Урок истории в 8 классе по теме "Александр I: надежды или разочарование?"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Кохан Ольга Адольфовна

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Александр I: надежды или разочарование?" На уроке организована групповая работа учащихся с документами, самостоятельную работу, тестирование. Урок сопровождается комрьютерной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Повторительно-обощающий урок77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

урока по истории России в 8 классе

по теме

«Эпоха Александра I.

Надежды или разочарование?»

Образовательная область: история России.

Вид занятия: повторительно-обощающий урок.

Составила учитель истории Кохан Ольга Адольфовна

2009 год

Эпоха Александра I.

Надежды или разочарование?

Повторительно-обобщающий урок.

Цель урока:

1. Повторить главные вопросы истории России первой четверти XIX века (внутренней и внешней политики, особенности общественного движения)

2. Развивать умение работать в группе, развитие умений анализировать исторический документ,  давать оценку роли личности в истории России.

3. Воспитание патриотизма на примере исторических личностей начала XIX века.

Оборудование.

  1. Историческая карта «Отечественная война 1812 года».
  2. Раздаточный материал -- исторические документы.
  3. Компьютерная презентация.
  4. Тесты по вариантам.
  5. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., 2008.

План урока.

  1. Главные события внутренняя политика Александра I.
  2. Главные события внешней политики Александра I.
  3. Общественное движение в годы правления Александра I.
  4. Выдающиеся люди эпохи Александра I.
  5. Работа с документами по теме.
  6. Контрольное тестирование.

Методические приемы организации урока.

Повторение, опережающие задания, работа в группах, работа с документами, самостоятельная работа учащихся дома по подбору материала, проблемное обучение, тестирование, обращение по ходу урока к слайдам презентации.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Знакомство с целями и основной проблемой урока (Эпоха Александра I. Надежды или разочарование.)
  2. Организация работы по группам.

Класс на предыдущем уроке разделен на 4 группы. Каждая группа получила свою тему для отчетного сообщения по эпохе Александра I. Темы для сообщений: «Внутренняя политика Александра I», «Внешняя политика Александра I», «Общественное движение при Александре I», персоналии эпохи.

Каждая группа отчитывается по своей теме, ей задаются, если нужно, дополнительные  вопросы. Приветствуется не просто изложение фактов, но и оценка важнейших событий, умение высказывать свое мнение по теме. Каждая группа должна уложиться по времени в 5 – 6 минут. После ответов учащихся учитель проводит сверку ответов с материалами слайдов к уроку. Схема ответов выглядит примерно так.

I тема «Внутренняя политика Александра I». Учащиеся дают краткую характеристику:

  • 1802 – введение министерств
  • 1808 -- составление М.М. Сперанским «Введения к уложению государственных законов»
  • 1810 -- учреждение Государственного Совета
  • 1801 -- запрет публикаций в газетах объявлений о купле-продаже крепостных
  • 1803 -- указ о «вольных хлебопашцах»
  • 1804 -- начало аграрной реформы в Прибалтике (ограничение повинностей государством)
  • 1804 -- создание новых университетов, их автономия
  • 1815 – Польша и Финляндия получают Конституции
  • 1818 – поручение Н.Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции («Уставная грамота»)
  • 1820 – «Уставная грамота», подобно проекту М.М. Сперанского отложена в долгий ящик.
  • 1815 – указ, запрещавший крестьянам «отыскивать вольность» в суде
  • 1815 – 1917 – создание военных поселений
  • 1822 – подтверждено право помещиков ссылать крепостных в Сибирь без суда
  • 1818 – указ, разрешающий государственным крестьянам создавать фабрики и заводы
  • 1818 – проект Аракчеева об отмене крепостного права
  • 1819 – ужесточение контроля над образовательными учреждениями

Тема II «Внешняя политика Александра I». Дается краткая характеристика:

  • 1804, 1806 – участие России в третьей и четвертой антифранцузских коалициях.
  • 1807 – Тильзитский мир с Францией. Присоединение России к континентальной блокады Англии.
  • 1808 – 1809 – Русско-шведская война. Присоединение Финляндии.
  • 1806 – 1012 – русско-турецкая война. Присоединение к России Бессарабии.
  • 1804 – 1813 – русско-иранская война. Гюлистанский мир.
  • Отечественная война 1812 года.
  • 1813 – 1814 – заграничный поход русской армии.
  • 1814 – Венский конгресс.
  • 1815 – образование Священного союза

