Элективный курс "История России в записках иностранцев"
учебно-методическое пособие по истории (10, 11 класс)

Белых Елена Александровна
Методика элективных курсов находится сегодня в процессе становления. Очевидно, что данное пособие, являясь во многом непривычным для нашего учебного процесса, создает в этом вопросе дополнительные трудности как для учителя, так и для учащегося. Хотелось бы заметить две основные проблемы, две трудности: во-первых, текст не является единым, он «рваный», состоит их отрывков сочинений иностранцев. Прочитать его сплошь, конечно, можно, но затруднительно. Вторая проблема состоит в том, что разделы составлены по проблемно-хронологическому принципу и охватывают таким образом, большие исторические периоды, что непривычно ни учащимся, ни учителям. Но сам подход, выбранный для составления данного пособия, и состоял в том, чтобы не топтаться долго на одном столетии, а выделить типичные черты, характеризующие людей и события, описываемых в каждой из семи глав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_istoriya_rossii_v_zapiskah_inostrantsev.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа»

 «Утверждено»                                               «Согласовано»                              «Утверждаю»                                                         на заседании МО                                       Зам.директор по УВР                   Директор ИСОШ                                от  31.08.16                                                 _______/М.А.Балданова/              ______/Е.И.Булкина/  

                                                                       «___»___________2016 г.            «___»__________2016 г.

                                                                                           

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

 «История России XV – начала XX века в записках иностранцев»

Учитель истории и обществознания

Белых Е.А

         

Иракинда, 2016 – 2017 уч.год

Пояснительная записка

Методика элективных курсов находится сегодня в процессе становления. Очевидно, что данное пособие, являясь во многом непривычным для нашего учебного процесса, создает в этом вопросе дополнительные трудности как для учителя, так и для учащегося. Хотелось бы заметить две основные проблемы, две трудности: во-первых, текст не является единым, он «рваный», состоит их отрывков сочинений иностранцев. Прочитать его сплошь, конечно, можно, но затруднительно. Вторая проблема состоит в том, что разделы составлены по проблемно-хронологическому принципу и охватывают таким образом, большие исторические периоды, что непривычно ни учащимся, ни учителям. Но сам подход, выбранный для составления данного пособия, и состоял в том, чтобы не топтаться долго на одном столетии, а выделить типичные черты, характеризующие людей и события, описываемых в каждой из семи глав.

Поэтому, как представляется, на первом месте оказывается необходимость мотивирования учащихся, объяснения, почему и для чего им необходимо ознакомиться с таким материалом. Поскольку автор методического пособия обращается к профессиональному сообществу, он не считает нужным объяснять учителям-специалистам азы способов мотивации учащихся. Курс является элективным, есть все основания ожидать, что его выберут достаточно  мотивированные учащиеся, нацеленные на получении качественного гуманитарного образования с последующим поступлением в соответствующие  высшие учебные заведения.

Алгоритм изучения текстов из сочинений иностранцев.

Курс «История России XV – начала XX века в записках иностранцев» целиком построен на алгоритме изучения исторических источников.

Прежде всего, попытаемся определить круг приемов, которые учащиеся 10 класса должны использовать при анализе исторических источников. Следует заметить, что эти приемы деятельности к старшей школе уже должны быть сформированы. Работа с элективным курсом позволит существенно углубить, довести до уровня автоматизма эти приемы:

  1. Внимательное изучение поставленных к фрагменту или группе фрагментов, документов, вопросов и заданий, задающих угол зрения изучения источников
  2. Акцентирование внимания на авторстве источника  
  3. Соотнесение указанного авторства источника со знаниями о самом авторе из приводимых в курсе биографических справок, с предыдущими идеями и высказываниями данного автора.
  4. Выявления хронологических рамок каждого фрагмента источников, соотнесение их с системой летосчисления
  5. Внимательное чтение текста источника
  6. Определение главной идеи фрагмента или группы фрагментов документов
  7. Определение и фиксации встречающихся в источнике терминов, понятий, фактов, дат, имен.
  8. Анализ аргументации автора-иностранца, уяснение его позиции
  9. Постановка собственных вопросов к тексту
  10. Акцентирование внимания на биографических данных исторических персонажей, встречающихся в записках авторов-иностранцев, обращение к словарю персоналий курса
  11. Критический анализ содержащихся в источнике фактов, событий, другой информации
  12. Сопоставление содержания текста с имеющимися у учащихся знаниями из базового или профильного курса отечественной истории, а также с другими источниками.
  13. Формулирование выводов, причинно-следственных связей в виде цепочки суждений и умозаключений.
  14. Оформление результатов анализа документа в виде сообщения, ответов на вопросы и задания элективного курса, составление схем, заполнение таблиц, написание реферата, эссе, творческого сочинения и т.п.

