элективный курс "Россия-страна гардарики"
элективный курс по географии (9 класс)

Роот Галина Андреевна

Элективный курс «Россия - страна Гардарика» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Банновская основная общеобразовательная школа»

РАСМОТРЕННО                                                        УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания                                                   приказом директора

педагогического   совета                                          от_27.08.2019г. №_125                          От_25.08._2019г.                                                      __________С.Н.Сульянова

__________Ю.С.Майнакова

Рабочая программа

элективного курса по географии

 «Россия - страна гардарика»

для 9 класса (12 часов)

на 2018-2019 уч.год

Учитель географии : Г.А.Роот

                                         с.Банное

                                                              2016г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Россия - страна Гардарика » для учащихся 9 классов.

          При изучении темы «Городское и сельское население России» большой интерес  у учащихся вызывает информация, связанная с городами: количество городских поселений,  численность населения,  историческое прошлое, географическое положение, достопримечательности и особенности многих городов. Элективный курс «Россия - страна Гардарика» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей страны.

Элективный курс составлен на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования  и рекомендован к изучению Министерством образования и науки Российской Федерации от 03.06.2012 № 103-ФЗ. Данный курс представляется актуальным, так как он не только даёт знания  по физической,  экономической и социальной географии, осуществляет межпредметные связи с историей, литературой, культурой, но и способствует формированию всесторонне образованной личности. Кроме того, курс позволит показать значение городов в материальной  и духовной жизни  населения, развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, работать с различной справочной литературой, отыскивать нужную информацию в Интернете, дискутировать по проблемам городов и, наконец, воспитывать патриотические чувства.

          Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими  и историческими картами, справочниками, дополнительной научно – популярной  литературой,  диаграммами, рисунками, компьютером, мультимедийным проектором. Возможна туристическая поездка в пределах области или России.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся, подготовку  сообщений, докладов или составление  слайдовых презентаций.

Основные цели курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Задачи курса: 

  1. Расширение знаний по экономической и социальной географии: рассматривание исторических аспектов возникновения и развития сети городов в России, знакомство с городами-миллионерами, городами-Героями, городами «Золотого кольца России» и городом нашей республики.
  2. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов.
  3. Формирование навыков работы с картографическими источниками, географической литературой, компьютером. Развитие умения отбирать необходимый материал, грамотно оформлять творческие работы и слайдовые презентации,  а также умения публичного выступления.
  4. Воспитание  любви к родному краю, к Родине.
  5. Содействие нравственному и эстетическому воспитанию.

В результате изучения курса учащиеся должны знать: 

  • понятия «город», «урбанизация», «городская агломерация».
  • историю возникновения некоторых городов.
  • классификацию, функции городов.
  • героическое прошлое, достопримечательности городов-Героев, городов «Золотого кольца России».
  • историю возникновения и развития городов  России

Учащиеся должны уметь: 

  • использовать учебник, дополнительную литературу, карты, ресурсы Интернета для составления характеристики городов;
  • составлять  слайдовые презентации;
  • оформлять творческие работы.

           

Объем различных форм учебной работы:          

  • Всего аудиторных занятий – 12часов

  • в том числе
  • лекции: – 4 часа
  • практические занятия: –2 часов
  • конференция:-1 час
  • детские презентации:-2 часа
  • заочное путешествие:- 1 час
  • самостоятельная работа в группах:-2часа

Литература для учащихся

  1. Детские исторические и географические энциклопедии.
  2. Географические атласы для средней школы.
  3. Исторические атласы для средней школы
  4. Информационные ресурсы Интернет.

Литература для учителя:

1. Газета «География» Издательский дом «Первое сентября». №15, 18, 19                                         2014 г.

              2. http://www.warheroes.ru/towns.asp

    3.http://ru.wikipedia.org/wiki

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                 Тема

Всего

занятий

Форма

проведения

Количество часов

дата

1.

Введение. Россия-страна «Гардарика» Город, типы городов, классификация, урбанизация, городские агломерации в РФ.

1

Лекция

1

2.

История возникновения  и роста городов России

2

Лекция

Практическая работа

1

1

3

Города-миллионеры

3

Групповая работа над слайдовой презентацией

Творческий отчёт

2

1

4

Города-Герои

2

Подготовка выступлений

Урок-конференция

1

1

5

Города «Золотого кольца России»

2

Лекция

Заочное путешествие

1

1

6

Города России

1

Лекция

1

Итоговое занятие

1

Тестирование

1

итого

12

                     

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. «Россия - страна Гардарика». (1 час).

Определения  город, урбанизация, городская агломерация. Типы городов. Классификация городов по различным признакам: ЭГП, истории возникновения, численности населения, национальному составу, функциям. Города, имеющие необычные названия (Дно, Сапожок, Оса и др.).

Тема 1. История возникновения  и роста городов России. (2часа)

История возникновения городов. Древние города, упоминающиеся в летописях, города, возникшие при Петре I, Екатерине II, после Октябрьской революции, в xx в. Города-наукограды, закрытые города, города-курорты.  

Практические работы: 1) Нанесение на контурную карту городов, возникших  в разные исторические эпохи. Выделение городов  - миллионеров.  2)  Привязанность городов к крупным рекам. Составление картосхем по шаблонам.

Тема 2. Города – миллионеры (3часов)

Количество, географическое положение, топонимика, планировка, население, достопримечательности, знаменитые люди. (Творческая работа в группах по составлению слайдовых презентаций о Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде).

           Творческий отчёт групп.

Тема 3 Города-Герои.  (2 часа)

Великая Отечественная война в истории нашей страны и в истории городов. Статус городов-Героев. (Творческая работа в группах по составлению докладов, фоторепортажа, подготовке  слайдовых презентаций о Москве, Ленинграде, Смоленске, Мурманске, Туле, Волгограде, Новороссийске).

Творческий отчёт групп  на уроке – конференции.

Тема 4 Города Золотого Кольца  России. (2 часа)

Города Центральной России, образующие «Золотое Кольцо»  (Москва-Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома –Плёс –Суздаль –Владимир -Москва). Географическое положение, топонимика, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма.

Тема 5   Города России (1 часа)

Заключительный урок - итоговое  тестирование и оформление папки с материалами элективного курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса по географии для 9 класса «Россия - страна Гардарика»

Элективный курс «Россия - страна Гардарика» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях ...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...