Тема III «Общественное движение при Александре I». Схема ответа выглядит примерно так:

  • Причины создания тайных обществ
  • 1816 – 1818 – «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества».
  • 1818 – 1821 – «Союз благоденствия». «Зеленая книга».
  • 1821 – 1825 – Южное общество. Павел Пестель. «Русская Правда».
  • 1821 – 1825 – Северное общество. Никита Муравьев. «Конституция».
  • Общество соединенных славян.
  • Сравнение программных документов Северного и Южного обществ.
  • 14 декабря 1825 года – выступление на Сенатской площади.
  • Разгром восстания декабристов

Тема IV «Персоналии» предполагает самостоятельную работу учащихся по выбору наиболее выдающихся политических деятелей эпохи и кратком рассказе о них. Можно порекомендовать составление рассказа о М.И. Кутузове, Александре Алексеевиче Тучкове, Денисе Давыдове, М.М. Сперанском, Алексее Андреевиче Аракчееве. Ребята должны дать ответ, чем им интересен это человек?

  1. Следующий этап урока – работа с документами по теме, организованная по группам, ответы на вопросы к документам. (Документы прилагаются). Каждой группе дается на ответ не более 2 минут.

  1. Подведение итогов проблемы, поставленной в начале урока: как мы можем с точки сегодняшнего дня оценить эпоху Александра I?

  1. Завершает урок итоговое тестирование по теме. Проверка тестирования может быть проведена как в классе сразу же после написания (что более желательно, так как ученики сразу могут увидеть результат своего труда), так и после урока с подведение итогов на следующем уроке.

6. Дополнительное задание (в случае наличия свободного времени).

Есть свидетельства, что Наполеон собирался отменить крепостное право в России, как он делал это в других странах. Такой шаг обеспечивал ему на время поддержку. Почему Наполеон не решился освободить русских крестьян?

Ответ можно строить исходя из слов Наполеона: «…когда я узнал грубость нравов этого многочисленного класса русского народа, я отказался от этой меры, которая обрекла бы множество семейств на смерть, разграбление и самые страшные муки».

  1. В конце урока предлагается домашнее задание творческого характера по выбору (заранее написано на доске или выведено на слайды): 1) назовите наиболее значимое на ваш взгляд событие первой четверти XIX века; 2) назовите наиболее значимого политического деятеля первой четверти XIX века. Выполнение этого задания предполагает подготовку учащихся к написанию исторического эссе.

Учитель обращает внимание на литературу по теме (она выставлена на стенде), выставляет отметки за работу на уроке.

Тестирование по теме «Александр I: надежды или разочарование?»

I вариант.

  1. При вступлении на престол Александр I обещал следовать политическому курсу:

а) Петра I;                                                   в) Екатерины II;

б) Петра III;                                                г) Павла I.

  1. По проекту М.М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархией;                 в) парламентской монархией;

б) конституционной монархией;             г) республикой.

  1. Соотнесите правильно.

а) Главнокомандующий                              1. М.Б. Барклай-де-Толли                          

б) Командующий 1-й армией                     2. Александр I

в) Командующий 2-й армией                     3. А.П. Тормасов

г) Командующий 3-й армией                     4. П.И. Багратион

  1. Укажите неверный ответ. Самыми известными руководителями партизанской борьбы были:

а) Д.И. Давыдов;                                         в) П.И. Багратион;

б) А.С. Фигнер;                                           г) В. Кожина.

  1. Выберите правильный ответ. Главная причина победы над Наполеоном:

а) всенародный, отечественный характер борьбы;

б) поддержка союзных стран;

в) суровая зима;

г) экономическая мощь России.

  1. Укажите неверный ответ.

 В 1813 – 1814 годах союзниками России в борьбе с Наполеоном выступали:

а) Англия;                                                      в) Австрия;

б) Пруссия;                                                    г) Турция.

  1. Укажите неверный ответ. Основными промышленными центрами России после отечественной войны 1812 года по-прежнему оставались:

а) Петербург;                                    в) Баку;                                   д) Урал.

б) Москва;                                         г) Тула;

  1. Продукция отечественной легкой промышленности преимущественно продавалась

а) внутри страны;

б) в западные страны;

в) в страны Востока.