Приемы и способы учебной деятельности учащихся с историческими источниками имеют иерархическую структуру по степени сложности.

Первый уровень -  воспроизводящий. При изучении элективного курса в рамках профильного обучения истории от учащихся требуется работать на уровне автоматизма, который предполагается нарабатывать при изучении истории в 5 – 9 классах основной школы. Основными приемами учебной деятельности могут быть:

  1. Установление авторства документа
  2. Составление простого плана
  3. Фиксация хронологических рамок документов
  4. Выписки основных понятий, имен, дат, фактов, событий, встречающихся в источнике.
  5. Пересказ основных положений
  6. Ответы на вопросы курса воспроизводящего уровня

Второй уровень – преобразующий. Основными видами учебной деятельности могут рассматриваться:

  1. Соотнесение авторства фрагмента документа или группы фрагментов со знаниями о самом авторе.
  2. Анализ аргументации автора, выявление факторов.
  3.  Выявление хронологических рамок документа, соотнесение их со шкалой времени, со знаниями о данном периоде отечественной истории.
  4. Соотнесение приводимых в источниках биографических сведений со знаниями, полученными в базовом или профильном курсе истории.
  5. Определение главной идеи
  6. Критический анализ текста источника
  7. Составление развернутого плана.
  8. Сопоставление содержания текста источника с имеющими учащихся знаниями о фактах, событиях, явлениях.
  9. Ответы на вопросы курса преобразующего уровня.
  10. Формулирование выводов, составление схем, таблиц.

Основными приемами учебной деятельности на втором этапе могут стать составление тезисов, составление конспектов, развернутые ответы на вопросы курса.

Составление тезисов – давно и хорошо известный прием учебной деятельности.

При составлении тезисов учащимся следует рекомендовать:

  1. Внимательно прочитайте текст источника.
  2. Выделите главные мысли источника «по абзацам».
  3. Составьте план изучаемого документа, руководствуясь вопросами курса и содержанием источника.
  4. Опишите каждый пункт плана несколькими предложениями, которые будут содержать основные факты.
  5. Постройте получившиеся результаты таким образом, чтобы они отвечали на вопросы элективного курса.

Более высоким по степени интеллектуальной насыщенности приемом учебной деятельности может стать составление конспектов.

Учащимся следует рекомендовать при составлении конспектов:

  1. Внимательно изучить поставленные к источнику вопросы элективного курса
  2.  Отразить к конспекте авторство источника, обоснование позиции автора-иностранца, хронологические рамки источника.
  3. Отразить в конспекте «биографическую составляющую», привести биографические данные на исторических персонажей, встречающихся в источнике.
  4. Выявить в тексте источника основных положений, раскрывающих суть излагаемых фактов, событий, явлений.
  5. Сформулировать в конспекте выводы, составить схемы, таблицы и т.п.

Развернутые ответы на вопросы элективного курса представляют собой основной прием учебной деятельности.

Каждый параграф завершается значительным количеством вопросов. Некоторые из них имеют актуализирующий характер, нацеленный на установление внутрикурсовых связей с базовым или профильным курсом истории. Другие вопросы носят преобразующий характер, иногда в игровой форме. Количество вопросов и заданий избыточно, учитель  может отобрать наиболее интересные всему классу, отвечающие возрастным особенностям или интересам отдельных учащихся.

  Третий уровень – творческо-поисковый. Основными видами учебной деятельности на этом уровне могут рассматриваться:

  1. Самостоятельное определение линий анализа позиций автора документа, вытекающих из биографических данных о нем.
  2. Самостоятельная формулировка учебных вопросов к источнику.
  3. Определение места и роли данного фрагмента документа в системе других фрагментов документов по одному и тому же вопросу.
  4. Самостоятельное определение линий анализа и сравнения фактического материала источника.
  5. Самостоятельное выстраивание логических цепочек причинно-следственных связей.
  6. Определение степени актуальности изучаемого материала для более глубокого понимания хода отечественной истории и его практической значимости для профильного обучения и дальнейшего продолжения учебы в вузе
  7. Выполнение заданий курса творческо-поискового уровня.
  8. Написания рефератов, докладов, творческих работ, эссе.

