Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…
методическая разработка по истории (5 класс)

Акимова Валентина Александровна

Методическая разработка социально-образовательного проекта "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…"

Идея проекта заключается в том, чтобы найти способы сохранения и передачи воспоминаний об этих людях.

Педагогический замысел проекта состоит в том, чтобы создать ситуацию эмоционального погружения в историческое прошлое и способствовать формированию собственного отношения к нему.

Цель воспитывать патриотизм и любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к своим историческим корням.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому, ее настоящему;
  •  поддерживать инициативу и творчество учащихся;
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи, Родины;
  • стимулировать у детей нравственные мотивы поведения;
  • приобрести навыки социального общения со взрослыми;
  • способствовать формированию  активной жизненной позиции, гражданственности;  
  • укреплять связь поколений в семье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №430

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Социально-образовательный проект

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

(Методическая разработка)

Авторы:

Акимова

Валентина Александровна, классный руководитель 6 класса, учитель

русского языка и литературы

Семёнова

Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания

2015 год


I   Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие учащихся – важнейший компонент социального заказа современной системы образования. Размытость ценностных ориентиров, падение общей культуры, разрушение традиций и связей между разными поколениями – все это поставило духовно-нравственное воспитание нового поколения в ряд стратегических государственных задач. Современное школьное образование призвано давать школьникам возможность осознавать себя как духовно-значимую личность, развивать их способности художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, помогать осваивать непреходящие ценности культуры, перенимать духовный и практический опыт поколений.

Одним из наиболее эффективных инструментов духовно-нравственного воспитания может стать социальный проект, который позволяет ребенку принять деятельностное участие в жизни местного сообщества, перенести абстрактные знания и умения в плоскость практической и социально-значимой деятельности.

Особенность представленного проекта заключается в том, что в его основе – особый вид педагогического взаимодействия – сопереживание. Специфика сопереживания связана с тем, что оно позволяет интериоризировать духовные ценности, которые не передаются педагогом в готовом виде, а рождаются и присваиваются учащимися в процессе эмоционального отклика, являющегося ответом на спроектированную педагогическую ситуацию.

Актуальность выбранной темы для школьников

В рамках данного проекта ставится задача создания ситуации эмоционального сопереживания людям и событиям далекого военного прошлого. Современная молодежь знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны совсем немного. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов – хранителей памяти о той страшной войне. Мы последнее поколение, которое может пообщаться с живыми свидетелями прошлого.

Идея проекта заключается в том, чтобы найти способы сохранения и передачи воспоминаний об этих людях.

Педагогический замысел проекта состоит в том, чтобы создать ситуацию эмоционального погружения в историческое прошлое и способствовать формированию собственного отношения к нему.

Цель  воспитывать патриотизм и любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к своим историческим корням.


Задачи:

  • способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому, ее настоящему;
  •  поддерживать инициативу и творчество учащихся;
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи, Родины;
  • стимулировать у детей нравственные мотивы поведения;
  • приобрести навыки социального общения со взрослыми;
  • способствовать формированию  активной жизненной позиции, гражданственности;  
  • укреплять связь поколений в семье.

Данный проект способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

 гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; включаться в творческую деятельность под  руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:  

учиться  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Ожидаемый результат

  • освоение способов сохранения памяти, выработанных в культуре;
  • воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью; осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;
  • воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ;
  • воспитание любви и уважения к семье, Родине, ее героям;
  • воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества.

II   План реализации проекта

Сроки

Тема занятия

Форма

Цель

Сентябрь

1 этап. Вводный

Анкетирование учащихся

Выявить уровень подготовленности учащихся к работе над проектом

Октябрь

Старт проекта

на Иликовском кладбище у братской могилы

Эмоциональное «потрясение».

Определение цели и задач проекта

Ноябрь

2этап.