  1. Выберите неверный ответ. Основные причины зарождения организованного общественного движения в первой четверти XIX века:

а) распространение в среде просвещенного дворянства либеральных идей;

б) реформаторская деятельность правительства;

в) подрывная деятельность зарубежных держав;

г) нерешительность правительства в проведении реформ;

д) вступление молодых офицеров в массонские организации в период военного похода во Францию.

  1. Первое тайное общество в России:

а) Союз спасения;                                         в) Южное общество;

б) Союз благоденствия;                                г) Северное общество.

  1. Какую военно-политическую задачу стремились решить на Сенатской площади участники выступления 14 декабря:

а) арестовать Николая и его семью;

б) предотвратить присягу сенаторов и членов Государственного Совета новому императору;

в) помешать правительственным войскам взять под контроль столицу;

г) нейтрализовать сторонников великого князя Константина.

Ответы. I вариант.

1 в.

2 б.

3. а-2, б-1, в- 4, г-3.

4 в.

5 а.

6 г.

7 в.

8 а.

9 в.

10 а.

11 б.

Тестирование по теме «Александр I: надежды или разочарование?»

II вариант.

1. Укажите неверный ответ: в состав Негласного комитета входили:

а) П.А. Строганов;                          в) А.А. Аракчеев;                  д) В.П. Кочубей.

б) Н.Н. Новосильцев;                     г) А.А. Чарторыйский;

                                                                       

  1. Главный удар Наполеон направил на:

а) Санкт-Петербург;                                    в) Киев;

б) Москву;                                                    г) Калугу.

  1. Выберите правильный ответ. Значение Смоленского сражения состоит в том, что:

а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1, 2 и 3-й армий.

б) основные силы французской армии были разгромлены;

в) русской армии удалось отстоять Смоленск;

г) русская армия перешла в контрнаступление.

  1. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 года:

а) Бородинское сражение;                             в) переправа через Березину;

б) Смоленское сражение;                              г) сражение под Малоярославцем.

  1. Выберите правильный ответ. Русские войска вступили в Париж:

а) в октябре 1813 года;                                   в) в сентябре 1814 года;

б) в марте 1814 года;                                      г) в марте 1815 года.

  1. Укажите неверный ответ. Участниками Священного союза первоначально стали:

а) Россия;                                                        в) Пруссия;

б) Англия;                                                       г) Австрия.

  1. Укажите правильный ответ. Согласно конституции 1815 года, главой Польского государства являлся:

а) польский король;                                      в) российский генерал-губернатор;

б) русский царь;                                            г) наместник русского царя.

  1. Укажите неверный ответ. Крупнейшими ярмарками страны в первой четверти XIX века были:

а) Макарьевская;                        в) Петербургская;                             д) Ирбитсая.

б) Коренская;                              г) Киевская;

  1. Новым направлением в развитии путей сообщения в первой четверти XIX века стало:

а) сооружение речных каналов;

б) строительство мощеных дорог;

в) строительство железных дорог.

10. Основными участниками первых тайных организаций были:

а) офицеры;                                                в) купцы;

б) чиновники;                                            г) крестьяне.

11. Какую цель преследовали декабристы на Сенатской площади?

а) провозгласить императором Константина;

б) освободить из тюрем узников царского режима;

в) изменить систему управления страной;

г) привлечь народ на свою сторону.

Ответы. II вариант.

1 в.

2 б.

3 а.

4 – б, а, г, в.

5 б.

6 б.

7 б.

8 в.

9 а.

10 а.

11 в.

Комплект документов к уроку «Эпоха Александра I. Надежды

или разочарование?»

I тема. Внутренняя политика Александра I.

Документ 1. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли…, то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам…

… если крестьянин или целое  селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по-прежнему.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, ежели не пожелают войти в другие состояния, могут остаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев...

Крестьяне, отпущенные на волю и владеющие землей в собственность, несут подушный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою   оброчных денег в казну не платят».

  1. Назовите документ и год его опубликования.
  2. Назовите условие, необходимое для освобождения крестьян.
  3. К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу?
  4. Каковы были права и обязанности хлебопашцев?
  5. Каковы были практические результаты этого указа?

Документ 2. Александр I: «Вы подарили мне средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости… Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас взоры».

О каком событии говорит Александр I?

II тема. Внешняя политика Александра I.

1 документ. «С потерей Москвы не потеряна еще Россия… Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление…Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества…»

  1. Кто и по какому поводу сказал это слова?
  2. Какова главная цель военного совета, какое решение было принято в итоге?