Как представляется, при работе с данным курсом одним из очень интересных, познавательных и значимых для школьника заданий может стать самостоятельный подбор иллюстраций к сочинениям иностранцев с помощью интернета, печатных изданий, собственного творческого издания иллюстративного материала.

Аналогичным образом для наиболее подготовленных учащихся, отличающихся аналитическим, творческим и критическим мышлением, можно рекомендовать такой вид работы, как составление комментариев,  пояснений и словарей к сочинениям иностранных авторов. Данный вид работы требует большого углубления в материалы эпохи, чтения специальных трудов историков по конкретной проблематике, изучения основной массы отечественных источников по выбранному периоду.

Элективный курс «История России XV – начала XX в.в записках иностранцев» в полной мере нацелен на решение указанных задач. Во-первых, как уже указывалось, в его основу положен не тематический, а проблемно-хронологический принцип.

Поурочное планирование элективного курса   «История России XV – начала XX в.в записках иностранцев»

№ урока

Тема

Часы

Урок 1

Вводное занятие

1

Глава I. Города и народы.

Урок 2

Границы и пространство. Население

1

Урок 3 – 4

Москва и москвичи. Петербург

2

Урок 5

Народы России

1

Урок 6

Русские. Итоговое повторение главы «Города и народы»

1

Глава II. Ресурсы и экономика.

Урок 7.

Климат. Ресурсы России

1

Урок 8

Сельское хозяйство.

1

Урок 9 – 10

Ремесло и промышленность. Строительство

2

Урок 11 – 12

Финансы. Торговля.

2

Урок 13

Дороги и средства передвижения. Итоговое повторение 2 главы.

1

Глава III. Общество и сословия.

Урок 14  .

Бесправное положение общества. Сословия.

1

Урок 15

Итоговое повторение 3 главы

1

Глава IV. Государственный строй.

Урок 16.

Верховная власть царя.

1

Урок 17 – 18

 Характер правления. Царский двор.

2

Урок 19 – 20

 Высшие государственные учреждения. Земские соборы

2

Урок 21

 Местное управление. Административные нравы

1

Урок 22

 Суд и наказания

1

Урок 23

 Прием иностранных послов. Повторение 4 главы

1

Глава V. Вооруженные силы

Урок 24

 Комплектование и численность. Иностранные наемники

1

Урок 25.

Вооружение. Флот

1

Урок 26.

Стратегия и практика боевых действий. Осада и взятие крепостей. Итоговое повторение 5 главы.

1

Глава VI. Религия

Урок 27

Основы вероучения. Высшее духовенство.

1

Урок 28

Монастыри. Храмы. Богослужения

1

Урок 29

Праздники. Религиозные обряды. Итоговое повторение 6 главы

1

Глава VII. Культура.

Урок 30

Внешний вид. Одежда. Домашний быт

1

Урок 31

Брак и семья. Положение женщин

1

Урок 32

Обычаи и нравы

1

Урок 33

Просвещение.

1

Урок 34

Итоговое повторение курса

1

Организационные формы и методы изучения элективного курса «История России XV – начала XX в. в записках иностранцев»

Основной организационной формой по-прежнему остается урок. Урок как одна из основных форм процесса обучения в современной школе имеет много вариантов.

Многообразие форм уроков позволяет учителям выстраивать модульные технологии обучения, с учетом особенностей конкретного контингента учащихся, их индивидуальных склонностей, умений и навыков, собственных интересов и знаний.

Наиболее отвечающими целям, задачам и особенностям элективного курса «История России XV – начала XX в. в записках иностранцев» можно считать уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы и др.

Охарактеризуем такую организационную форму уроков, как, например, работа над проектом:

  1. Творческие.
  2. Исследовательские.
  3. Игровые.
  4. Практико-ориентированные.

Тематика проектов в рамках элективного курса «История России XV – начала XX в. в записках иностранцев»

Разделы курса

Виды проектов

Творческие

Исследовательские

Игровые

Практико-ориентированные

Города и народы

Мы пишем учебник по страноведению для учащихся европейских стран по материалам путешествовавших по России иностранцев. Глава «Территория России в XV – XIX вв»

Проводим дискуссию на тему : «Русские и европейцы: проблемы взаимопонимания

 в XV – начале XX вв»

Я – иностранный дипломат и разведчик. Составляю описание города Москвы XV – XVII вв.

