Применение опорных конспектов
методическая разработка по истории

Белых Елена Александровна
По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию. Цельный взгляд на событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий — вот главная суть опорных конспектов на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon opornye_konspekty.ppt869.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение опорных конспектов на уроках истории и обществознания. Учитель истории и обществознания МБОУ ИСОШ Белых Е.А.

Слайд 2

Современная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.«В настоящее время школьное историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на уроке ученик забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно-следственная связь».

Слайд 3

Знание истории означает, кроме всего прочего, некоторую эмоциональность и усвоение множества фактов Если материал всей темы просто предлагается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает ученика, в его голове образуется «каша» из множества мелких подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, и к тому же с выделенными узловыми подвопросами и подтемами, приводят к получению нового качественного результата».Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий — вот главная суть опорных конспектов на уроках истории. Применение опорных конспектов предполагает и решение ещё одной немаловажной задачи — существенное сокращение учебного материала, появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки

Слайд 4

Применение опорных конспектов на уроках истории, что немало важно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей. Блок-тема зашифрована в систему знаков-опор. Это символы, слова, даты, стрелки перехода или превращения, знака противостояния или союза. При этом большинство этих знаков унифицировано. Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины и тенденции исторического процесса. Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельные мини блоки, в среднем каждый опорный конспект состоит из восьми (десяти) таких, миниблоков. Завершает цепочку знаков вывод по теме или оценка последствий событий.

Слайд 5

Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Незакомплексованное живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.

Слайд 6

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом.

Слайд 7

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.

Слайд 8

Цельный взгляд на событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий — вот главная суть опорных конспектов на уроках истории и обществознания.

Слайд 9

Восточные славяне в VI-VIII вв. Восточные славяне – это 12 (15) союзов племен. Союзы племен носили не кровнородственный, а территориально-политический характер . ЦЕНТР поляне древляне дреговичи северяне ЗАПАД волыняне белые хорваты ВОСТОК радимичи вятичи СЕВЕР словене ильменские кривичи ЮГ тиверцы уличи

Слайд 10

Восточные славяне в VI-VIII вв. Основа хозяйства – земледелие Низшее звено социальной организации – вервь (соседская община) Народное собрание – вече . Основа господствующего слоя – дружина (военно-служилая знать, подчиняющаяся князю) Для содержания своей дружины князья собирали дань со свободных общинников Подсечно-огневая система Переложная система + скотоводство + охота + рыболовство + бортничество + ремесла + торговля Балтийское море Черное море Константинополь Торговый путь «Из варяг в греки»

Слайд 11

Рисунок: занятия восточных славян

Слайд 12

Дмитрий Иванович Донской (1359-1389): начало 1359-1362 гг. – борьба за великое княжение с нижегородским князем Дмитрием Константиновичем В 1359 г. Дмитрию было 9 лет Митрополит Алексий – воспитатель и фактический правитель 1362 г. – ярлык на великое княжение 1366 г. – женитьба на Евдокии Дмитриевне 1368-1375 гг. – война с Литвой (Ольгерд) и Тверью (Михаил Александрович) 1368, 1370, 1372 гг. – все атаки были отбиты 1375 г. – Дмитрий Иванович покорил Тверь Главная задача – освободиться от ордынского ига! Присоединены: Белоозеро, Владимир, Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома

Слайд 13

До Куликова поля Зима 1377 г. – Дмитрий Боброк-Волынский совершил поход на Волжскую Булгарию и победил Лето 1377 г. – ордынский царевич Араб-шах разгромил московско-нижегородское войско на реке Пьяне 1378 г. – Дмитрий Иванович разгромил войско мурзы Бегича на р. Воже

Слайд 14

Общественная мысль Ереси Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.) Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и церковные таинства Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.) Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и Святую Троицу Иосифляне (Иосиф Волоцкий): Церковь должна быть богатой, владеть земельной собственностью Нестяжатели (Нил Сорский, Максим Грек, Вассиан Патрикеев) Отказ от церковного и монастырского имущества XV-XVI века Филофей ( I пол. XVI в .) « Москва – третий Рим »

Слайд 15

Привилегированные сословия Дворянство Духовенство Купечество Почетные граждане 1832 г. личное потомственное Потомственные Купцы 1 гильдии Ученые Художники Дети личных дворян и духовенства с образовательным цензом Личные Чиновники до 12 ранга Дети духовенства без образовательного ценза Казачество полупривилегированное военное сословие Разночинцы лично свободные люди «разных чинов», не принадлежащих ни привилегированному, ни податному сословиям (интеллигенты, выходцы из мещан)