Исследовательский

3 декабря – День Неизвестного солдата

Работа в группах. Работа с Интернет-источниками:

  1. Группа 1.  «Места братских захоронений в Петербурге и области»
  2. Группа 2. «Памятники Неизвестному солдату в России»
  3. Группа 3. «Памятники Неизвестному солдату в Европе».
  4. Группа 4. Собирает информацию о Дне неизвестного солдата

Обобщение материала путем создания общей Google-карты

https://clck.ru/9cTEx

Декабрь

Отчет групп о проделанной работе

Обобщение результатов исследовательской работы учащихся

Определение дальнейшей стратегии развития проекта

Январь

3этап. Экскурсия по школьному Залу боевой славы, посвященному Героям Ораниенбаумского плацдарма

Исследовательская работа на экспозиции школьного музея.

Отчет группы 5 «Их именами названы улицы города»

Музей как место памяти. Освоение музейного пространства и способов сохранения памяти средствами музейной экспозиции.

Март

4этап. Экскурсия. «Зеленый пояс Славы. Ораниенбаумский плацдарм»

Экскурсия. Исследовательская работа

Расширение кругозора, получение дополнительных сведений краеведческой направленности

Февраль-март

5 этап. Создание «Книги Памяти»

Сбор информации о своих близких, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Оформление учащимися собранных материалов в виде сочинений.

Иллюстрирование сочинений рисунками.

Перевод военной истории страны в индивидуальную историю, личностно-значимую для каждого ребенка

Апрель

6 этап. Публичное представление созданной книги

Публичное представление книги на классном часе, перед ребятами параллельных классов, на классном родительском собрании

Получение опыта публичного выступления

Апрель

7 этап. Создание поздравительных открыток для ветеранов.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

Подготовка к интервью с ветеранами, проведение и запись интервью

Создание ситуации диалога, беседа с очевидцем, участником войны

Май

Заключительный этап

9 мая - участие в Митинге, посвященном Дню Победы. Возложение памятного венка к братскому захоронению в Мартышкино.

Белые шарики с журавликами – символ погибших в войне

Создание флажков с именами своих близких, погибших в ВОВ, которые крепятся к венку.

Создание белых журавликов в технике оригами.

Эмоциональное сопереживание

Рефлексия

Отзывы ребят и родителей о проекте

Самоанализ деятельности

III Описание этапов проекта

1 этап. Анкетирование

Для того чтобы начать большой проект о Великой Отечественной войне, необходимо выявить, знают ли учащиеся основные события этой войны, поэтому им предлагается заполнить анкету и ответить на несколько вопросов

  1. Напишите годы Великой Отечественной войны.
  2.  Из каких источников вы получаете информацию об этом историческом периоде в жизни России?
  3. Назовите известных героев Великой Отечественной войны.
  4.  Назовите самые масштабные сражения Великой Отечественной войны.
  5. Знаете ли Вы, сколько человек погибло, пропало без вести во время Великой Отечественной войны?

2 этап. Подготовительная работа. Введение в тему и проблематику проекта

Очень важен эмоциональный настрой, с каким ребята начнут проект.

Анализ анкет показал, что все ребята знают о Великой Отечественной войне, но об этом событии они говорят как о каком-то далеком, не касающемся их лично периоде истории нашей страны. Поэтому, необходим такой старт проекта, который бы способствовал эмоциональному всплеску, задел души ребят.

Целесообразно выбрать в своем районе такое место памяти, которое является важным для социального сообщества и поддерживается им, чтобы ребята поняли, что погибших в Великой Отечественной войне помнят, чтут память о них. Таким местом для нашей школы стала братская могила на Иликовском кладбище Ломоносовского района.

Перед посещением кладбища с детьми проводится беседа, построенная на определенном алгоритме вопросов и заданий:

- Как вы думаете, что такое память? С чего  начинается   память?

- Проанализируйте отрывок из стихотворения К. М. Симонова:

С чего начинается память – с берёз?

С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если – со слёз!

-Поразмышляйте, о чем эти строки?  Что для вас память? Всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания? А если это страшные события, должны ли мы их хранить в памяти? Как сохранить память о войне?

- Рассмотрите предложенное изображение захоронения военных лет. Как вы думаете, кто захоронен в этой могиле? Почему они похоронены в общей могиле? Всегда ли нам известны имена солдат, захороненных в таких могилах? Кого мы называем пропавшими  без вести?

