Методическая разработка урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.» (9 класс)
методическая разработка по истории (9 класс)

Софронова Анастасия Юрьевна

Разработка урока в 9 классе по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sofronova_ayu_metod._razrabotka.docx307.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Софронова А.Ю., учитель истории и обществознания

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по истории России в 9 классе»

Тип занятия:

Изучения нового материала

Тема урока

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Предметные результаты обучения:

Знать обстановку накануне отмены крепостного права и содержание крестьянской реформы, понимать значение реформы, уметь объяснять значение понятий: отрезки, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне, мировые посредники.

Метапредметные результаты обучения:

Определять и объяснять своё отношение к наиболее значимым историческим событиям; формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию.

Этапы:

  1. Организационный этап
  2. Создание проблемной ситуации

Учитель зачитывает цитату:

«В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861  г., у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта, столь важного, который бы до такой степени определил собою направление самых разнообразных сфер нашей жизни». (В. О. Ключевский)

  1. Учащиеся называют тему урока и формулируют цель.

Цель: сформировать представление о новом императоре, Александре II, изучить основные положения и выяснить итоги и значение  крестьянской реформы 1861 года

Задачи: искать информацию в историческом источнике и её анализировать, формулировать собственное мнение о значении реформы и аргументировать свою позицию.

  1. Мотивация: учитель показывает иллюстрацию (см. приложение 1).

Проблемный вопрос на урок: объяснить противоречие цитаты В.О. Ключевского и иллюстрации.

  1. Актуализация знаний: учащиеся характеризуют значимость крестьянского вопроса во внутренней политике царского правительства, используя тонкие и толстые вопросы (см. приложение 2).
  2. Изучение нового материала
  1.  Личность императора Александр II.

Учитель называет воспитателей Александра (К.К. Мердер, В.А. Жуковский, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин) и задает вопрос: какие особенности характера могли сформироваться у Александра благодаря такому кругу воспитателей?

Ученики читают п.1 § 16 и пытаются ответить на вопрос: почему Александру IIвстанет на путь реформ?

  1. Причины отмены крепостного права

Ученики изучают содержание п.2§16, вспоминают содержание п. 4 §15 и выполняют задание (см. приложение 3)

  1. Подготовка крестьянской реформы.

Ученики смотрят таблицу на слайде и отвечают на вопрос: почем у каждого из помещиков был именно такой проект реформы? (см. приложение 4).

6.4.Основные положения крестьянской реформы.

Учащие читают отрывок из  манифеста 19 февраля 961 года (см. приложение 5) и дают характеристику реформы.

6.5. Значение реформы

Учащиеся приводят аргументы в пользу того, что реформа имела положительное значение.

Учитель выводит на экран проектора иллюстрацию (приложение 3) и просит объяснить противоречие цитаты В.О. Ключевского и иллюстрации.

Учащиеся называют аргументы, свидетельствующие о проведении реформы в большей степени в интересах помещиков, нежели крестьян.

Учитель зачитывает дополнительную информацию в подтверждение слов учеников: «Ответом крестьян, недовольных кабальными условиями реформы, стали массовые волнения. Из общего числа крестьянских волнений, произошедших по всей стране в 1857–1861 гг., 62 % выступлений пришлось на время после объявления реформы 1861 г.» 

  1. Рефлексия

Учащиеся  продолжают фразы

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Особенно мне понравилось…";

"Было трудно…"

"Я похвалил бы себя…".

  1. Домашнее задание: § 16, эссе «Моя оценка крестьянской реформы»

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

Устный опрос по вопросам в конце параграфа,

пересказ пунктов, тест или письменные задания

Примеры вопросов:

Какие меры применялись в XIX для решения крестьянского вопроса?

Какое событие XIX подтолкнуло Александра II к проведению реформы?

Каковы были главные причины необходимости отмены крепостного права?

Кто принимал участие в обсуждении проектов отмены крепостного права? Приведите примеры проектов.

Расскажите о содержании реформы?

Каково значение отмены крепостного права?

Почему после провозглашения отмены крепостного право увеличилось число крестьянских волнений?

Пример задания:

Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Приложение 1.

http://hist-world.com/images/historia/alekseev-karpov/muzhichok-na-odnoj-noge.jpg

Приложение 2.

Приложение 3.

Задание: заполните пустые строки-«косточки» по аналогии с указанным примером. На верхних «косточках» указываются причины, приведшие к отмене крепостного права, на нижних «косточках» - факты, которые показывают отражение причин в действительности.

  1. Необходимость ослабления социального напряжения

4. Недовольство крестьян, восстания в ряде губерний

5.

6.

Приложение 4.

Приложение 5.

Из Манифеста

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в

свое время полные права свободных сельских обывателей.

     Помещики, сохраняя право собственности на все  принадлежащие

им земли,  предоставляют крестьянам, за установленные повинности,

в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для

обеспечения   быта   их   и   исполнения   обязанностей  их  пред

правительством,  определенное  в  положениях  количество  полевой

земли и других угодий.

     Пользуясь сим поземельным наделом,  крестьяне за cиe обязаны

исполнять  в   пользу   помещиков   определенные   в   положениях

повинности.  В сем состоянии,  которое есть переходное, крестьяне

именуются временнообязанными.

     Вместе с  тем  им  дается  право   выкупать   усадебную   их

оседлость,  а  с  согласия  помещиков  они  могут  приобретать  в

собственность полевые земли и  другие  угодья,  отведенные  им  в

постоянное  пользование.  С таковым приобретением в собственность

определенного   количества   земли   крестьяне   освободятся   от

обязанностей  к  помещикам  по  выкупленной  земле  и  вступят  в

решительное состояние свободных крестьян-собственников.

     Особым положением о  дворовых  людях  определяется  для  них   29

переходное   состояние,   приспособленное   к   их   занятиям   и

потребностям;  по истечении двухлетнего срока от дня издания сего

положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

     На сих    главных    началах    составленными    положениями

определяется  будущее  устройство  крестьян  и  дворовых   людей,

установляется  порядок  общественного  крестьянского управления и

указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и

возлагаемые  на  них  обязанности в отношении к правительству и к

помещикам.

Из Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

1.Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2.На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедщим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личныя, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в. Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.

3.Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащия им земли, предоставляют, за установленныя повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей Пред правительством и помещиком то. количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне, за отведенный, на основании предъидущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу помещиков определенныя,в местных положениях повинности: работою или деньгами.

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующия за сие повинности в пользу помещика, определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправнаго отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен, с этою целию, в местных положениях;

11. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость, посредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в местных положениях изложенных.

12. С согласия помещиков крестьяне могут, сверх усадебной оседлости, приобретать в собственность, на основании общих законов, полевыя земли и другая угодья, отведенный тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела, или определенной в местных положениях части онаго, прекращаются все обязательныя поземельныя отношения между помещиками и означенными крестьянами.

14. Дабы облегчить крестьянам приобретение в собственность отведенных им в постоянное пользование земель, в случае добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами, или в случае требования самого помещика, правительство оказывает пособие, в . том размере и тем порядком, какие определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются "временно-обязанными крестьянами".

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются "крестьянами-собственниками".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Учебно-методическая разработка урока по теме:" Причины и начало Первой мировой войны"

Урок предназачен ля учащихся 9-классов,с целью познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны,ее влиянием на социально-экономическое и политическое положени стран,вступивших в войну,выявить цел...

Методическая разработка урока по теме « Может ли мое село быть привлекательным для туристов?» (11 класс)

Данный урок способствует совершенствованию устной и письменной речи, проявлению навыков работы в команде, воспитанию чувства патриотизма....

Методическая разработка урока по теме: "Финляндия и начало Блокады Ленинграда"

Может быть использована на уроках истории России в 9 и 11 классах, а также на факультативных занятиях....

Методическая разработка урока на тему: "СССР во времена правления Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока на тему: "СССР во времена правления Н.С. Хрущева" составлена по дисциплине ОУДБ.03 История. Это занятие проводится для студентов первого курса СПО (техникума) в...

Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г....

Презентация "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г."

Презентация по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г." по дисциплине "История" 9 класс...