Слайд 16

Податные сословия Крестьяне государственные удельные владельческие (помещичьи) Мещане Различные категории городских жителей Мелкие ремесленники Мелкие торговцы Домовладельцы Крестьяне, освободившиеся от крепостной зависимости

Слайд 17

Отечественная война 1812 года. Соотношение сил и планы сторон «Великая армия» Наполеона 600 тысяч 1 армия (Барклай-де-Толли) 128 тысяч 2 армия (Багратион) 50 тысяч 3 армия (Тормасов) 45 тысяч + 100 тысяч на флангах и в тылу Фуль: отойти к Дрисскому укрепленному лагерю и дать генеральное сражение Барклай-де-Толли: уклоняясь от генерального сражения, измотать французские войска

Слайд 18

Начало нашествия Наполеона на Россию Армия Наполеона 12 июня 1812 г. 1 армия 2 армия Смоленск Оставлен 4-6 августа 8 августа главнокомандующим назначен М.И. Кутузов Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Огромные потери с обеих сторон Наполеону не удалось уничтожить русскую армию Но русские продолжали отступать 1 сентября – Совет в Филях Тарутино 2 сентября – 7 октября французы в Москве

Слайд 19

Отступление французской армии Москва Калуга Малоярославец 12 октября Смоленск Разгром французских войск на Березине 14-16 ноября Давыдов Фигнер Сеславин Курин Кожина 25 декабря Манифест об окончании Отечественной войны

Слайд 20

Восстание декабристов 19 ноября 1825 г. Умер Александр I Константин отрекся от престола (междуцарствие) Переприсяга Николаю I 14 декабря 1825 г. 14 декабря 1825 г. Восстание на Сенатской площади 29 декабря 1825 – 3 января 1826 г. Восстание Черниговского полка Казнены: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский 120 офицеров – в Сибирь Солдаты прогнаны «сквозь строй» и сосланы в штрафные батальоны на Кавказ

Слайд 21

Литература Классицизм (нач. XIX в.) (идея служения государю и Отечеству) Г.Р. Державин Сентиментализм (нач. XIX в.) (чувства, переживания человека) Н.М. Карамзин Романтизм ( I четв. XIX в.) (противопоставление романтического, идеального образа реальности, самобытность русской истории) В.А. Жуковский А.А. Бестужев-Марлинский М.Н. Загоскин Реализм ( II четв. XIX в.) (изображение реальной жизни) А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь

Слайд 22

Либералы: славянофилы и западники Лидеры И.В. Киреевский И.С. Аксаков Ю.Ф. Самарин А.С. Хомяков Т.Н. Грановский С.М. Соловьев К.Д. Кавелин Б.Н. Чичерин Основные идеи Россия – самобытная страна Идеал – допетровская Русь Отмена крепостничества Восстановление связи народа с самодержавием (Земский соборы) Россия – европейская страна Идеал – Петр I Отмена крепостничества Конституционная монархия Способы достижения целей Мирные реформы сверху Против революции Мирные реформы сверху Против революции

Слайд 23

Кавказская война 1817-1864 гг.: причины и повод Попытки России утвердиться на Кавказе и внедрить там российские законы Стремление России оградить свои границы от набегов горцев Повод: Активные наступательные действия кавказского наместника генерала А.П. Ермолова (карательные походы, строительство крепостей)

Слайд 24

Этапы войны Окончательное подавление сопротивления горцев VI 1859-1864 Имамат Шамиля. Военные действия с переменным успехом. Пленение Шамиля (25 авг. 1859 г.) V 1834-1859 Создание имамата (горского мусульманского государства), начала газавата (священной войны против «неверных») IV 1828-1833 Восстание Б. Таймазова в Чечне (1824). Возникновение мюридизма (направление в исламе) III 1824-1828 Объединение правителей Дагестана против царских войск, начало организованных действий с обеих сторон II 1819-1824 Преобладание партизанской войны горцев (набеги, засады) I 1817-1819

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение опорных конспектов на уроке русского языка

Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт из...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Применение опорных конспектов на уроках физики.

Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Не всех учащих...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Сегодня пристальное внимание учителей-словесников направлено на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока.  На мой взгляд,  из всех существующих форм наглядности на урока...

Применение опорных конспектов в обучении

Учителю надо постоянно помнить, что  основной частью  системы работы с  применением  опорных конспектов является система контроля  и система совершенствования практических нав...

Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов

Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории, к сожалению, нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в строго отведённое время, в письменной формы...