Мы готовим компьютерную презентацию «Территория, города и народы  России в XV – начале XX в по запискам иностранных авторов.

Мы создаем карту роста территории и населения России XV – начале XX в  

Ресурсы и экономика

Мы пишем учебник по страноведению для учащихся европейских стран по материалам путешествовавших по России иностранцев. Глава  «Ресурсы и экономика России в XV – XIX вв»

Проведение сравнительного анализа экономических ресурсов средневековой России и современной РФ.

Готовим анализ отраслевой структуры экономики средневековой России по запискам иностранцев.

Проводим экономическую конференцию с докладами от имени российских:

-купца

-крестьянина

-ремесленника

-финансиста

Мы создаем экономическую карту России XVI – XVIII вв.

Общество и сословия

Мы пишем учебник по страноведению для учащихся европейских стран по материалам путешествовавших по России иностранцев. Глава «Общество и сословия России»

Проводим дискуссии по проблемам сословной структуры российского общества

Я – корреспондент иностранной газеты в России XV – начале XX в.

Готовлю репортажы в газету о положении:

-высших сословий России

-крестьян

-горожан

-холопов

Готовим раздаточный материал с хар-ой сословного строя России XV – начала XX в.

Готовим компьютерную презентацию на тему «Общество и сословия России»

Государственный строй

Мы пишем учебник по страноведению для учащихся европейских стран по материалам путешествовавших по России иностранцев. Глава « Государственный строй России в XV – XIX вв»

Проводим анализ государственного строя России и его эволюции на протяжении XV – начала XX в.

Готовим научный доклад «Характеристика государственного строя России XV – начала XX в.

Проводим круглый стол на тему «Суд и наказания в России в XV – начале XX в.

Проводим сравнительный анализ судебной системы, порядка судопроизводства в средневековой России и в современной РФ

Проводим заседание Земского собора в середине – второй половине XVII в.

Обсуждаем следующие вопросы:

-состояние экономики России

-положение сословий в России

-назревшие реформы государственного строя.

Проводим следствие и заседание суда по делу о воровстве в России  XVI – XVII вв.

Я – палач в России XVII в.

Я – судья в России XVI – XVII вв.

Я – посол европейской державы, составляю отчет о ходе свой поездки в Россию

Готовим компьютерную презентацию «Государственный строй России в XV – XIX вв»

Готовим доклады о государственном строе России XV – XIX вв.

Составляем условный Уголовный кодекс России XVI – XVIII вв.

Составляем классный альбом на тему: «Государственный строй России в XV – XIX вв»

 Готовим компьютерную презентацию.

Вооруженные силы

Мы пишем учебник по страноведению для учащихся европейских стран по материалам путешествовавших по России иностранцев. Глава «Вооруженные силы России в XV – XIX вв»

Готовим научный доклад на тему «Развитие стратегии и тактики вооруженных сил России в XV – XIX вв.

Проводим дискуссию по проблемам комплектования и управления российским войском в XV – XVIII вв.

Готовим аналитический доклад «Роль и место иностранных наемников в российской армии в XV – XVIII вв.»

Проводим заседание сената времен Петра 1 с повесткой дня: задачи реформирования армии и флота.

Я – иностранный разведчик в России 17 века, моя цель – собрать информацию о состоянии российской армии.

Готовим компьютерную презентацию по теме «Вооруженные силы России в XV – XIX вв»

Готовим материалы для оформления экспозиции по теме «Вооруженные силы России в XV – XIX вв»

Религия

Мы пишем учебник по страноведению для учащихся европейских стран по материалам путешествовавших по России иностранцев. Глава «Религия в России в XV – XIX вв»

Составляем аналитический доклад «Роль религии в жизни российского общества XV – начала XX вв»

Проводим сравнительный анализ характера празднований основных христианских праздников и соблюдения религиозных обрядов в средневековой России и современной РФ

Я – корреспондент иностранной газеты в России XVI – XVIII вв., моя задача – дать описание основных православных обрядов

Готовим экскурсию на тему «Храмы и монастыри Москвы»

С использовании ресурсов интернета виртуальная экскурсия.

Готовим компьютерную презентацию «Христианские праздники и религиозные обряды в России XV –начала  XX вв.»

Культура

Мы пишем учебник по страноведению для учащихся европейских стран по материалам путешествовавших по России иностранцев. Глава «Культура, быт и просвещение в России в XV – XIX вв.»