- Рассмотрите памятник Неизвестному солдату в России. Как вы думаете, кто такой Неизвестный солдат? Есть ли в России еще такие памятники?

В ходе беседы учащиеся приходят к выводам о том, что в нашей стране большое количество братских могил, коллективных захоронений, которые делались на местах массовых сражений.

Формулируется проблема: есть ли в России захоронения и памятники тем, чьи имен не удалось установить?

Класс делится на группы, выбирая одну из предложенных учителем тем проектной деятельности, либо предлагая свою.

2 этап. Исследовательская работа, сбор информации и отчет групп о проделанной работе

Сбор информации в Интернете и иных источниках в соответствии с темой выбранного подпроекта:

Группа 1.  Места братских захоронений в Петербурге и области

Группа 2. Памятники Неизвестному солдату в России

Группа 3. Памятники Неизвестному солдату в Европе

Группа 4.  День неизвестного солдата

Группа 5.  Герои Великой Отечественной войны г. Ломоносова

Представление результатов работы групп лучше провести 3 декабря, в день День Неизвестного солдата

Выступления групп

Группа 4  делает сообщение о возникшем недавно в России новом  празднике.

Дата 3 декабря 2014 года объявлена Днем неизвестного солдата. История возникновения этой даты.

Группа 2 представляет на Google-карте памятники Неизвестному солдату в России, кратко рассказывает о них.

Группа 3 представляет на Google-карте памятники Неизвестному солдату в Европе, поскольку Вторая Мировая война охватила большую часть Европы. Кратко представляет историю их создания.

Группа 1 рассказывает о братских захоронениях на территории своего района.

После выступлений ученикам предлагается ответить на вопросы:

- Как вы думаете, почему так много в России и за рубежом памятников Неизвестному солдату? Почему здесь горит вечный огонь? Почему главы иностранных государств, прибывшие в Россию с дружественным визитом, часто возлагают венки к могиле Неизвестного солдата? Как вы думаете, почему на братских захоронениях всегда много цветов?

Рефлексия: ребята осмысливают необходимость сохранения памяти о людях, отдавших собственные жизни во имя спасения своей Родины.

Задается вопрос о формах сохранения этой памяти.

3 этап. Экскурсия по Залу боевой славы «Бессмертный полк»

Ученики знакомятся с экспозицией школьного музея или краеведческого музея в своем районе.

Ученики нашей школы знакомятся с музейной экспозицией под руководством участников проекта, исследовавших тему «Герои Великой Отечественной войны г. Ломоносова», которые рассказывают о том, как сохраняет город память об этих людях – в музее им посвящены стенды, в их честь названы улицы Ломоносова.

- Какой подвиг совершили эти люди? Чем каждый из нас, жителей Ломоносова,  обязан им? Чтобы ответить на эти вопросы ученикам предлагается продолжить проект - совершить экскурсию по Ораниенбаумскому плацдарму.

4 этап. Экскурсия по Ораниенбаумскому плацдарму

Ораниенбаумский плацдарм - область на южном побережье Финского залива, которая была отрезана от основных советских сил в годы Великой Отечественной войны и сыграла значительную роль в обороне Ленинграда.

Путешествуя по памятным местам, учащиеся «реконструируют» события военного прошлого на местности, прикасаются к героическим страницам истории родных мест, а значит, сами становятся носителями исторической памяти.

Во время подведения итогов всей проделанной работы, делается вывод, что в нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: а вашей семье помнят тех, кто воевал в Великой Отечественной войне? Как сохраняют память о них?

Учащимся предлагается выяснить это и собрать  информацию о своих близких.

В ходе работы поступает предложение привлечь к этому ребят других классов.

5 этап. Создание Книги Памяти

У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки: молодые и не очень, улыбающиеся и строгие, грустные и серьезные. Это поколение, прожившее трудную, яркую, героическую жизнь. Вы – четвертое поколение, живущее после тех, кто воевал в годы Великой Отечественной войны. Хорошо, что эта страшная война так далека от вас, и мы должны всегда помнить тех, кто отдал свои жизни, чтобы подарить нам мирное небо. Ведь среди них были близкие нам люди,  наши прадеды, которые сражались и погибали на войне.

