны между собой и признаны способствовать теоретическому осмыслению музыкального языка исполняемых учащимися произведений.

Воспитание творческих навыков

Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и, вместе с тем, осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные возможности каждого ребёнка, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного освоения материалом, помогает в исполнительской практике.

Поскольку творчество связано с самостоятельными действиями, оно психологически раскрепощается детей. Ребёнок становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.

Творческие упражнения на занятиях активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у обучающихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, определении на слух, эмоциональном исполнении произведения. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания. Творческие задания должны быть доступны.

Творческую работу можно начинать с начального этапа занятий, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний.

Основным видом творчества является импровизация:

- допевание ответной фразы;

- досочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;

- сочинение мелодий на заданный текст.

Лучшие работы детей можно использовать в качестве материала для пения с листа в группах, пения интонационных упражнений, транспонирования и т.д.

Творческие приемы развития слуха особенно эффективны в младших классах.

Заключительная часть

Таким образом, различные виды и формы работы тесным образом связаны между собой. Важно, по мнению автора, применение форм и методов музыкальной деятельности во взаимодействии. Одним из таких примеров взаимодействия может служить использование на занятии музыкального материала единого для изучения по различным предметам (фортепианная пьеса, фрагмент вокальной партии и т.д.). В этом случае,  теоретическое осмысление тесным образом переплетается с исполнительским навыком. Воспитанник грамотно подходит к изучению сочинения, руководствуясь теоретическими сведениями на практике.

Помимо основной цели: способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков применение различных форм и видов работы на занятиях во взаимодействии способствует теоретическому осмыслению исполнительской деятельности обучающихся.  Теоретическое осмысление в исполнительской деятельности, несомненно, расширяет возможности обучения, при желании, подготавливая почву к дальнейшему профессиональному обучению.

Автор считает необходимым довести до сведения педагогов о целесообразности применения сочетаний не только различных форм и методов, но и технологий обучения. Так технология рефлексивного обучения и технология проективного обучения, по мнению составителя, в сочетании создают наилучшие условия для формирования умений, знаний и способностей посредством собственного личностного опыта учащегося, что помогает реализовать воспитанникам свой личностный потенциал через актуализацию личностного отношения к изучаемым предметам, проблемам и участникам образовательного процесса.

Дидактическое и материальное обеспечение:

  1. Лекционная аудитория.
  2. Доска для демонстрационного материала
  3. Наличие фортепиано в классе.
  4. Наличие видео- и аудиосистемы в классе.
  5. Наличие видео- и аудио-курсов по вокальной методике различных авторов.
  6. Наличие фонотеки с записями различных певцов и вокальных групп.
  7. Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями и пр.

Перечень учебно-методического обеспечения и список  литературы:

1. Ламперти Ф. Искусство пения / Ф. Ламперти. – Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология – 2-е издание / Л.Д. Столяренко.  – Ростов на Дону: Феникс, 2003.

3. Стулова Г.П.  Теория и практика работы с детским хором / Г.П. Стулова. – Москва, 2002.

4. Малинина Е.М.  Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина. –  Ленинград: 1967.

5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности

Д. К. Кирнарская – Москва: Таланты-21 век, 2004.

6. Вайкль Б. О пении и прочем умении / Б. Вайкль. – Москва: Аграф, 2000.

7. Борухзол Л.М. Детский музыкальный театр «Вокруг рояля». СПб.: Композитор, 2009

8. Брауз Дж.А., Вуд Д. Энвайронментальное образование в школах: пер. с англ. NAAEE, 1994. 97 с.

9. Загашев И.О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. 2-е изд. СПб: Альянс «Дельта»: Речь, 2003. 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Виды работы с использованием музыкально-компьютерных технологий на уроках теоретического курса ДМШ"

Возможные виды работы с применением компьютерных технологий по предметам теоретического цикла ДМШ в соответствии с типами музыкально-компьютерных программ, а внутри них – в соответствии с ...

"Праздники и развлечения в детском саду" как одна из форм организации музыкальной деятельности детей в рамках ФГОС

Праздники и развлечения являются одной из форм организацийМузыкальной  деятельности детей дошкольного возраста, направленной на их художественно-эстетическое развитие...

Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»

В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....

Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)

Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...