Проводим научную конференцию по теме «Развитие культуры, быта и просвещения в России XV –начала  XX вв.»

Готовим научную статью «Сравнительный анализ состояния просвещения в России в XVI – XVIII вв. и в Западной Европе.

Я – иностранный корреспондент в России XV – XIX вв., моя задача  - дать серию репортажей о разных сторонах жизни российского общества.

Готовим и проводим ролевую игру «Свадьба в России  XVI – XVIII вв.»

Готовим компьютерную презентацию «Культура, быт и просвещение в России в XV – XIX вв»

Создаем классный альбом «Внешний облик, жилища и занятия россиян XV – XIX вв.»

Готовим раздаточный материал по теме «Культура, быт и просвещение в России в XV – XIX вв.»

Средства контроля  и оценки в элективном курсе «История России XV – начала XX в. в записках иностранцев»

В качестве средств контроля в элективном курсе можно использовать отдельные вопросы к каждому уроку, кроме того, каждый раздел завершается итоговыми вопросами и заданиями, тематикой, эссе. Возможно создание учениками собственных продуктов, презентаций о визитах иностранцев в наше Отечество. Собственно, выполнение таких сочинений, эссе, презентаций и могло бы стать частью участия учеников в выполнении проектов. Кроме того, в пособие для учителя включено значительное число вопросов и текстов для каждого урока, а также серия итоговых тестов, с помощью которых можно легко организовать текущий и отсроченный  контроль.

Управление процессом обучения школьников здесь реализуется с использованием  принципа обратной связи, т.е. за счет организации контроля, анализа и необходимой коррекции. В период освоения учеником каждого учебного элемента учителем осуществляется текущий и промежуточный контроль в сочетании с самоконтролем ученика и взаимным контролем учеников в группе. После завершения работы с разделом элективного курса осуществляется выходной контроль, позволяющий установить уровень усвоения материала.

Оценивать знания и умения учащихся можно весьма эффективно в условиях обучения в сотрудничестве, что дает возможность учителям лучше узнать учащихся, детально проверить уровень их подготовки. Преподаватель следит за успехами учащегося, постоянно корректирует и направляет его учебную деятельность. Такие методы основаны на прямом личном контакте учителя и учащихся.

В проектном методе можно выделить следующие виды оценки учебной деятельности учащихся:

-написание реферата по заданной теме

-референтную оценку работы другого учащегося, изучающих ту же тему.

-личное интервью с преподавателем.

-самооценку работы учащегося, анализ им своих успехов и неудач при выполнении проекта.

Проверка качеств  знаний учащихся в рамках изучения элективного курса «История России XV – начала XX в. в записках иностранцев» осуществляется, прежде всего, на зачетных уроках. Зачет представляет собой особую форму проверки знаний и навыков, полученных на лекциях, на семинарских и практических занятиях. Наряду с функцией контроля, зачет является также формой дальнейшего развития учащихся, их самообразования и самообучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса: "Россия и мир". 10-11 класс.

Программа элективного курса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к сдаче ЕГЭ по истории и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Проектный урок "«Иностранцы, прославившие Россию, или все о Нобелях»

Издавна на Руси чтили тех иностранцев, кто своим трудом и капиталом, энергией и умом приумножал величие нашей страны, ее богатство. Пример тому - история семьи Нобелей в дореволюционной России, котора...

Проект "Знаменитые иностранцы России"

Проект посвящен значимости вклада, который внес в историю нашей страны "русский испанец" на российской государственной службе А.А. Бетанкур....

Пояснительная записка к элективному курсу по истории "История в лицах. Россия XX век"

Рабочая программа предусматривает расширение знаний учащихся по предмету через изучение темы "Исторические личности и их роль в истории". Углубленное преподавание истории осуществляется с помощью след...

Тема урока: «Russia for foreigners».(Россия для иностранцев.)

Цели: образовательная расширение страноведческих знаний; обогащение словарного запаса по теме "Russia for foreigners"("Россия для иностранцев"); активизация лексических единиц по данной теме.развивающ...

Элективный курс "Россия в мире"

Элективный курс " Россия в мире" по географии предназначен для учащихся 9 классов , углубленно изучающих географию хозяйства России. Он полезен также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии...

элективный курс "Россия-страна гардарики"

Элективный курс «Россия - страна Гардарика» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях ...