Методическая разработка урока "Аграрная реформа Столыпина"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Черткова Ольга Александровна

Урок разработан для обучающихся 9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_agrarnaya_reforma_stolypina.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Талаканская СОШ №6

Урок истории в 9 классе

Тема урока: «Аграрная реформа П.А. Столыпина»

       Разработала: учитель истории

МОБУ Талаканской СОШ №6

            Черткова Ольга Александровна                        

п. Талакан

2013 г.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о реформах П.А.Столыпина как об определенной трансформации революции “снизу” в революцию “сверху”. Уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства. Уяснить причины, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.

Задачи урока:

1.Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и   событий, работы с компьютером.

2.Воспитывать уважение к личности П.А.Столыпина, как крупного государственного деятеля, интерес к отечественной истории.

3. Продолжать развивать умение работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Оборудование:

  1. Портрет П.А.Столыпина.
  2. Плакат “Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина”.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России ХХ - начало ХХ1 века. М.: Просвещение. 2008.
  4. Компьютерный учебник. История России. ХХ век. М.: “Клио Софт”. 2002.

План урока:

  1. Альтернативы общественного развития России в 1906 году.
  2. Личность П.А.Столыпина.
  3. Суть аграрной реформы П.А.Столыпина.
  4. Итоги аграрной реформы.
  5. Значение аграрной реформы. Связь с современностью.
  1. Альтернативы общественного развития России в 1906 году. Итак, 1906 год Россия встретила на распутье: шел второй год революции. У России существовала возможность развития событий в этот период по трем направлениям.
  1. Дальгнейшее продолжение революции.
  2. Наступление контреволюции.
  3. Трансформация революции «сверху» в революцию «снизу».

Вопросы для беседы:

  1. Какой путь был предпочтительнее для России в создавшихся условиях 1906 года?
  2. Какие реформы необходимо было провести в стране?

Учитель: Проводником данных реформ стал Председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин. Давайте познакомимся с этим государственным деятелем.

Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин, называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина. А  В.В. Путин отметил, что место и роль Столыпина в отечественной истории огромны, но его заслуги долгое время были несправедливо забыты и недооценены.

2. Личность П.А.Столыпина. Сообщение учащегося  о личности   П.А. Столыпине. (Слайд №1) 

Задание учащимся: Выписать в тетрадь из сообщения основные этапы государственной деятельности Столыпина и главные черты его характера. Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.

Проверка записей в тетрадях.

Вывод учителя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.

3.Суть аграрной реформы. Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года.

Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.Работа с документом . Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 4, с. 47)

Вопросы для беседы: 1.Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).

2.Каковы цели аграрной реформы? ( Разрушение общины. Создание широкого слоя мелких собственников. Стремление отвлечь крестьян от идеи захватить и переделить помещичьи земли.) (Слайд 2)

Основные мероприятия аграрной реформы:

работа с § 4 учебника (по группам):

  • I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.46-47);
  • II группа: Переселенческая политика (с.48-49)

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод в форме схемы.(Слайд 3,4)

Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

 

Работа с понятиями. (Слайд 5)

Запись в словари

Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.

                          Кому выгодно данное мероприятие?

Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”. (Слайд 7)

Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа. (Слайд 8)

4.Итоги реформ. Прослушивается компьютерная лекция “Итоги столыпинской аграрной реформы”. На основе прослушанной лекции учащиеся заполняют таблицу “Итоги реформы П.А.Столыпина”

  • 1 Варианту - выписать в таблицу положительные и отрицательные результаты создания новых форм землевладения и землепользования;
  • 2 Варианту – выписать в таблицу положительные и отрицательные результаты  переселения крестьян

Таблица. Результаты аграрной политики

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба

Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

За Урал переселилось более 3 млн. крестьян. Освоено 30 млн. десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не было решена.

От 0,5 до 1 млн. крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением

5.Значение аграрной реформы. Связь с современностью. (Слайд 9)

П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.

-Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).

Выступая перед депутатами II Государственной Думы в марте 1907 г., председатель Совета министров П.А. Столыпин сказал: «Пусть собственность будет общая там, где община ещё не  отжила, пусть будет она подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная».

В июне 1996 г.президент России Б.Н. Ельцин в «Обращении к селянам» пытался ответить на вопрос о том. какая форма ведения сельского хозяйства – индивидуальная или коллективная- лучше. «Для России подходит и та и другая форма, полагал президент, - будь то бывший совхоз или колхоз, фермерское хозяйство  или личное подворье. Не это важно. Главное, чтобы человек чувствовал и знал, что он работает на своей земле и для себя».

-Как вы считаете, случайно ли совпадение суждений двух отечественных государственных деятелей?

-Справедливо ли утверждение, что нынешние проблемы российского сельского хозяйства сродни проблемам, существовавшим в начале XX века?

 В.В. Путин заявил: «Отмечать памятную дату, посвященную 150- летию со дня рождения П.А. Столыпина, нам предстоит в 2012 году, и мы должны сделать это достойно, с уважением к страницам собственной истории. Нужно сделать все, чтобы это событие получило общественный отклик и резонанс». В рамках празднования юбилея П. Столыпина правительство планирует провести следующие мероприятия: в Москве появится улица имени П.А. Столыпина, его имя будет присвоено городскому университету управления. Одним из самых основных событий будет установка монумента Столыпину, его имя будет также присвоено подводному кораблю ВМФ России.

 Д/з п.4, ответить на вопросы

Ресурсы

  1. http://www.nameofrussia.ru/person.html?id=100
  2. http://www.bibliotekar.ru/stolypin/index.htm
  3. http://www.kvartira331.narod.ru/_mat/_ref/Stolipin.htm
  4. http://www.stolyipin.narod.ru/Itogi_agrarnoy_reformi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 классе"Реформы Столыпина - "тихая революция"

Урок истории в 9 классе построен в технологии деятельностного подхода.Это урок введения нового знания.Работа в классе ведется как в группах, так и индивидуально. Использованы исторические документы....

Урок истории в 9, 11 кл.: "Реформы Столыпина" или "Программа модегнизации России"

История РоссииРоссия в начале ХХ – ХХI в.Россия в начале ХХ в.(1900-1916 гг.) 12 ч.Урок №9.   Тема урока:  «Реформы П..А. Столыпина» или «Программа модернизации России»...

"Аграрная реформа Столыпина"

Урок с использованием ИКТ, предназначен для подготовки к ЕГЭ по истории....

Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»

Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...

Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"

Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"...

Реформы Столыпина

урок истории в 9,11 кл...

Методическая разработка урока "Экономические реформы 1906-1911 гг. Деятельность П.А. Столыпина"

Методическая разработка урока "Экономические реформы 1906-1911 гг. Деятельность П.А. Столыпина", с использованием методов развития критического мышления....