2 документ. А. Ермолов: «… Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Сегюр: «Но нас окружал целый океан пламени: оно охватывало все ворота крепости и мешало нам выбраться из него. Тогда наши после долгих поисков нашли возле груды камней подземный ход, выводивший …к реке…

И тем не менее следовало торопиться. Вокруг нас ежеминутно возрастал рев пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем, открывалась перед нами, но и она была скорее входом в ад, нежели выходом из него».

  1. О чем идет речь в приведенных отрывках?
  2. Кто виновен в пожаре?

III тема. Общественное движение при Александре I.

«Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой… Ставя себя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества!.. Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ Русский заслуживает и от, и другое.

Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья…

Земли помещиков остаются за ними…

Военные поселения немедленно уничтожаются…

Разделение людей на 14 классов отменяется…

Народное вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты народных представителей, облечено всею законодательною властию…

Всякое предложение получившее согласие Думы и Палаты представителей, должно быть еще представлено императору, чтобы получить силу закона. Если император одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает с своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило…»

  1. Отрывок из какого  документа представлен перед вами? Кто его автор? На основании чего вы сделали такой вывод?
  2. Как в документе решается крестьянский вопрос?
  3. Кому принадлежит государственная власть?
  4. Какие еще проекты документов, решающих вопрос о государственной власти, вы знаете?

IV тема. Персоналии.

Угадайте, о ком идет речь в отрывке? Почему вы так думаете?

  1. «Он – знаменитый государственный деятель. Сын священника, ставший графом. Учился во Владимирской семинарии при Александро-Невской лавре в Петербурге, куда по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и философии. Позднее сделался домашним секретарем князя А.Б. Куракина, подружился с гувенером Брюкнером и увлекся взглядами Вольтера и Дидро. В эпоху Александра I вошел в число реформаторов. Его идеи переустройства государственного управления были встречены обществом в штыки и практически не реализованы. Несколько лет находился в ссылке. В царствование императора Николая I участвовал в составлении «Полного собрания» и «Свода законов» Российской империи».
  2. «Он родился в семье отставного военного и бедного помещика, к концу жизни – граф, владелец крупного имения. Обучался у сельского дьячка грамоте и арифметике, позднее был отдан в шляхетский артиллерийский и инженерный кадетский корпус, где у него оказались способности и вкус к математическим наукам. Был приглашен к графу Салтыкову Н.И. преподавать артиллерию и фортификацию его сыновьям. Кроме того преподавал арифметику и геометрию в корпусе. Салтыков рекомендовал его императору Павлу I, и с тех пор началась его государственная карьера. По признанию военных историков, его меры по реорганизации отдельных сторон жизни армии пошли на пользу и сыграли положительную роль в войне 1812 – 1814 годов. Его имя связывают с наиболее консервативным этапом царствования Александра I, но именно он составил самый прогрессивный на тот момент проект ликвидации крепостного права. Что не мешало ему, впрочем, быть крайне жестоким помещиком». О ком идет речь в отрывке?
  3. Это стихотворение А.С. Пушкина посвящено одному из героев войны 1812 года. Назовите его имя.

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчаньи шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуют тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

Ответы к документам.

I тема. Документ 1.

1. 1803 год – указ о «вольных хлебопашцах».

2. Желание помещика, наделение освобожденных крестьян землей.

3. Сословие государственных крестьян, купцов или составить особое сословие свободных хлебопашцев.

  1. Платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.
  2. Отпущено на волю 47 тыс. крепостных крестьян.

Документ 2. Отрывок из речи Александра I на открытии заседания сейма в Варшаве.

II тема. 1 документ.

1. М.И. Кутузов о сдаче Москвы.

2. На военном совете в Филях решался вопрос о новом генеральном сражении и сдаче Москвы. Принято решение сдать Москву без боя.

Документ 2.

  1. Об оставлении Москвы жителями города, о пожаре Москвы.
  2. Французы – русских, русские – французов.

III тема.

  1. «Конституция» Н. Муравьева.
  2. Земля остается за помещиками.
  3. Государственная власть принадлежит Народному вечу, состоящему из двух палат. Законы утверждает император.
  4. «Русская правда» П. Пестеля, «Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанского, «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева.

IV тема.

1. М.М. Сперанский.

2. А.А. Аракчеев.

  1. М.Б. Барклай-де-Толли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для VII класса "Образ мечты и надежды".

Цель урока:-        Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий « лирика», « романтизм», « серенада»;-...

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...