Соберите сведения о них, сфотографируйте памятные вещи (реликвии), запишите интервью с ветеранами, сделайте рисунки.

Собранные ребятами сведения оформляются в виде сочинений, рисунков, фотографий. Фотографии, сочинения, иллюстрации ребят печатаются на альбомных листах и соединяются в одну Книгу. Группа ребят создает презентацию.

В ходе рассказа ребят выяснилось, что только у двух ребят прабабушки еще живы. Прабабушка Шабановой Ани, Старыгина Серафима Фроловна, живет в Ломоносове, ей 92 года. Узнав о том, что мы создаем Книгу Памяти, пригласила всех ребят класса в гости.

Ребята с большим интересом слушали ее воспоминания.

6этап. Презентация Книги памяти.

Созданную «Книгу Памяти» представляют общественности: в актовом зале на открытом классном часе перед ребятами других 5-х классов и перед родителями на итоговом родительском собрании.

Теперь эта книга хранится в школьном музее.

7 этап. Поздравление Ветеранов с праздником Победы

Ребята делают поздравительные открытки. Готовятся к интервью, заранее составляют вопросы для беседы с ветеранами.

Возможный вариант вопросов: Сколько лет Вам было, когда началась война? Чем вы занимались до Великой Отечественной войны? Какие планы строили? Где застала Вас война, какие чувства вызвала? Расскажите, как и где призывались? Как прошло Ваше боевое крещение, помните ли первый бой? Часто ли Вы писали домой письма? О чём писали и кому? От кого получали письма? Было ли радио на фронте? Когда его можно было слушать? Что передавали? Как помогала песня на войне? Какие песни пели? Приезжали ли на передовую артисты? О чём хочется рассказать молодёжи, что особенно не даёт покоя? Где и как встретили победу? Какие награды получили? Что пожелаете нам, молодым?

8 этап. Заключительный.

Беседа.

В течение года мы много говорили о значении Великой Отечественной войны в истории нашего народа, о том, как в России чтут память не только известных героев, но и безымянных солдат, погибших на полях сражений.

Но ведь каждый из тех, кто воевал, герой он, или нет, внес свой вклад в общую победу. Вы – продолжение ваших предков, в ваших жилах течет кровь героев, наша задача – чтить память о тех, благодаря кому мы живем в мирной стране.

Как мы можем сохранить память о войне, о наших близких, которые стали ее участникам? Обсуждаются варианты, два из которых принимается участниками как руководство к действию;

 - сделать собственными руками памятный венок, украсив его флажками. На флажках написать имена своих родных, воевавших в Великой Отечественной войне.

- сделать белых журавлей, привязать их к белым шарам и выпустить в небо.

Участники проекта слушают песню М.Бернеса «Журавли», рассуждают, о ком она написана, кому посвящена. Педагог рассказывает об истории создания песни, о Садако Сасаки, об инициативе Гамзатова объявить Дни Белых журавлей, которые стали не только всероссийским национальным Днем памяти, но и международным праздником поэзии.

Этап завершается торжественным шествием учащихся в День Победы к Мемориалу в Мартышкино. Ребята вместе с родителями возложили  памятный венок, выпустили в небо белых журавлей, как символов погибших солдат.

Выводы

Тема войны. О ней написано много художественных произведений, много снято фильмов.  Но проходят годы, уходит святость тех лет. К сожалению, даже есть города, где сносят и оскверняют памятники и братские могилы. Не замирает сердце перед величием подвига тех 1418 дней и ночей.

Думается, что, участвуя в проекте, ребята прочувствовали свою ответственность за сохранение памяти о войне. Эта работа сплотила семьи, поскольку и родители стали участниками проекта.

Историческая память – основа, фундамент для процветания государства, его стабильности, уверенности в своих силах, преемственности поколений, уважительного отношения к культурному наследию.

Историческая память – это то, что передается из уст в уста: интересные истории, которые случились с близкими и родными людьми, фотографии, предметы, которые бережно хранятся в семейных архивах. А еще историческая память – это размышление о прошлом своей страны, своей семьи, своей малой родины.

Результатом проекта стала Книга Памяти. И пусть в рассказах детей не всегда идеален стиль, не прояснены детали событий, но удалось достичь главного – желания помнить о своих корнях, своих истоках, о тех, кто ценой своей жизни, поступком, трудом, преобразовывал этот мир, делал его добрее!

Отзывы учащихся о социально-образовательном проекте

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

Мне было интересно работать над проектом «Книга памяти. Вспомним всех поименно». Интересно и тяжело. Чем больше я узнавала от родных и знакомых ветеранов о той страшной войне, тем больше гордилась Великой Победой, в приближении которой участвовали и мои близкие, моя семья.

Все больше я понимала, какие же герои наши ветераны, эти бабушки и дедушки, которые живут рядом, нуждаются в нашей помощи. Сколько они пережили, сколько боли и горя вынесли!

Когда делаешь из бумаги журавлика, вспоминаешь песню «Журавли» - и каждый журавлик, как душа погибшего солдата.

Запускаешь его  в небо с воздушным шариком, и он летит, как символ покоя и мира, которые подарили нам наши воины ценой своей жизни.

На венке есть и сделанный мною флажок с именем моего прадедушки, который прошел всю войну - до Берлина! А другой прадед сгорел в танке в начале войны.

Я горжусь своими родными. Горжусь и помню. И благодаря «Книге памяти» портрет моего прадеда и его биография останутся навсегда не только в памяти членов нашей семьи.

А когда мы шли на митинг в День Великой Победы, неся в руках журавлей и венок - какое единение мы испытывали! Общей гордостью и общим горем. Это хорошо, что у нас в классе был такой замечательный проект, очень важный и нужный.

Захарова Кристина,

 6 В класс

Отзыв

В прошлом году наш класс делал проект, посвященный Великой Отечественной войне. Мы отмечали на Google-карте места памятников Неизвестному солдату, места братских захоронений Ленинградской области. Писали сочинения о том, как наши прадедушки и прабабушки защищали Родину. И даже напечатали целую книгу памяти о них! Вдобавок подготовили фильм по этой книге.

Этот проект позволил нам многое узнать о наших родных: как они воевали, как было тяжело и страшно во время войны. Мне кажется, что такие проекты очень нужны, так как они не дают нам забыть героев, которые, несмотря ни на что, защищали свою Родину ради нашего счастливого будущего.

Рукан Иван, 6 В класс


Отзывы родителей о социально-образовательном проекте

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

Отзыв

Работа над этим проектом была важна и интересна. И не только для детей, но и для нас, родителей.

Белые бумажные журавлики, флажки с именами погибших на войне родных, участие в митинге и возложение венка с этими флажками, поиск сведений о дедушках и бабушках для «Книги памяти» - все это вызывало много вопросов у дочери.

Семейные обсуждения и воспоминания пожилых родственников о войне, знакомство с ветеранами и их рассказы, просмотр художественных и документальных фильмов – это объединило нашу семью в процессе работы над проектом.

Возможность поговорить с ветеранами сама по себе уже ценна тем, что их истории не выдуманы. Люди все это видели, участвовали, заслужили медали, которые можно взять в руки и рассмотреть. Это не фильм и не книга, а реальные живые люди, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше.

Само выступление ребят произвело на меня большое впечатление. Каждый рассказывал историю своей семьи, своих прабабушек и прадедушек, держал в руках фотографии, гордился своими родными. Ребята всю жизнь будут помнить о том, что в эти страшные годы воевали и погибали члены их семей.

Говорят: «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, по тому будущее выстрелит из пушки». В наших силах не допустить этого. Надо знать историю своей семьи, своего народа, своей страны. И работа над проектом, и сама «Книга памяти» с фотографиями, историями и рисунками ребят на тему Великой Отечественной войны оставят добрую память на долгие годы. Очень важный и нужный проект!

                                                                                                                                   Екатерина Юрьевна Захарова


Отзыв

70 лет назад закончилась самая страшная в истории человечества война, а память о ней живет до сих пор. И будет жить, пока мы будем говорить о ней и чтить память погибших в этой войне.

В этом году наш класс участвовал в проекте «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Мы узнали, как война коснулась семей наших одноклассников. Проект позволил больше узнать о самой войне и о том, какой след она оставила в их семьях. Ребята с гордостью рассказывали о своих воевавших за Родину прабабушках и прадедушках, об их вкладе в победу! На основе этих рассказов была создана «Книга памяти» нашего класса.

Мы еще больше преисполнились чувством гордости и уважения к своей семье и семьям одноклассников. А также появилось огромное желание узнать больше об истории своего народа.

Ученики и родители с удовольствием приняли участие в поздравлении ветеранов с праздником, внимательно выслушивая и впитывая каждое слово из их рассказов о войне.

9 мая с гордостью и чувством благодарности мы пронесли «Книгу памяти» в колонне «Бессмертного полка». А также венок, сделанный своими руками, с именами погибших членов семьи в Великой Отечественной войне, и возложили его на мемориальном кладбище под песни военных лет!

Много разных праздников есть в мире, но мы еще больше осознали, что самый светлый тот, который подарил нам жизнь, свободу и мир – это День Победы!

Любовь Алексеевна Гриневич


Отзыв

Прошло уже некоторое время с тех торжественных дней, когда мы отмечали 70-летие Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. И листая фотографии, наша семья с трепетом и со слезами на глазах вспоминает эти дни. Дни, когда мы и наши дети готовились к этому событию. Меня и всех нас очень поразил и восхитил проект, который сделали ученики нашего класса с Валентиной Александровной. Это огромная «Книга памяти», в которой каждый из детей рассказал о своём родственнике – дедушке, прадедушке, прабабушке и др., участвовавших в ВОВ. Это было так здорово и интересно!!!

На собрании мы заслушивались историями о судьбах героев. Замечательно то, что на протяжении всего времени подготовки к проекту дети изучали жизнь своих родных, а значит, и своей страны. А с каким трепетом и сопереживанием ребята рассказывали о них для всех нас, взрослых… Невозможно было сдержать слёз!!! Это были слёзы сопереживания тем событиям, тому времени, той эпохе. И это были слёзы гордости за наших детей, которые так серьёзно подошли к этому замечательному, важному проекту!!! И это очень правильный и очень сейчас необходимый момент в воспитании школой и нами, родителями, наших детей, этого поколения. Это очень нужно для их и нашего будущего!

А с какой гордостью все мы несли «Книгу памяти» 9 мая на возложение венков к Мемориалу в Мартышкино, бережно передавая её из рук в руки!!! Каждый ребёнок, да и взрослый, хотел подержать её, прикоснуться к нашей истории!!!

Весь тот день был очень торжественным. Начиная с Парада на Красной Площади, видеотрансляцию которого мы все вместе смотрели на площади нашего города у фонтана. Затем построение колонны… Все с Георгиевскими лентами, с цветами, флагами, шарами, кто-то в пилотках и с другими атрибутами тех времён. Дети вели себя особенно «по- взрослому», серьёзно.

Пешком мы шли до Мартышкино, периодически отступая в сторону и пропуская автобусы с ветеранами. Все их приветствовали, махая флажками и снимая головные уборы…

На возложении венков и цветов выстроилась огромная очередь из желающих отдать свою частичку памяти павшим.

А когда зазвучала песня «Журавли», наш класс выпустил в небо воздушные шары с бумажными журавликами, на которых были написаны имена наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек. На одном из них, как и в «Книге памяти» было имя и нашего участника ВОВ – это прадед Насти - Архипов Александр Ефимович… Наша семья очень гордится им!!!

Ну а потом была каша из полевой кухни, которую мы ели в военной палатке.

Тот памятный вечер мы провели в обществе участника ВОВ, это прабабушка Ани Шабановой. Она была очень весёлой, нарядной. Вся в орденах и медалях. И нам кажется, что она была очень счастливой в окружении всех нас, тех, для кого она заслужила Победу и мирное небо над головой. Но в то же время на её глазах периодически блестели слезинки…

Денисова Ярослава Владимировна


Оглавление:

I Пояснительная записка        2

II План реализации проекта        4

III Описание этапов проекта        6

IV Выводы        11

V   Отзывы учащихся и родителей о проекте…………………………………………… …..12